голем

 

    
Голем (еврейск. «комок», «неготовое», «неоформленное»). В европейском фольклоре
и средневековой демонологии глиняный великан,
оживленный магическими средствами. Чтобы сделать Голема, согласно древним
рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с
десятилетнего ребенка. Оживить фигурку можно,  произнеся имя бога,
либо начертав на ее лбу слово zmet - "истина" (если стереть букву z, получится 
met, то есть "смерть"; таким образом можно уничтожить голема). Впрочем,
оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро
растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из подчинения
и может убить даже своего создателя. Наиболее известна легенда о големе,
созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду изложил в романе "Голем"
Густав Майринк. 
 
   В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы,
оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Големе
имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это
традиционный рассказ о сотворении Адама
с подробностями — библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из красной
глины, животворя её затем в отдельном акте вдуваемым «дыханием жизни».
Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост Адама в его первоначальном
облике; пребывание некоторое время без «дыхания жизней» и без речи — состояние,
в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков).
Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключённых
в именах бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова
сравнительно с произнесённым. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую
мечту о «роботах» — живых и по-слушных вещах (ср. образ изваянных из золота
«прислужниц» Гефеста. Нот.
II. XVIII 417—420) и в то же время страх перед возможностью для создания
выйти из-под контроля своего создателя (ср. сюжет об ученике чародея, зафиксированный
в «Любителе лжи» Лукиана и использованный Гёте). Согласно рецептам, наиболее
популярным в эпоху «практической каббалы» (начало нового времени), 

чтобы сделать Голем, надо вылепить из красной глины человевеческую
фигуру, имитируя, таким образом, действия бога; фигура эта должна иметь
рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем бога, либо словом «ЖИЗНЬ»,
написанным на её лбу; однако Голем неспособен к речи и не обладает человеческой 
душой, уподобляясь Адаму до получения
им «дыхания жизней» (мотив предела, до которого человек может быть соперником
бога). С другой стороны, он необычайно быстро растёт и скоро достигает
исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу,
ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью
в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу),
но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может
растоптать своего создателя и т. п.). В качестве создателей Голема еврейские
предания называют некоторых исторических личностей, наиболее знаменит создатель
«пражского Голема» раввин Лёв (16 — нач. 17 вв). 

Первое упоминание о Големе. в европейской литературе содержится у И.
Рейхлина («Об искусстве каббалистики»). В 18 в. опубликована легенда Я.
Эмдена о Големе, созданном из глины хелмским раввином Элией. К образу Голема
обращались многие романтики — Аринм фон Арним   ("Изабелла  
Египетская"), Э. Т. А. Гофман («Тайны») и др.;тема бунта искусственного
создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М.
Шелли «Франкенштейн». Наиболее значительное из произведений европейской
литературы 20 в. на этот сюжет — роман Г. Мейринка «Голем». В пьесе К.
Чапека «К. V. К.» и опере Э. д'Альбера «Голем» восставшие против людей
искусственные существа обретают человечность, познав любовь.



Читайте также:
горгоны
     Горгоны греческая мифология  «Вместо волос у горгон — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым ...

гомозули
     Гномы -  В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие ...

гарбаш
 Гарбаш –  в мифологии ингушетов - огромное, покрытое шерстью, страшное человекоподобное чудовище, умеющее говорить. Он настолько силён, что может двумя голыми руками без труда разорвать настолько ...

глейстиг
Глейстиг  - В шотландском фольклоре фейри, наполовину женщины, наполовину козы. Глейстиги бывают как добрыми, так и злыми. Добрые глейстинги заботятся о детях и стариках, присматривают за ...

гримы
Гримы по средневековым поверьям они обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют ...

добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru