мандрагора


  Мандрагора. Роль Мандрагоры в мифопоэтических представлениях
объясняется наличием у этого растения определённых снотворных и возбуждающих
свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела
(Пифагор называл Мандрагору «человекоподобным растением», а Колумелла —
«травой-получеловеком»). В некоторых народных традициях по виду корня Мандрагоры
различают растения мужского и женского пола и даже дают им (в духе народной
этимологии) соответствующие названия:  ср. англ.  «мужчина»)
и  (от луотап, «женщина»). В старых травниках корни Мандрагоры изображаются
как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы,
иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Согласно поверьям,
тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли,
должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить
жажду крови, якобы присущую Мандрагоре. При выкапывании Мандрагоры сажали
на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии. Существовало
поверье о происхождении Мандрагоры из поллюции повешенного человека (ср.
названия Мандрагора; нем.букв. «висельничек»). Хильдегарда Бингенская (12
в.) считала, что Мандрагора возникла там, где был создан Адам.
Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу Мандрагоры и её роль в зачатии
плода; ср. библейское предание о мандрагоровых яблоках (плодах Мандрагоры),
которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль
(Быт. 30, 14—23). В Греции Мандрагору связывали с Афродитой,
которая иногда получала соответствующий эпитет, и с Цирцеей
(считалось что с помощью колдовского снадобья из Мандрагоры Цирцея возбуждает
в людях влечение и любовь). Юноши носили иногда кусочки Мандрагоры в качестве
любовного амулета. В средние века представления о способности Мандрагоры
вызывать зачатие обусловили появление целый индустрии изготовления поддельный
мандрагоровых корней. Мандрагорп с древности широко использовалась в народ
ной медицине, магии, колдовстве, а позже и в алхимии. 

     Известны сюжеты, в которых Мандрагора связана
с нечистой силой—с дьяволом (в Аравии распространено поверье, что ночью
Мандрагора светится, в связи с чем её называют «свечой дьявола» с ведьмами
(в средние века Мандрагора в ряде европейских традиций именовалась «цветком
ведьмы»), колдуньями (считалось, что
с помощью Мандрагоры они могут лишить человека красоты и рассудка. 

    До сих пор так и нельзя до конца сказать к чему
относили Мандрагору, к волшебному корню или живому существу, или все это
соеденяли вместе.


Читайте также:
мерроу
       Классификация русалок        
     Мерроу - В ирландском фольклоре водяные фейри. Женщины-мерроу, дальние родственницы морских дев -- настоящие красавицы, но с  рыбьими хвостами ...

могол (птица)
      Могол (в славянской мифологии) - огромная птица, обладающая великой силой. Одурманивает своей сладкой песней и манит  в царство смерти. Видимо аналог этой птице сладкоголосые  Сирены из ...

макара
    
   Макара - В индийской мифологии есть морское чудовище Макара — химера с головой крокодила, туловищем дельфина (или акулы) и рыбьим хвостом. Макара может передвигаться и по суше — ...

мара (мора)
    Мара, мapyxа, мора, в славянской мифологии злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора. Позднее Мара отчасти утратила связь со смертью, но сохранила (в польских сказках ...

манья
  Манья - в русских суевериях – призрак, нечистый дух в виде падающей звезды. 
 Манья как и ман, - «мерещущееся», «манящее» существо, соотносимое с нечистым духом, ...

добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru