Древневосточная культура: особенности и памятники (53 символа)

Краткие особенности культуры стран древнего востока Религиозные традиции

Что объединяет цивилизации Востока

К восточным цивилизациям относят китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую, зачастую японскую, реже негро-африканскую. Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь традиционно была невелика. Земля, ирригационные системы и т. д. были собственностью общины. Среди духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Духовная сфера человеческого бытия традиционно ставилась выше экономической. На Востоке ценна активность, направленная внутрь человека, на самосозерцание. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Вот почему данный тип общества получил название «традиционный».

Широко известно выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Однако сегодня, в эпоху универсализации мировой истории, Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны непременно «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества.

ДЛЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА ХАРАКТЕРНЫ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ИСТОРИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ, АПЕЛЛИРОВАНИЕ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ К ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, ЧЕМ К МАТЕРИАЛЬНОЙ.

Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных
и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой
индивидуальности и свободе.

В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали
обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности
человека. Дело в том, что выжить на Востоке можно, лишь практикуя орошаемое
земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая,
стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты
ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных
сельскохозяйственных общин в одно целое. Так зарождались основы культуры.

Знакомство с религиями и ритуалами, которые пронизывают жизнь народов Азии и Ближнего Востока

Ислам является одной из основных религий в этом регионе и имеет огромное значение для множества народов. Практикующие мусульмане соблюдают пять столпов ислама, включая ежедневные молитвы, обязательный поклон в сторону Мекки, пост во время Рамадана, жертвоприношение и хадж. Важным аспектом исламской культуры также является соблюдение халифат, запрещение употребления свинины и алкоголя, а также поклонение только одному Богу — Аллаху.

Буддизм является распространенной религией на Востоке, особенно в странах, таких как Китай, Япония и Таиланд. Буддисты следуют учениям Сиддхартхи Гаутамы Будды, стремясь достичь просветления и освобождения от страданий. Ритуалы буддизма включают медитацию, повторение молитвенных мантр, посещение храмов и священных мест, а также приверженность этике и состраданию.

К сикхизму исповедуются многие сики в Индии, а также в некоторых других странах Азии. Одна из основных принципов сикхизма — посвящение служению Богу через работу и добродетель. Сикхи занимаются медитацией, повторением молитвы Гуру, а также посещением священного храма Голден Темпл в Амритсаре. Традиционная одежда сикхов включает тюрбан и длинные волосы, которые они носят в знак веры и скромности.

Разнообразие религий и ритуалов на Востоке и в Ближнем Востоке позволяет каждому народу сохранять свою уникальность и привязанность к своим традициям и убеждениям. Религиозные праздники и торжества играют значительную роль в их жизни, объединяя людей и позволяя им выразить свою веру и надежду, а также укреплять общественные связи и культурные традиции.

  • Ислам: пять столпов ислама, поклон в Мекку, Рамадан, жертвоприношение, хадж
  • Буддизм: просветление, медитация, молитвенные мантры, посещение храмов
  • Сикхизм: посвящение служению Богу, медитация, посещение Голден Темпл

Вопросы

1. Охарактеризуйте деятельность иезуитов в Северной и Южной Америке.

2. Опишите религиозные воззрения жителей стран Азии и Африки.

3. Назовите причины проведения религиозной реформы в Индии.

4. Составьте таблицу, характеризующую религии стран Востока в Новое время, по плану: а) название, б) время зарождения, в) территория распространения, г) основная идея. При необходимости используйте дополнительные источники информации. Были ли общие идеи в этих религиях?

5. Сравните системы образования в разных странах Востока. В чем заключались различия? Чем они были вызваны?

6. Назовите различия в отношении к изобразительному искусству в Османской империи и других странах Азии. С чем они связаны?

7. Какие изменения произошли в искусстве Восточной Азии в Новое время?

8. Охарактеризуйте развитие литературы Японии и Китая в Новое время.

9. Какое значение для развития литературы в Восточной Азии имело книгопечатание?

10. Расскажите об уникальных обычаях и традициях стран Востока.

11. Почему цивилизации Востока называют цивилизациями контрастов?

12. Напишите стихотворение в жанре хайку о любой поре года.

5-1. Быт, нравы, традиции

Каждое из обществ Востока обладало своими уникальными обычаями и традициями, многие из которых имели религиозные корни. К примеру, благотворительность, широко распространенная в исламской цивилизации, являлась частью религиозных обязанностей мусульман. В Османской империи богатые люди нередко заходили в магазины и оплачивали по долговой книге счета должников. Сохраняя анонимность, они тем самым демонстрировали свою набожность.

В Японии все сферы жизни находились под воздействием буддийской концепции «священной пустоты», лежащей, согласно верованиям жителей /Страны восходящего солнца, в основе всех вещей. Японские фестивали, архитектура, сады камней, чайная церемония, поэзия, театр, одежда и манеры наполнялись символами и скрытым содержанием.

Быт народов был обусловлен также климатическими особенностями

К примеру, в исламском мире, занимающем территории с преимущественно жарким климатом, особое внимание отводилось чистоте и гигиене. Не удивительно, что в XVII в

в Османской империи активно строились общественные туалеты. Только в одном Стамбуле в это время насчитывалось более полутора сотен общественных бань.

Не меньшей чистоплотностью, несмотря на более холодный климат, отличались и жители Японии. Традиция частого принятия ванн была связана с наличием большого числа горячих источников, в которых не только мылись, но и грелись в холодную погоду

Японские аристократы большое внимание уделяли гигиене рта. Еще с середины XV в

в страну завозился из Кореи зубной порошок, главным компонентом которого был мелкий песок. В качестве мыла японцы использовали мешочки с зерном. Для стирки применялась зола. Мыло в современном понимании завезли в Японию европейцы. Хотя долгое время японцы использовали его в качестве лекарства от кожных болезней.

Несмотря на холодный климат, в Японии и Корее принято было спать на полу. Но если в Японии дома отапливались одним очагом, то в корейском Чосоне существовала система ондоль — ​теплых полов. Под пол клались плоские камни и проводились трубы. Идущий от очага по трубам горячий воздух разогревал камни и выходил через дымоход. В Китае же еще с древности, помимо прочей мебели, существовали кровати. Под голову в Восточной Азии было принято класть деревянную или фарфоровую «подушку» прямоугольной формы с углублением для шеи, что позитивно сказывалось на здоровье. Такие «подушки» в виде сундучков можно было использовать и для хранения ценных вещей во время путешествия.

Что касается пищи, в Японии и Корее предпочтение отдавалось свежим продуктам: овощам, фруктам и сырой рыбе. Воду пили некипяченой. А вот в Китае из-за примесей в воде частичек лёссовых почв ее издавна было принято кипятить. Особым богатством и разнообразием отличалась еда в Османской империи, там готовили блюда, пришедшие из кухни многих народов.

Мир Востока был миром контрастов. Милосердие и жестокость здесь шли рука об руку, по-своему отражаясь в менталитете. Так, для Османской империи было характерно трепетное отношение к животным, особенно к птицам. Создавались и пользовались особой популярностью специальные места для кормежки птиц — ​птичьи дома. Нередко они строились при мечетях. Еще в XV в. был издан указ, согласно которому при строительстве зданий должны были предусматриваться специальные углубления для птиц. Однако правитель, издавший этот указ, ввел также жестокий закон, согласно которому султан должен был убить всех своих братьев-­соперников.

Духовная и социальная культура

В Индии в $VI$ в. до н.э. появилась первая мировая религия – буддизм. В буддизме большое значение в поведении человека имел нравственный аспект, который диктовал, что человек должен не искать спасения извне, а полагаться прежде всего на себя, поэтому идея Бога-созидателя буддизм отрицал. Буддизм выступал против резких кастовых перегородок, выдвигая мысль о том, что все люди равны по рождению. Буддизм распространился за пределы Индии, обогатив культуру других стран традициями индийской образованности, произведениями искусства как религиозного, так и светского характера.

Специфика восточных обществ в отношении к личности и взаимосвязи личности, общества и государства обнаруживается уже в эпоху древних цивилизаций. Для них была характерна государственно-общинная система, предполагающая верховную собственность на землю, на продукт, который на ней производится, на самого работника, что объясняет резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограниченную эксплуатацию деспотической верховной властью рядовых общинников. В восточных обществах существовало безусловное преобладание коллективного начала над индивидуальным, и, как следствие, полное подчинение отдельной личности в определенной социально-культурной общности (например, касте). Кроме того для восточных сообществ был характерен бюрократический произвол.

Замечание 2

Все это отражалось в восточной культуре, характере религиозных и мировоззренческих идей, системе нравственных ценностей и являлось тормозом для развития гражданского общества, которое предполагает равенство всех людей и единство их прав и обязанностей.

Религиозные системы

В XVI–XVIII вв. религия продолжала определять границы распространения цивилизаций Востока и Африки.

Благодаря исламу мусульманская культура доминировала не только на Ближнем Востоке, в Средней и частично Южной Азии. Исламское влияние ощущалось также в Юго-­Восточной Азии и Африке к югу от Сахары. Оно же содействовало распространению грамотности среди местного населения: ведь знание Корана было обязательным для каждого мусульманина.

Ислам составлял религиозную основу Османской империи и государства династии Сефевидов в Персии. Государственной религией ислам был и в империи Великих Моголов. Однако бо́льшая часть местного населения Индии исповедовала индуизм, и только около четверти жителей были последователями ислама. Это обстоятельство вынуждены были учитывать мусульманские правители Индии. В основном они проявляли терпимость к индусам, старались уважать их религиозные обычаи.

Могольский правитель Акбар (1542–1605), считавший, что в каждой религии есть что-то истинное, пытался осуществить религиозную реформу. Он стал распространять при дворе новую религию, названную им дин-и-илахи («божественная вера»). Ее введение имело целью примирить различные религиозные общины Индии, враждовавшие между собой, и централизовать государство. Дин-и-илахи сочетала элементы индуизма, ислама, зороастризма. Эта религия являлась своего рода этической системой. Она осуждала такие человеческие качества, как гордыня и похоть, поощряла доброту, благоразумие и воздержание, запрещала умерщвление животных. Объектом божественного поклонения, как в зороастризме, был свет — ​солнце и огонь. Дин-и-илахи, насаждавшаяся сверху, не получила широкого распространения. После смерти Акбара она прекратила свое существование.

С приходом в Индию английских колонизаторов религиозное противостояние индусов и мусульман обострилось. На протяжении всего периода господства англичан не раз происходили кровавые индусско-­мусульманские столкновения. Ислам утратил статус государственной религии, и многие территории вновь стали возвращаться к индуизму. Поэтому положительный опыт Акбара до сих пор вспоминают в Индии с большим уважением.

В Восточной Азии значительную роль в обществе и культуре играли такие религии, как конфуцианство и буддизм.

Конфуцианство было культурной и социальной основой Китая периода династий Мин и Цин, Японии периода сёгуната Токугава, корейского государства Чосон. Конфуцианство проповедовало почтительность и покорность, послушание и почитание старших, поддерживало смирение, ценило умеренность и экономию, высоко ставило школу и учебу, требовало своевременной и полной выплаты податей. Но самое главное заключалось в том, что конфуцианство государственные интересы ставило выше личных. Подобные установки вполне устраивали власти.

Буддизм также продолжал оставаться влиятельной религией Восточной и частично Юго-­Восточной Азии. Однако он не соответствовал нуждам правящих кругов. Буддизм проповедовал бренность человеческой жизни, что могло привести к пренебрежительному отношению подданных к своим обязанностям. Существовали и иные причины, обусловленные особенностями внутриполитической ситуации.

Необычные обычаи в Таиланде

1. Ват Пхо — Храм Лежащего Будды

Один из самых известных храмов в Бангкоке — Храм Лежащего Будды, или Ват Пхо. Этот храм славится своим огромным золотым Буддой, который находится в горизонтальном положении. Здесь практикуется особый ритуал: посетители храма могут купить монету и бросить ее в 108 медных чаши, расположенных вдоль стены храма. Верят, что такой жест принесет удачу и защитит от бедности.

2. Церемония освящения воды

Тайцы проводят особую церемонию освящения воды, известную как Songkran, в честь Тайского Нового Года, который празднуется в апреле. В течение трех дней люди выливают воду друг на друга, считая, что это приносит удачу и очищает от негативных энергий. Это одно из самых веселых и радостных событий в Таиланде, и многие туристы специально приезжают в страну, чтобы принять участие в этой уникальной церемонии.

Таиланд — это страна, где каждый обычай и традиция несет в себе глубокий смысл и символику. Посетив эту удивительную страну, вы откроете для себя мир, полный удивительных обычаев и культурных богатств.

Культура стран Древнего Востока

На Востоке существовало немало цивилизаций – Древний Китай, Древняя Индия, Месопотамия (Междуречье), Древний Египет… Их развитие началось примерно в III тысячелетии до нашей эры. В Месопотамии, например, на протяжении нескольких тысячелетий сменилось несколько цивилизаций – шумерская, аккадская, хеттская и т. п. При этом культура стран Древнего Востока в Междуречье была во многом схожа, так как разные народы многое заимствовали друг у друга, от технических и иных достижений до религии и традиций. Интересно, что все древнейшие восточные цивилизации относились к речному типу, так как возникали на берегах крупных рек: Нил, Тигр и Евфрат, Ганг, Хуанхэ и т. д. При этом древние цивилизации Европы, такие, как Древний Рим и Древняя Греция, относились к другому типу – к морскому.

Характерные черты культур Древнего Востока

Культура возникла вместе с появлением человека, но у первобытных людей она сильно отличалась от таковой у первых цивилизаций, и одним из важнейших различий является наличие письменности. Именно письменность стала одним из важнейших достижений культуры Древнего Востока, но древнейшую из них определить сложно, так как шумеры и египтяне изобрели её примерно одновременно. Правда, ни те, ни другие так и не развили письменность до алфавита – в Египте пользовались иероглифами, а в других странах Древнего Востока – клинописью. На столь разное развитие письменности оказала влияние доступность материалов в разных регионах – в Древнем Египте был распространён папирус, а в Месопотамии использовали глину. В древних культурах Индии и Китая сложилась своя письменность, по-своему уникальная.

Таблица «Культура Древнего Востока»

Цивилизация/культура Место зарождения
Древняя Индия Дельта реки Ганг
Месопотамия (Междуречье) Долина между реками Тигр и Евфрат
Древний Египет Дельта реки Нил
Древний Китай На берегах реки Хуанхэ
5 основных реформ Ивана Грозного
15 интересных фактов о русско-японской войне

Индуистская цивилизация

Как и китайская цивилизация, индуистская насчитывает тысячелетия. Ее кристаллизационное ядро относится к бассейну Инда и Ганга. На стыке старой и новой эр цивилизационным процессом были охвачены весь Индостан и соседние регионы.

Связующим звеном индуистской цивилизации в прошлом явилась каста как социальное явление. Каста — это обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов. Каста наиболее соответствовала местной мифологии и религии. Веками обеспечивая стабильность, она породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизм, в основе которого лежит учение о переселении душ, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада и т. д. Ко времени получения независимости в Индии насчитывалось более 3000 каст, делившихся на высшие и низшие. Конституция Индии отменила кастовое деление, однако в деревне его пережитки дают о себе знать до сих пор.

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учения «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, Рабиндраната Тагора, идеи Джавахарлала Неру и др. Это также золотой храм в Амритсаре и знаменитый Тадж-Махал в Агре (древней столице), культурные ландшафты юга страны и многие другие памятники материальной и духовной культуры.

ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — ОДНА ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ. ОНА СФОРМИРОВАЛАСЬ В БАССЕЙНЕ ИНДА И ГАНГА.

Азиатские сокровища: уникальные культуры Востока

Китай

Китайская культура, с ее богатой историей и великим вкладом в мировую цивилизацию, является одним из самых узнаваемых символов Востока. Китайские философские учения, такие как конфуцианство и даосизм, продолжают оказывать влияние на современное общество. Китайская кухня, с ее разнообразием вкусов и методов приготовления, также заслуживает особого внимания.

Япония

Япония — страна, где сливаются традиции и современность. Здесь вы найдете великолепные храмы, прекрасные сады и богатую культуру чаепития. Японский язык и письменность оставляют впечатление своей красотой и глубиной. Культивация бонсай и искусство икебаны являются важными элементами японской культуры и символизируют ее стремление к гармонии и равновесию.

Азиатские сокровища Востока предлагают нам уникальный взгляд на мир, богатство культурных традиций и философских учений. Исследование и погружение в эти культуры позволяют нам расширить свое понимание мира и увидеть его с новых, удивительных ракурсов.

Образование и школа

Ислам, конфуцианство и буддизм являлись основой традиционной системы образования в государствах Востока.

В Османской империи систему образования, сложившуюся в XV–XVI вв., определял ислам. Образование находилось в ведении не государства, а религиозной общины (уммы) и исламских авторитетов (улемов). В начальных школах обу­чались грамотности. Существовавшие при мечетях высшие учебные заведения готовили будущих чиновников и специалистов для разных отраслей. В XVIII в., когда стало заметно военно-­техническое отставание империи, в страну начали приглашаться специалисты из Европы. Открытие в XVIII в. новых артиллерийской, военно-­морской и военно-­инженерной школ стало началом изменений в образовательной системе турецкого государства.

В Восточной Азии все образование было проникнуто духом конфуцианства. В Китае еще с древних времен действовала система государственных экзаменов. Те, кто их сдал, имели право на государственную должность в местном или центральном аппарате управления. Подготовка к ним проводилась в имперских академиях, где за плату проходили обучение дети, как правило, из знатных и состоятельных семей. Помимо них в государстве существовали частные провинциальные академии. Они не занимались подготовкой к сдаче экзаменов. Обучение в них было бесплатным, а способным студентам даже выделялась стипендия. Преподаватели таких школ редко читали лекции. Их главной задачей было помочь студентам самостоятельно изучить классические тексты и конфуцианскую литературу.

В Японии в эпоху сёгуната Токугава произошли большие изменения в образовании. Если в начале правления Токугава население было преимущественно неграмотным, то к его завершению грамотность распространилась по всей стране.

Культура стран востока: откройте для себя богатство традиций и обычаев

Страны Востока, такие как Китай, Япония, Индия и Ближний Восток, обладают богатой и уникальной культурой, которая восхищает своим разнообразием и бесценным наследием.

Одной из ключевых черт культуры стран Востока является их внимание к традициям и обычаям, которые пронизывают все сферы жизни. Это может быть видно в их языке, архитектуре, искусстве, философии, религии, кулинарии и праздниках

Япония славится своими традициями, такими как чаепитие, кимоно и икебана. Японцы уважают своих предков и воспринимают историю как неотъемлемую часть своей культуры. Красивые сады, храмы и театральные спектакли являются неподражаемыми проявлениями японского искусства и эстетики.

Китай имеет богатую и древнюю историю, которая проходит через все сферы жизни китайского народа. Культура Китая известна своими традициями чаепития, каллиграфии, китайской медицины, масштабными праздниками и удивительной кулинарией. Традиционная музыка на гуцзене и оперные постановки развивались в Китае веками и представляют собой высшую точку искусства.

Индия славится своей древней культурой, которая пронизывает все сферы жизни. Индийская кухня сочетает в себе разнообразные специи и ароматы, отражая культурное разнообразие страны. Традиционные танцы, такие как бхаратнатьям и катхакали, передают историю и мифологию Индии. Великолепные сари, фестивали и ритуалы дополняют многогранность культуры этой страны.

Ближний Восток обладает одной из самых древних культур в мире. Разнообразие стран, таких как Саудовская Аравия, Израиль, Турция и ОАЭ, предлагает уникальные традиции и обычаи. Рукоделие, такое как вышивка и ковроткачество, имеет долгую историю и является одним из главных художественных проявлений на этих землях. Кухня Ближнего Востока славится своими уникальными вкусами и блюдами, такими как хумус, баклава и шаверма.

Исследование и погружение в культуру стран Востока предлагают бесценное путешествие во времени и прекрасную возможность открыть для себя богатство традиций и обычаев, которые делают эти страны такими уникальными и захватывающими.

Представления об окружающем мире, отношение к европейцам

В Европе в Новое время начала распространяться научная картина мира, а светское мировосприятие потеснило религиозное. На традиционном Востоке и в Африке религия продолжала занимать господствующее положение в сознании людей. Она не только оказывала огромное влияние на социальную жизнь обществ, но также определяла их духовную и материальную культуру.

Проникновение в Азию и Африку европейцев в целом не изменило религиозных представлений местного населения об окружающем мире. Здесь европейское влияние не было заметно вплоть до XIX в. В Османской империи традиционно любые заимствования у «неверных» считались еретическими. Политика ограничения внешних связей, проводившаяся еще с XV в. Китаем, с XVII в. — ​Японией, также сдерживала распространение европейского культурного влияния в Восточной Азии.

Заключение

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно
обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства.

Художественная культура Древнего Востока сохраняла магическое предназначение,
столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки,
народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые
над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое.
Это уже не первобытный синкретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы будущих
видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали
и проч. Но искусство пока еще ангажировано религиозной, философской, морально-этической
системами, прочими общественными структурами.

Отсутствие завершенной собственно эстетической системы не означало, что
древние не понимали специфических задач искусства. Еще шумеры считали, что
художественная культура способна доставить человеку удовольствие от приобщения
к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы.
Вопрос лишь в смещении акцентов.

Оцените статью