Традиционные блюда и застольные обычаи татар Поволжья

Религиозные традиции

На каком языке разговаривают татары?

Государственным языком Республики Татарстан является татарский язык. Он появился в средние века на основе кыпчакского языка, на котором разговаривали монгольские завоеватели.Считался международным на территории Евразии: все деловые сделки, мирные соглашения, купля-продажа – всё совершалось на нём.

Однако существует несколько диалектов татарского языка, которые зависят от территории проживания татар:

  • Казанский
  • Мишарский
  • Сибирско-татарский

Современный татарский язык представляет собой смесь казанского диалекта с грамматикой мишарского. Однако вторым государственным языком Татарстана считается русский язык. На нём и говорит большинство современных татар.

Язычество у татар

Предки татар, как и большинство народов, исповедовали язычество, поклоняясь культам огня, солнца, воды и тотемных животных. По их представлениям, мир разделялся на верхний, где жили боги; средний, место обитания людей; и нижний — загробное царство. 

Пантеон языческих богов

Пантеоном богов у древних тюрков и их потомков татар правил великий бог Тенгри, который считался неперсонифицированным мужским началом, распоряжающимся судьбами людей и покровительствующим тюркскому кагану. У некоторых племён Тенгри соотносился с культом дерева, известного у татар как «дерево яфан», которое соединяло Небо и Землю. На его ветках жили божества, у которых люди просили помощи, забивая у корней дерева барана. Тюрки считали, что олицетворять мировое дерево могли берёза, ольха или дуб. С течением времени в народных представлениях деревья утратили божественные функции и стали восприниматься как временные жилища духов, возле которых, например, женщины часто просили даровать детей. 

Поклонение Солнцу, Луне и силам природы

У булгар также существовали обряды чествования Солнца и Луны, что выражалось в солярной ориентации жилищ, молитвах к Солнцу и читаемых знахарками обращениях к Луне с просьбами о выздоровлении. Кроме этого, древние предки татар почитали воду. Особенно ценными считались родниковая вода, а также реки и ручьи, вытекающие из пещер или находящиеся возле священных могил. С помощью опускаемых в воду монеток и рябиновых листьев лечили людей и добивались исполнения своих желаний. Был среди татар и окружающих их финноугорских народов распространён обычай поклонения животным, среди которых особенно выделялись конь, барс, медведь, волк и собака. У современных представителей народа также остались языческие представления, о которые напоминают не только сохранившиеся до наших дней праздники, но и особое отношение к звёздам. Так, некоторые татары верят, что Полярная звезда, называемая Тимер казык (Железный кол), определяет устойчивый порядок мироздания и не даёт ему исчезнуть навсегда.

Праздник Курбан-гаете.

Этот день еще называют Курбан-байрам. Считается праздником жертвоприношения. Данный мусульманский праздник возник в память жертвоприношения мусульманского пророка Ибрахима. В этот день каждый мусульманин должен провести омовение полностью. Также следует надеть самую лучшую праздничную одежду. В мечети мусульмане проводят проповедь и праздничную молитву. Именно в этот праздник обязательно сделать жертвоприношение. Обычно для жертвоприношения выбирают барана, овцу, корову. Животное должно быть здоровым и чистым. Благодаря жертвоприношению мусульмане очищают свои души от всего плохого.

День рождение Пророка Мухаммада отмечается татарами скромно. В мечети проводят особенные чтения и проповеди. Некоторые татары устраивают торжественный праздничный стол. Точная дата рождения пророка неизвестна, поэтому праздник приходится на день его смерти.

Сабантуй-это древний весенний праздник. Он празднуется в честь окончания тяжелых посевных работ. До сих пор татары любят это празднество. Во время праздника Сабантуй проходят веселые игры на большом поле или лугу. Учавствуют все люди, что дети, что старики.

История татарского народа: кто они такие и откуда взялись?

История происхождения татарского народа – туманна. Однако, подняв стопку энциклопедий и книг, прорыскав тонны сайтов в интернет-ресурсах найти истину все же удалось. Итак, «татар» в переводе означает «иностранец» или «человек, который говорит с акцентом». Есть вероятность, что изначально татары получили свое название от другого племени. Это также говорит о том, что в древности татары были кочевым народом. Пытаясь, присоединится к другим племенем, естественно, что они говорили плохо и с акцентом. Тогда их и назвали татарами. Этноним сохранился и по сегодняшний день.

Уже в 8 веке так станут называть народы, которые были покорены монголами. А в 14 веке этноним приобретет настоящий смысл. Татары с тех пор означают военную знать, в большинстве своем имеющая монгольские корни. В дальнейшем татарами станут называть кочевников. К слову, именно с 14 века появился этноним «монголо-татары».

До двадцатого века на территории Российской Федерации татарами называли все тюркоязычные народы. Это алтайцы, балкарцы, ногайцы, буряты и так далее. Вот к примеру интересный факт из истории: знаменитая «дикая дивизия» или как ее еще называли «татарский конный полк» был сформирован в 1914 году. В состав полка входили исключительно азербайджанцы.А вот в Европе, вплоть до 14 века татаров называли выходцами из преисподней. Почему? Просто потому что татары созвучны со словом Тартар, в те времена считавшийся адом.

Впервые о татарах стало известно в 732 году. Тюркская руническая надпись имела слова «отуз-татар» и «токуз-татар». После название «татары» переняли и китайские источники. Термин регулярно использовался китайцами начиная с 842 года. Итак, если верить китайским летописям, то первые племена татар обитали по течению Амура.

К концу 12 века народ обретает навыки воинов и становится одним из самых сильных общин в Монголии. Во второй половине 12 века татары просто разносят монголов и обретают величие. За это Чингиз-Хан убил всех татар, которые были выше телеги. Это стало своего рода наказанием за разгром.В начале 18 века Золотая Орда и татарские ханства ушли в упадок. Это привело к тому, что многие татары переметнулись в царство Московское. Во время гражданской войны 1918-1922 часть татар бежали в Турцию, Китай, Европу и Америку.

Сунниты и шииты

Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения. В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии

Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения

В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.

Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % – это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа – Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем. Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.

Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.

Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине. Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право – такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально. В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).

В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов – 65 %, а шафиитов – 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.

Среди шиитов-джафаритов – около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.

Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.

Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.

Праздничные традиции сибирских татар

Оценить татарскую кухню можно во время их народных праздников. Многие из них связаны с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Например, начало нового года сибирские татары отмечают в день Эмэл, 22 марта. 

В праздник весеннего равноденствия в татарских селениях молодёжь собирается в шумные компании и отправляется к каждому дому. Подойдя ко двору, народ кричит: “Сатака!”. 

Ответом на призыв становится выход хозяйки, что с крыльца разбрасывает угощения, а гости стараются поймать их. Для этого обряда накануне праздника специально расчищали от снега площадку перед домом.

Во многих селениях после обряда Сатака устраиваются скачки на лошадях. Владельцы коней стараются украсить лентами и прочими декоративными деталями своих любимцев – в праздник лошадь должна быть особенно красивой. 

В день Эмэл детей начинали приучать к верховой езде. На мой взгляд, это вполне логично – начало нового года должно знаменовать и получение новых знаний и умений.

Жизнь сибирских татар неразрывно связана с природой, что можно заметить и сегодня. Особыми торжествами отмечали прилёт грачей (карга туй) или скворцов (пакчар боткасы). Как вы догадались, эти события также возвещали о наступлении весны, приближении тёплых дней. В день прилёта весенних птиц принято готовить угощение из каши. Хозяйки раздают блюда соседским детям, а остаток раскладывают на столбы у ворот – для грачей.

Сибирские татары, живущие у берегов рек, ежегодно празднуют День ледохода. В этот праздник дети делают бумажных кукол, которых бросают в воду. Знакомые, соседи и друзья при встрече желают друг другу, чтобы лёд унёс с собой все хвори и печали. Мужчины и мальчики в День ледохода бросают в реку серебряные монеты (на удачу). 

Язык

Свадьба

В начале праздника хозяин знакомит гостей с друг другом, после чего они вместе выбирают тамаду, то есть самого весёлого и остроумного человека на свадьбе. Но это такая традиция, которая уже уходит в прошлое. Современные татарские молодые пары всё-таки отдают предпочтение профессиональному ведущему.

Основная масса гостей дружно направляется в баню. И к этому моменту уже готовы зятевы блины. Зять должен есть их и незаметно подложить монетку на удачу. После обеда начинаются обласкивания. Невеста садится в центр комнаты и начинает петь грустные песни о своей судьбе. Родственники по очереди подходят к ней для того, чтобы погладить и сказать какие-то слова утешения, может и наставления.

В доме невесты жених проводит 4 дня, в течение которых умащивает будущих родственников. Невеста в это время одаривает молодого человека рукодельными подарками. Затем после того, как он полностью заплатили выкуп, праздник продолжается в доме мужа. Приглашаются все гости и родственники для того, чтобы устроить невесте смотрины.

Однако свадьба у татар может быть трех видов. Первый, который мы рассмотрели, включает сватовство. В таком случае оба человека хотят быть вместе и делают всё согласно установленным традициям. Второй вид свадьбы может быть в том случае, если девушка покидает родной дом без согласия и благословения со стороны родителей. Есть и третий возможный случай, когда девушку похищают не в шутку, а по-настоящему. Даже в современном мире в отдаленных селах такое иногда происходит.

Религиозные праздники Татарстана

Пост Рамадан, Ураза-байрам
и Курбан-байрам – наиболее почитаемые праздники по мусульманской традиции. Самым значимым из всех является Курбан-байрам – праздник жертвоприношения. Отмечается в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до начала праздника татары начинают откармливать жертвенное животное. В день Курбан-Байрама обязательно готовят еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц Рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане направляются в мечеть, а вечером устраивают праздничное семейное застолье.

Настоящий мусульманин обязан соблюсти основной принцип – чистоту души. Чтение Корана является основой, дабы были прощены грехи. Для этого и в домах наводится порядок, выбрасывается лишний хлам, готовятся сладкие блюда.

Молитвы воздают дань уважения усопшим. В такие дни люди прощают друг друга. Во время поста соблюдаются ограничения, мусульмане посещают больных родственников, много молятся. А в ночь предопределения озвучивают прошения к Аллаху, надеясь на исполнения просьб.Существует традиция почитать пророков в определенные дни года.

Интересные факты о татарах:

Всеми известный выкрик «ура», на самом деле имеет татарское происхождение. Слово «УР» в переводе значит «бей».

Если верить ученым, то до 25 процентов российских слов заимствованы от татар;

первая печатная книга на татарском языке была опубликована в Германии в 1612 году;

Казанское метро занесено в книгу рекордов Гиннеса как самое короткое;

Татары – удивительны. Культура, традиции, национальный костюм и кухня – это нечто особенное, которое покрыто пеленой уважения и добра. Они невероятно интересны. Их жизнь просто и понятна, но в тоже время загадочна.

Многие представители татарской национальности – настоящий пример для нас с вами. Многое в их культуре и традициях утрачено современным миром и очень приятно, что есть национальность, которая пытается сберечь все то хорошее, что придумали наши предки.

Давние верования татар

Согласно сложившимся культурным представлениям человек в патриархальном обществе воспринимал себя как часть природы и окружающего мира. На этих представлениях основывались самые древние формы религии.

До принятия ислама все представители тюрков поклонялись Тенгри. Это божество неба и солнца. Татарские боги – это святые места: возвышенности, источники воды, деревья, камни.

Основные верования:

  • тотемизм —
    признание священными отдельных видов животных или растений;
  • фетишизм — поклонение идолам;
  • анимизм — вера в существование души и духов, в одушевленность всего мира природы
    ;
  • эвгемеризм — культ умерших или живущих «великих людей»
    .

В религиозной традиции кряшен (татар волжского и уральского регионов
) существовал культ деревьев и животных. Дерево являлось одним из главных образов традиционных религий тюркских народов. Этот культ сформировался еще в докочевой период жизни, когда народ проживал в предгорьях Алтая. Дерево выступало в роли центра мира, было связующим звеном земли с небом. Поэтому с ним ассоциировались важные процессы, происходящие в природе и обществе.

Три стихии взаимно дополняют друг друга и управляют миром:

  • дерево;
  • гора;
  • вода.

В татарской мифологии модель мира строилась вокруг образа «мирового древа» («яфан агачы»). У старокрещеных татар образ «мирового дерева» был тесно связан с одиноко растущим священным дубом («тәре»), «деревом Тенгри». Оно считалось неким связующим каналом с Верховным Божеством.

«Мировое дерево» выступало информационным звеном между тремя мирами:

  • средним – человека;
  • нижним – духов;
  • верхним – божественным.

Микрообраз космического мироздания и создателя мира — Верховного Бога являлся основой древних религиозных верований тюрков. Высокое дерево (дуб с густой листвой), по представлению гуннов и сабир (сувар), считалось связующим звеном с главным божеством Тенгриханом, который жил на небе и почитался наряду с Тенгри. Возле этого дерева совершались языческие обряды и жертвоприношения.

Святое дерево символизировало благополучие и безопасность страны:

  • исцеляло больных;
  • возвышало неимущих и нищих;
  • сохраняло от засухи;
  • питало растения и землю.

Перед ним молились об умножении скота, урожае хлеба. Это дерево не разрешалось безнаказанно трогать: рубить и отламывать ветви.

Бессмертие души и анимизм

Прежде чем поверить в Аллаха, татары поклонялись духам. Религия татарского народа трансформировалась из-за страха перед смертью. Так почва анимизма стала благодатной для веры в бессмертие души. Укреплялся культ захоронений умерших с разделением общества на касты.Анимизм шел в ногу с ростом материального разделения внутри племен, становясь основой классового общества. Кочевые татары вели походный образ жизни.

Мнение Плано Карпини о захоронениях:

  • погребальный обряд проводился тайно и скрытно;
  • место захоронения выбиралось в стороне от лагеря и места расположения войска;
  • яма имела подкоп сбоку, а место скрывалось дерном так, чтобы его невозможно было опознать, как могильник.

Этот способ захоронений отличал кочевников от оседлых монголов, что выделяли специальные пространства для умерших, оставляя тела под открытым небом. Количество умерших в походе определялось просто. Собираясь в поход, каждый брал по камню и укладывал его вместе с остальными. Так складывался курган. Возвращаясь, воины разбирали камни. Остаток говорил о потерях. Наличие таких курганов вполне может свидетельствовать о масштабе сражения.

Погребальные обряды зависели от кастовой принадлежности покойного и обстоятельств, со временем обрастая массой обрядовых традиций. Но основой их был, как и в древности, страх перед смертью и вера в загробную жизнь души.

Эпохи вносили коррективы в вероисповедание. Если современная Конституция РФ гарантирует свободу выбора веры, то в древности веру определяла сила правителя.

Традиции

Татарские традиции разнообразны, и многие из них малоизвестны за пределами татарской общины. Вот некоторые примеры малоизвестных татарских традиций:

Калым : татарская свадебная традиция, при которой семья жениха преподносит подарок, обычно деньги или товары, семье невесты в качестве оплаты (за невесту). Эта традиция до сих пор практикуется в некоторых татарских общинах.

Кош-кур: татарская традиция выпечки хлеба, в которой хлеб пекут в печи тандыр. Хлеб обычно круглый и толстый, его часто подают с маслом и джемом.

Коркма: татарская траурная традиция, согласно которой семья умершего носит черную одежду в течение определенного периода времени после смерти. Обычно это делается в течение 40 дней.

Кыз-куумай: татарская традиция, согласно которой юноши и девушки участвовали в соревнованиях по верховой езде, где на полном скаку пытались поймать платок, брошенный молодой женщиной. Эта традиция до сих пор отмечается в некоторых татарских общинах во время праздника Сабантуй.

Туган тел: татарская традиция гадания, в которой молодая девушка предсказывала будущее, выливая горячий воск в миску с холодной водой. Формы, которые образовывал воск, интерпретировались как символы, предсказывающие будущее.

Туган ел: татарская традиция празднования Нового года, основанная на лунном календаре. Празднование проводится в первые дни января и включает в себя различные обычаи и ритуалы, такие как уборка дома, приготовление традиционных блюд, посещение друзей и родственников, украшение дома.

Акын-коджа: татарская традиция повествования, когда опытный рассказчик, известный как «акын», развлекал публику рассказами о приключениях, любви и мудрости. Эти истории передавались из поколения в поколение и составляли важную часть татарской культуры.

Куреш: традиция татарской борьбы, которая является формой традиционных татарских боевых искусств

Это вид спорта, который до сих пор практикуется в татарских общинах и часто фигурирует на фестивале Сабантуй.

Туг: татарская традиция исполнения народных песен, которая является важной частью татарской культуры. Песни обычно сопровождаются домброй, традиционным татарским струнным инструментом, и исполняются на свадьбах, торжествах и религиозных церемониях.

Куй: татарская традиция изготовления ножей – ножи изготавливаются из высококачественной стали и украшаются замысловатыми узорами

Они считаются символом силы и могущества и передаются из поколения в поколение.

В статье использованы материалы сайтов ru.wikipedia.org, tatarlar.info

Фото: открываяудмуртию.рф (Дмитрий Вороширин), vk.com/yanaryshudm, afisha7.ru, vk.com/kam_adm, vk.com/vpmuseum

Другие праздничные дни:

В Республике Татарстан по случаю окончания весенне-полевых работ отмечаются национальный народный праздник «Сабантуй» и русский народный праздник «Каравон». Дата проведения данных праздников ежегодно устанавливается Указом Президента Республики Татарстан.

Законом РТ от 19 февраля 1992 г. № 1448-ХII «О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан» в республике устанавливается праздничный день — День родного языка, проводимый 26 апреля.

Законом РТ от 14 октября 2010 г. № 74-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан»» в Республике Татарстан устанавливается памятная дата: День официального принятия Ислама Волжской Булгарией – 21 мая.

Семейный уклад

Как и во многих народах и странах, традиции сильнее сохраняются в сёлах и маленьких городах Татарстана, городские жители с каждым десятилетием всё больше отходят от них. Хотя в последнее время наметилась тенденция возвращения к своим истокам, поэтому всё чаще традиции возобновляют даже в среде самой «продвинутой» молодёжи.

Татарские дома мало чем отличались от привычных русских. Но имелась одна особенность, которая не встречается у православных — деление дома на две части. Одна из них считается мужской, а другая – женской. Чтобы разграничить эти территории, использовали специальную штору – «чаршау», а в редких случаях – деревянную перегородку.

В каждом доме можно было увидеть яркие сундуки красного или зелёного цвета. Они необходимы были для того, чтобы собирать приданое для будущей невесты. Чем больше в семье подрастало девочек, тем больше изготавливали таких сундуков, служивших предметом гордости. На видном месте располагали «шамаиль» — оберег с пожеланиями счастья и удачи. Он представлял собой кусочек текста из священной книги Коран, которая является предметом почитания татар.

Праздники — религиозные и не очень

Как уже было сказано, мусульманство — исконная вера татар, и они следуют и утренней молитве, и всем мусульманским правилам. Не едят свинину и соблюдают религиозные праздники. Традиционный Рамазан проходит в строгости, а вот в Курбан Байрам многие татары даже не работают — их отпускают на выходные. Этот праздник — явление милости Аллаха. Когда пророк Ибрахим готов был принести в жертву самое дорогое для него — маленького сына, Аллах отменил эту жертву. Это была проверка веры.

В Курбан Байрам татары приносят в жертву барашка, и сразу же зажаривают на вертеле.

А еще в Татарстане есть праздник, который не особо связан с мусульманством. Это веселый сабантуй, что-то типа русской Масленицы. Празднуют сабантуй весело, подают национальные блюда — пироги эчпочмаки, баранину, сладости и кашу «боткасы», которую варят в большом котле на всех. Наряжаются, проводят игры и соревнования.

Праздник этот посвящен началу посевного сезона — зарождению нового урожая и новой жизни. И в наши дни Сабантуй празднуется на национальном уровне, каждый год в березовом лесу под Казанью.

Национальная одежда татар

Татарская национальная одежда формировалась долгое время. Собирательный образ создавался на протяжении не одного столетия. Свою лепту внесли различные группы татар. Большое влияние на одежду оказали древние традиции и родная религия. Сегодня, как и у большинства народов, национальный костюм никто не носит. Он или является реквизитом на сцене или пылятся в музее.

Итак, каков же национальный костюм татар? Первое, что характеризует народ – рубаха — платье. Его еще называют «кулмэк». К ним, безусловно – шаровары, бешмет — это стеганый полукафтан, чекмень и казакин.

Все вышеперечисленное — верхняя одежда. Еще есть так называемая «Чоба». Это тоже верхняя одежда, но отличалась оно тем, что у нее не было подкладки и она была невероятно легкая. В ее состав входили лён и конопляные ткани. Представительницы прекрасного пола украшали свою верхнюю одежду еще и жилетками.

Что касается головных уборов. Здесь особую ступень занимает тюбетейка. Для мужчин – это главное убранство на важных церемониях. Для женщин –это безусловно калфак. Также татары любили и чалму.

Обувь. Для жителей сел и поселков – это лапти, или как это звучит по- татарски «чабата». А вот для тех, кто проживал в городах были придуманы ичиги.

Семейные торжества и обряды

Традиции татар выдвигали семейные обряды на особое место. Этот народ трепетно относился к знаковым событиям в жизни каждого человека, таким как свадьба и рождение ребёнка.

Свадьба

Традиции свадебного характера у татар происходили очень интересно и красиво. К проведению бракосочетания тщательно готовились, поэтому оно было великим событием не только для невесты и жениха, но и для всех родных. Свадьбе предшествовал «сговор» — так называлось сватанье. На нём обговаривали размер калыма, приданое, время свадьбы и все прочие нюансы.

Все основные мероприятия проходили в доме у родителей девушки, а сама невеста с подругами утром занималась гаданием и нарядами. Обряд над молодожёнами проводил мулла. После прочтения им особой молитвы семья считалась состоявшейся.

Интересный обычай касается постели новобрачных, на которой они должны провести первую брачную ночь. Гости со стороны невесты дотрагивались до постели и оставляли на блюдце рядом с кроватью деньги. Жениха пускали к семейному ложу только после того, как он уплатит выкуп.

Рождение ребёнка

Это волнующее событие у татарского народа было не менее значимым и важным, чем свадьба. Для помощи роженице в дом приглашали «эбисе» — повитуху. Обычно это была опытная женщина в возрасте, которая принимала ребёнка, перерезала ему пуповину, при необходимости оказывала помощь матери и ребёнку.

Чтобы установить связь ребёнка с отцом, новорожденного заворачивали в отцовскую рубаху. Обязательно проводили ритуал «авызландыру». Заключался он в том, что маленький кусок хлеба растворяли в масле и мёде, промачивали этим раствором ткань, которую сворачивали в конус и давали пососать младенцу.

На следующий день происходило первое купание малыша, после чего ему давали имя в присутствии муллы и гостей. После этого традиция предписывала татарам угостить всех, кто присутствовал при этом интересном ритуале. У татарского народа выбранному имени придавалось большое значение. Считалось, что если имя подобрано правильно, то это дарует новорожденному здоровье и счастливую жизнь.

Первая неделя после родов отводилась на то, чтобы все подруги матери смогли прийти к ней в гости, проведать малыша и принести ему подарки. Чаще всего это были наряды, вышитые своими руками, украшенные рисунками и узорами, которые выступали в роли оберегов для маленького человека.

Вера татар: история и основные принципы

В начале своей истории татарский народ был языческим и верил в множество божеств, связанных с природными явлениями. Однако, в 10 веке после прихода ислама на территорию, где жили татары, многие из них приняли ислам и стали мусульманами.

Основные принципы вероисповедания татарского народа основаны на исламе. Татары исповедуют суннитский ислам, который является одним из основных течений этой религии. Они следуют учению пророка Мухаммеда и исполняют пять основных обязательных действий, или столпов веры, известных как «Пять столпов Ислама».

Столп Ислама Описание
Шахада Свидетельство веры в единого Аллаха и пророка Мухаммеда
Салах Ежедневные молитвы, которые выполняются пять раз в день
Закат Пожертвование определенной суммы денег для помощи бедным и нуждающимся
Саум Пост, соблюдаемый во время месяца рамадан
Хадж Паломничество в Мекку, которое должно быть выполнено по крайней мере один раз в жизни

Кроме описанных выше основных принципов веры, татары также придают большое значение семейным ценностям и традициям. Во многих семьях они следуют предписаниям ислама, связанным с браком, воспитанием детей и семейными отношениями.

Таким образом, вера татар является важной и неотъемлемой частью их идентичности и культуры. Она служит основой для формирования моральных ценностей и правил поведения, которые помогают татарам сохранять свою национальную и религиозную идентичность на протяжении многих поколений

Рождение ребенка

Не менее важным чем свадьба событием являлось рождение ребенка.  В дом для беременной приходила повитуха — знающая свое дело взрослая женщина, которая принимала роды и помогала матери и новорожденному. Ребенка пеленали в отцовскую рубашку, чтобы создать связь между ними. Также проводили особый ритуал – кусочек хлеба смачивали в меде и масле, сворачивали его в полотно и дали пососать малышу. Первое купание младенца проводилось на следующие сутки. Оно сопровождалось присутствием муллы и гостей. После купания ребенку должны были дать имя. Правильно выбранное имя считалось залогом на счастливую жизнь его обладателя. В течении первой недели подруги матери приходили в дом с подарками, сделанными собственными руками (вышитые узорами наряды, служившие оберегом ребенку).

Традиции и обряды

У каждого народа обряды имеют особенный уклад.

При рождении ребенка в мусульманских общинах Татарстана существует такая традиция:

  • обрезанная пуповина заворачивается в нательную рубаху отца;
  • губы новорожденного смазываются медом;
  • готовится купель;
  • спустя несколько дней мулла дает ребенку имя.

В свадебном обряде участвует сваха. Успешный договор с родственником жениха о размере калыма означает, что невесту засватали. Приданное ей собирают с детских лет. Свадьба проходит в двух половинах – мужской и женской. Но пока калым не выплачен, молодой муж посещает жену ночью, а живет у своих родственников.Усопших хоронят на второй день, а поминки проводят на следующий. Металлический предмет (как правило это лом) лежит в вырытой могиле до момента опускания в нее тела в саване. Молитвы – традиция для всех народов. Татары строго соблюдают ритуальную часть, формой веры которой был анимизм.

Название нации и ее историческое формирование

История татар является сложной и многогранной, охватывая события и процессы на протяжении многих веков. Татары являются одним из самых крупных этнических групп в России и имеют богатое культурное и историческое наследие.

  1. До-монгольский период: Предшественниками татар часто считают древние тюркские и угорские племена, населявшие территории Средней Азии, Урала и юга современной России.
  2. Монгольское завоевание и Золотая Орда: В XIII веке территории, на которых жили предки татар, были завоеваны монголами. Золотая Орда стала важным этапом в формировании татарской идентичности.
  3. Казанское ханство: После распада Золотой Орды в XV веке образовалось независимое Казанское ханство, которое стало одним из важных политических и культурных центров татар.
  4. Причисление к России: В 1552 году Казань была завоевана русским царем Иваном IV. Этот период характеризуется интеграцией татар в состав Российского государства и началом их христианизации, которая, однако, не стала массовой.
  5. Современный период: В XX веке, особенно после распада Советского Союза, татары стали активно работать над возрождением своей культуры и языка. В современной России Татарстан является одним из наиболее развитых и автономных регионов с сильным акцентом на сохранение татарской культурной идентичности.

Таким образом, история татарского народа является слиянием различных культур и традиций, прошедшая через века завоеваний, интеграции и возрождения.

Rate article