межевик

Межевик, межевичок, межевой – с славянской мифологии дух, обитающий на
границах поля, на межах; сын полевика и брат луговика.
Представления о межевике в поверьях часто смешивались с представлениями
о других хозяевах полей, также обитающих на межах и охраняющих их: с полевиком,
удельницей, полудницей и т.д.
Упоминания собственно о межевом, так же, как и о луговом, в поверьях немногочисленны;
в быличках и т.п. этих духов обычно заменяет полевой, дух полей вообще
и межей и лугов в частности.

Согласно народным поверьям, межевик такой же маленький, как и луговик,
в такой же одежде из травы, но не зелёный, как его брат, а черный. Иногда
он мог иметь и облик, аналогичный облику полевого: «межевой… хозяин полей,
старик, борода у него из колосьев». По народному убеждению, чаще всего
межевика можно встретить на меже, границе поля, где он бегает и ловит птиц
(по некоторым поверьям – в пищу своему родителю полевику). Как и другие
полевые духи, появляется он обычно в полдень, реже – в полночь; возможно,
это связано с тем, что межа в народном сознании была не только границей
земельного участка, но и рубежом, разделом вообще, в том числе и временной
границей, «периодом времени меж чем-то».

Межевик, по народному убеждению, охраняет межу и наказывает тех, кто
нарушает её, переходит межу незаконно; он также устанавливает или поправляет
вешки, расчищает и подновляет межу и т.д. В некоторых местах считалось
также, что межевик может даже иногда помогать работающим в поле хозяевам
участка, особенно если те оставляли ему подношения.

Однако межевик в народных поверьях – это не только добрый дух поля.
Он может быть опасен для людей, особенно для тех, кто не соблюдает определённых
запретов или правил поведения в поле. Так, например, считалось, что если
межевик находит спящего на меже человека, то наваливается на него, заплетает
шею травой и душит, может даже задушить насмерть. Он, как и полудница,
может поражать работающих в самый полдень людей солнечным ударом.

На Новгородчине бытовали рассказы о межевом, досаждавшем людям, строившимся
на межах: «Раньше строились, женились, делились – межи были такие, и нельзя
строиться на этой межине… Ни за что скот не будет жить: межевой не даёт,
сильно животных мучает. Так вот скот (у одних) не ладил во дворе, а потом
вспомнилось, что двор построен на межине. Надо, чтобы скот мирно ходил,
надо межевого-полевого уговаривать или к колдунам. Межевой-полевой есь
– он за межи спорится. А полевой – тот уж всему полю хозяин».

Для того, чтобы расположить к себе межевика, его старались задобрить
«относами», т.е. подарками, оставляемыми на меже. В качестве жертвы межевику
обычно оставляли различную пищу: кутью из зёрен первого сжатого снопа,
яйца и т.д.



Читайте также:
могол (птица)
      Могол (в славянской мифологии) - огромная птица, обладающая великой силой. Одурманивает своей сладкой песней и манит  в царство смерти. Видимо аналог этой птице сладкоголосые  Сирены из ...

мокруха
   
   Мокруха- хулиганистый домашний дух , согласно поверью, оставляет мокрое место там, где посидит.  (слав.миф)   
 

мерроу
       Классификация русалок        
     Мерроу - В ирландском фольклоре водяные фейри. Женщины-мерроу, дальние родственницы морских дев -- настоящие красавицы, но с  рыбьими хвостами ...

мяндаш
   Мяндаш - На территории Удмуртии, в районе Перми, археологи издавна находят бронзовые бляшки, самые ранние из которых датируются 1—II веками нашей эры. На маленьких этих медальонах изображено ...

добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru