агни

Бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» Агни занимает второе место после Индры. Он — посредник между людьми и богами, божественный жрец, локапала (хранитель мира); он един и множествен, родился в трех местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, три жизни, три головы, три силы, три языка.

В упанишадах Агни — всеобъемлющее начало мироздания. У него много имен, но высшее из них хранится в тайне; из его эпитетов особенно известны Джатаведас — «знаток всех существ», Танунапат — «сын самого себя». Вайшвана-ра — «принадлежащий всем людям».

Культ обожествленного огня, засвидетельствованный в ведах, восходит к периоду индоиранской общности (ср. «Авесту»).


Читайте также:
ашваттха
Священное фиговое дерево, индийский вариант мирового древа.

адитьи
Группа божеств — сыновей богини Адити. К их числу принадлежат, среди прочих, Варуна, Индра и Митра, а поздняя традиция вводит в сонм адитьев и Вишну, которого признают величайшим из них. Адитьи ...

ангирасы
Полубоги, обладавшие чудесными голосами. Ангирасов было семеро, они считались сыновьями неба и богов. В «Ригведе» рассказывается, что ангирасы своим пением освободили коров, спрятанных в пещере ...

атман
В упанишадах индивидуальное бытие, «душа», как в личном, так и в универсальном планах. В философии Атман — всеобщая основа и первопричина, не имеющая каких-либо конкретных характеристик. Атман ...

авалокитешвара
Один из главных бодхисатв, олицетворение сострадания. Он может принимать разные формы, для того чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. Авалокитешва-ра может выступать как ...

добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru