межевик

Межевик, межевичок, межевой – с славянской мифологии дух, обитающий на
границах поля, на межах; сын полевика и брат луговика.
Представления о межевике в поверьях часто смешивались с представлениями
о других хозяевах полей, также обитающих на межах и охраняющих их: с полевиком,
удельницей, полудницей и т.д.
Упоминания собственно о межевом, так же, как и о луговом, в поверьях немногочисленны;
в быличках и т.п. этих духов обычно заменяет полевой, дух полей вообще
и межей и лугов в частности.

Согласно народным поверьям, межевик такой же маленький, как и луговик,
в такой же одежде из травы, но не зелёный, как его брат, а черный. Иногда
он мог иметь и облик, аналогичный облику полевого: «межевой… хозяин полей,
старик, борода у него из колосьев». По народному убеждению, чаще всего
межевика можно встретить на меже, границе поля, где он бегает и ловит птиц
(по некоторым поверьям – в пищу своему родителю полевику). Как и другие
полевые духи, появляется он обычно в полдень, реже – в полночь; возможно,
это связано с тем, что межа в народном сознании была не только границей
земельного участка, но и рубежом, разделом вообще, в том числе и временной
границей, «периодом времени меж чем-то».

Межевик, по народному убеждению, охраняет межу и наказывает тех, кто
нарушает её, переходит межу незаконно; он также устанавливает или поправляет
вешки, расчищает и подновляет межу и т.д. В некоторых местах считалось
также, что межевик может даже иногда помогать работающим в поле хозяевам
участка, особенно если те оставляли ему подношения.

Однако межевик в народных поверьях – это не только добрый дух поля.
Он может быть опасен для людей, особенно для тех, кто не соблюдает определённых
запретов или правил поведения в поле. Так, например, считалось, что если
межевик находит спящего на меже человека, то наваливается на него, заплетает
шею травой и душит, может даже задушить насмерть. Он, как и полудница,
может поражать работающих в самый полдень людей солнечным ударом.

На Новгородчине бытовали рассказы о межевом, досаждавшем людям, строившимся
на межах: «Раньше строились, женились, делились – межи были такие, и нельзя
строиться на этой межине… Ни за что скот не будет жить: межевой не даёт,
сильно животных мучает. Так вот скот (у одних) не ладил во дворе, а потом
вспомнилось, что двор построен на межине. Надо, чтобы скот мирно ходил,
надо межевого-полевого уговаривать или к колдунам. Межевой-полевой есь
– он за межи спорится. А полевой – тот уж всему полю хозяин».

Для того, чтобы расположить к себе межевика, его старались задобрить
«относами», т.е. подарками, оставляемыми на меже. В качестве жертвы межевику
обычно оставляли различную пищу: кутью из зёрен первого сжатого снопа,
яйца и т.д.



Читайте также:
мара (мора)
    Мара, мapyxа, мора, в славянской мифологии злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора. Позднее Мара отчасти утратила связь со смертью, но сохранила (в польских сказках ...

мандрагора

  Мандрагора. Роль Мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью ...

мокруха
   
   Мокруха- хулиганистый домашний дух , согласно поверью, оставляет мокрое место там, где посидит.  (слав.миф)   
 

мариды
  Мариды – в арабской демонологии духи, добрые или злые, родственники джиннов и ифритов. Часто их даже путают друг с другом. Иногда мариды предстают людям в белых одеждах с длинным белым лицом и ...

добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru