Культурное наследие Башкирии: традиции и достижения

Религиозные традиции

Тенгрианство

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри – по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Присоединение к России

В 1552 году, после падения Казанского ханства, Башкирия вошла в состав Московского царства. Но местные старейшины оговорили права на некоторую автономию. Так, башкиры могли и дальше владеть своими землями, исповедовать свою религию и жить прежним укладом. Местная конница участвовала в сражениях русской армии против Ливонского ордена. Религия у татаров и башкир имела несколько разное значение. Вторые приняли ислам намного раньше. И религия стала фактором самоидентификации народа. С присоединением Башкирии к России, в край стали проникать догматические мусульманские культы. Государство, желающее держать под контролем всех верующих страны, учредило в 1782 году в Уфе муфтиат. Такое духовное засилье привело к тому, что в девятнадцатом столетии верующие края раскололись. Возникли традиционалистское крыло (кадимизм), реформаторское (джадидизм) и ишанизм (утративший сакральную основу суфизм).

Современное состояние[]

Файл:Монумент Дружбы.jpg

Монумент дружбы в Уфе

Культура в ХХI веке в РБ развивается, как целостная система, как продукт художественной деятельности людей. Основным звеном художественной культуры является искусство. Искусство в Республике Башкирия существует и развивается в конкретных многочисленных видах: литература, театр, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, музыка, хореография, кино, цирк, соответственно многообразию типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира. Все виды искусства находят поддержку и финансирование.

Развитие и поддержка культуры в республике оказывается созданными в республике творческими союзами:Союз писателей Республики Башкирия, Союз композиторов Республики Башкирия, «Союз художников России» Республики Башкирия, Союз театральных деятелей Республики Башкирия, Союз кинематографистов Башкирии, Союз композиторов Республики Башкирия и др.

В республике работают театры: Башкирский государственный театр оперы и балета; Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури; Русский академический театр драмы Башкирии; Национальный молодёжный театр имени Мустая Карима; Уфимский государственный татарский театр «Нур»; Башкирский государственный театр кукол и др., многочисленные музеи, выставочные залы, библиотеки, дворцы культуры.

Вопросы культуры находят отражения в журналах РБ Ватандаш, Агидель, Аманат, Бельские просторы, Акбузат и др.

Государством охраняются 409 памятников истории и архитектуры, 28 памятников искусства, 126 могил, 7 парков, 4 памятника истории, 1281 памятников археологии, расположенных на территории РБ. Среди них 12 памятников архитектуры, 2 памятника истории, 2 памятника искусства, 28 памятников археологии федерального значения.

Религия и народные праздники

Несмотря на то что конституция Республики Башкортостан запрещает установление какой-либо государственной религии, основное её население придерживается ислама суннитского толка. 

Ислам

К башкирам ислам начал проникать ещё в X веке, а окончательно утвердился при хане Золотой Орды Узбеке. Позднее Иван Грозный, договариваясь с местными племенами о поддержке, принял их условия и согласился не вмешиваться в свободу вероисповедания населения бывшей Золотой Орды. 

Несмотря на это, вскоре центральная власть начала наступление на ислам, который в лице Азиевской мечети стал одним из мест сосредоточения сопротивления башкир. В 1736 году мечеть была уничтожена, но уже через несколько десятилетий, в 1782 году, в Уфе был учреждён муфтиат, что позволило Башкирии стать центром российского ислама. Позднее на базе этого учреждения было создано Оренбургско-Уфимское духовное управление. 

Правда, в 1918 году процесс духовной жизни был остановлен, и в среде башкир начались процессы, связанные с атеистической пропагандой. Однако почти сразу после падения Советского Союза народ вновь вернулся к религиозным традициям. Заново открылись мечети, были учреждены духовные заведения — сейчас у мусульман 464 культовых здания в республике. Был открыт даже Исламский институт имени Р. Фахретдинова.

Язычество

Несмотря на принятие ислама, башкиры как никто другой сохранили свою национальную самобытность, которую они сочетают с основной религией. Древней религией башкир, как свидетельствует Ибн Фадлан, было поклонение различным тотемам. Но помимо этого, они были и тенгрианцами, как и все тюрки, веруя в Небесного Хозяина. 

Есть свидетельства, что у древних предков башкир был пантеон, состоявший из двенадцати богов, имевших тотемические корни. Существовало несколько групп населения, каждая из которых избирала себе покровителя, например змей или журавлей. Наиболее часто для почитания выбирался медведь. 

В народном эпосе сохранились остатки этих верований: например, солнце там описывается как прекрасная девушка, а луна – как храбрый юноша-джигит. Есть множество вариантов народных легенд, связанных с этими персонажами, где солнце в виде женщины забирает к себе маленькую сиротку Зухру, которая ходит по небу с коромыслом. Неприятные же для людей бури и наводнения башкиры обычно представляли в виде змей, к которым у них было двойственное отношение. По поверьям, обыкновенная змея, достигшая пятисотлетнего возраста, может стать юхой — сверхъестественным созданием, которое способно принять облик человека.

Праздники башкир

До XVIII века одним из крупнейших праздников у народа был йыйын — общее собрание нескольких деревень или целого рода. Помимо прочего, йыйын, или джиен, являлся формой территориального объединения, включавшей в себя поселения с коллективной собственностью на землю. Каждая из четырёх даруг, или областей, Башкирии устраивала этот праздник в определённое время года, решая на нём общественные и хозяйственные вопросы, устраивая пиршества и заключая брачные договоры. Самые важные темы обсуждали на общенародном йыйыне.

Малые праздники так же широко отмечались в даты, определённые с учётом специфики сельского хозяйства: например, такими были общетюркское торжество Сабантуй, праздник плуга, а также Бейге, традиционные игры для молодёжи, и Майдан, который отмечали в мае после окончания посевных работ. Существовал и день прилёта грачей — Каргатуй — который отмечали женщины и дети. Все праздники известны как своими спортивными состязаниями, так и тем, что они нередко справлялись на кладбищах и сопровождались молитвами по усопшим. Конечно же, Курбан-байрам и Ураза-байрам также играли большую роль в башкирском праздничном году. На других обрядах, вроде свадьбы или похорон, можно было наблюдать переплетение исламских и фольклорных традиций. 

Традиционный быт

Традиционно башкиры вели кочевой образ жизни. В степной части Южного Урала сохранялось меридиональное кочевание. Освоение новых природных зон (горной и лесной) привело к изменениям в системе хозяйства некоторых групп башкир. В горных районах Южного Урала складывается система вертикального кочевания. Традиционные маршруты летних перекочевок от долин к предгорьям и обратно сохранялись у башкир без особых изменений вплоть до начала XX века

В северо-западных лесных районах формируется тип хозяйства, в котором важное место занимают лесные промыслы (охота, бортничество и т. д.)

Начиная с XVII века, возрастает удельный вес земледелия. Переход от полукочевого образа жизни к оседлости у зауральских и юго-восточных башкир произошел позднее, чем у остальной части этноса. У этих групп кочевание местами сохранялось до начала XX века. В составе стада основное место занимала башкирская порода лошадей (50%), овцы, в меньшей степени крупный рогатый скот, козы, верблюды. Основной тип поселений – йорт. В кочевой период различали: зимние (кышлау), весенние (язгы йорт), летние (йейлеу), осенние (кезге йорт) поселения.

Башкиры также занимались бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Они разводили лошадей, овец, меньше — коров, были у них и верблюды. Народ знал и земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Основные культуры — просо, ячмень, конопля. Ремесла — выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растительного сырья. Расселение башкир по широкому Южному Уралу сопровождалось упадком скотоводства, констатируют историки. Изменялись методы его ведения, усиливалась роль земледелия, которое к XIX веку стало ведущим направлением хозяйства.

Традиционное жилище башкир – войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной лесостепной зоне – срубные избы с сенями, дома со связью (изба – сени – изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья.

Свадебные обычаи

У башкир было принято жениться на родных не ниже пятого поколения. Молодежь рано вступала в брак. Девушки становились женами в четырнадцать, парни скрепляли себя семейными узами в шестнадцать лет. Правда, с приходом СССР возрастной барьер для бракосочетания увеличили до восемнадцати годков.

Свадебное торжество делилось на три этапа: сватовство, заключение брака и праздничные гуляния. В качестве свата выступал отец жениха или родственники из его семьи. При согласии отдать дочь замуж оговаривали калым, расходы на торжество и размер приданого.

Нередко сватовство проходило, когда основные участники праздника были младенцами. Обсудив будущее детей, потенциальные родственники скрепляли договоренность батой. Это разведенный водой кумыс или мёд, его выпивали с одной пиалы.

О чувствах девушки никто не задумывался, ее могли легко выдать замуж за старика из-за материальных соображений. После сговора семейства ходили в гости, каждый визит сватов сопровождался праздничным застольем. Чаще всего в веселье принимали участие только мужчины, в редких регионах Башкирии к столу допускали женщин.

После того как основная часть калыма оплачена, родственники девушки отправлялись в избу жениха, где их ожидал богато накрытый стол.

Следующая стадия – бракосочетание, процедуру проводили в доме невесты. Мулла читал молитву и объявлял пару супругами. С этого дня до полного погашения калыма юноша имел право посещать избранницу.

После полной выплаты калыма наступало время праздничного гуляния. Свадьбу (туй) отмечали в родительском доме девушки. В обозначенную дату в избу приходили многочисленные гости со стороны невесты и жениха. Обычно гуляния затягивались на три дня.

В первые сутки за угощенье отвечала сторона невесты, во вторые – жениха. На третий день молодая жена покидала родительский дом. В первые сутки гуляний проводились игры, скачки, в последние исполняли песни и обрядные причитания.

Перед отъездом невеста обходила избы родственников и одаривала их презентами: ткани, нитки из шерсти, платки. В ответ ей вручали птицу, деньги или скот. Затем наступал период прощания с родителями. До хаты жениха девушка обязательно провожал кто-то из родни.

После того как молодуха переступала порог нового дома, ей требовалось три раза упасть ниц перед родителями мужа и вручить всему семейству подарки. На следующий день после свадебного торжества новоиспеченная жена вместе с самой младшей девушкой в избе отправлялась к роднику за водой и бросала в него серебряную монету.

До появления первого ребенка невестка избегала родителей супруга, прятала лицо и практически не общалась с ними. В бедных семьях девушек часто похищали, чтобы избежать лишних трат на проведение дорогостоящего праздника.

Праздничные и бытовые обряды

У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года.

Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало.

История[]

Башкирская культура формировалась с начала формирования башкирского этногенеза в XII – XIV вв. и по настоящее время

На культуру оказывало внимание кочевой образ жизни, воззрения тенрианства, ислама. Своеобразие башкирской культуры заключалось языке, особенностях ведения хозяйства (полукочевое скотоводство и постепенные переход к оседлости), одежде ( длинные платья, украшения из кораллов и монет, тюбитейки, меховые шапки, сапоги, ичиги), жилищах (юрты, летние, жимние), пище (преобладание молочных и мясных блюд, малое количество овощей, каши, густые супы), социальной организации (объединение родственных семей – потомков одного предка по мужской линии в аймаки), семейных традициях и др.

Параллельно с башкирской культурой на территории РБ развивалась культура населяющих ее народов: русских, татар, украинцев, чувашей и др. С течением времени происходило взаимопроникновение культур, их влияние друг на друга.

До Великой Октябрьской социалистической революции в республике в основном развивалось самодеятельное искусство в виде народного творчества. После революции получила большое развитие профессиональная культура – музыкальная, театральная, живопись, хореография и др.

В 80-е годы в Башкирской АССР, как и во всем СССР сформировалась единая национальная общность – Советский народ. Соответственно, сформировались единые интернациональные культурные элементы, традиции. Единая культурная общность развивалась и после развала СССР.

В 90-е годы ХХ века в республике произошел уход от идеологии Марксизма-Ленинизма, нацеливание населения на строительство в республике капитализма без официальной идеологии. Культура мировоззрения населения сместилась в сторону религиозной культуры. Этому способствовало множество построенных в конце ХХ – начале ХХI века мечетей, синагог, православных и католическая церквей.

Большой исход к Дунаю

В IX веке не только древние мадьяры покинули склоны Урала в поисках лучших пастбищ. К ним присоединились некоторые башкирские племена: кесе, ени, юрмат и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала обосновалась на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале 10 века под предводительством Арпада он начал продвигаться дальше на запад. Перейдя Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, сумевших исламизироваться на Урале, постепенно стали заменяться монотеизмом. В арабских хрониках XII века упоминается, что христиане-хункары живут на северном берегу Дуная. А на юге Венгерского королевства живут мусульманские башгирды. Их главным городом был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог длиться долго. Еще в 13 веке большинство башкир обратилось в христианство. А в четырнадцатом веке в Венгрии мусульман вообще не было.

История

С X в. башкиры находились под властью Волжской Булгарии, с середины XIII в. – Золотой Орды. После распада Золотой Орды во второй половине XV в. башкиры разделились: одна часть оказалась в составе Ногайской Орды, другая – Казанского ханства, третья – Сибирского ханства.

Во второй половине XVI в., после присоединения татарских ханств к Русскому государству, большая часть башкирских племен была вынуждена признать вассальную зависимость от русского царя и перешла в российское подданство. Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

И.К.Кириллов сообщает, что название «башкирец» было принято во второй половине XVI в. этносом, ещё в XVII в. именовавшимся соседними народами «иштяки».

Численность башкир в момент вхождения в состав России была незначительной. По уровню своего развития они существенно отставали от более цивилизованных народов, пришедших в Приуралье после завоевания Казанского ханства, но благодаря им башкиры приобщались к иной культуре.

Их численность увеличивалась вследствие того, что татары, чуваши, марийцы и др. народы в целях самосохранения и получения определенных материальных льгот (см. Башкиры-вотчинники) стремились раствориться в их среде и записывались «башкирами». Это поощрялось царской администрацией: «Полезнея интересу Ею императорского величества, когда отписывая воровския земли, роздавать в роздачи русским и служилым татарам-мещерякам, которыя служили и служат верно, и тем перемещать казанских татар, нежели иметь внутренних злодеев в своеводстве, от многожёнства время от времени умножающихся».

Политика колонизации земель, христианизации и русификации, проводившаяся царской администрацией, вызывала ожесточенное сопротивление со стороны народов Башкирии. Долгое время башкиры, совместно с татарами, казахами и др. народами боролись против социального, национального и религиозного гнета (см. Башкиро-татарские восстания, Батырши восстание 1755–1756).

Большую роль в становлении и развитии башкир сыграли тесные этнокультурные связи с татарским и русским народами.

После Февральской революции башкир активно включились в общественно-политическую борьбу. В 1918 г. татарами и башкирами была предпринята попытка создания татаро-башкирского государства – Урало-Волжского Штата, затем Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики.

В марте 1919 г. на территории так называемой «Малой Башкирии» была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (БАССР) с центром в городе Стерлитамак.

В силу определенной негативной политики Центра, направленной на ослабление позиций ТАССР, в 1922 г. БАССР были переданы Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды Уфимской губернии. С июня 1922 г. столица республики – город Уфа.

Образование БАССР стало важнейшим фактором в дальнейшей этнической консолидации башкир, развитии их культуры.

В октябре 1990 г. Верховный Совет БАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики (с февраля 1992 г. Республика Башкортостан).

Какая религия у башкир сейчас?

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами – злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Большой исход к Дунаю

В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена – кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.

Литература

Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М. – Л., 1955.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

Мажитов Н.А. Южный Урал в VII–XIV вв. М., 1977.

Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.

Народы России. М., 1994.

Башкортостан: краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999.

Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Уфа, 2004. Т. 1.

Башкирская энциклопедия. Уфа, 2005. Т. 1.

Презентация на тему: ” Традиции и обряды народов Башкортостана. Этногенез башкир происходил в IX – XIII в. на территории Урало-Поволжского региона в результате взаимодействия.” — Транскрипт:

1

Традиции и обряды народов Башкортостана

2

Этногенез башкир происходил в IX – XIII в. на территории Урало-Поволжского региона в результате взаимодействия и смешения древних башкир, приуральских финно-угорских племен и племен булгаро-мадьярской группы, уральских потомков ираноязычных сарматов и мигрировавших сюда кипчаков, передавших башкирам некоторые этнокультурные признаки тюркских народов Средней Азии и Казахстана.Казахстана

3

Пришедшие в XIII-ом веке монгольские завоеватели столкнулись с уже сформированным башкирским этносом, который оказал упорное сопротивление и сумел в итоге сохранить этническую самобытность и культурные традиции башкир во времена золотоордынского ига.

4

На становление башкирского менталитета оказали влияние следующие факторы: исконно кочевой образ жизни башкир в тесном взаимодействии со средой обитания и исламская этика, определившая духовные ориентиры башкирского этноса.

5

Характерными чертами башкирской ментальности являются: чрезвычайно обостренное свободолюбие как наследие «степной философии», духовный коллективизм или т.н. «башкирское братство» (приоритет родового над личным без ущемления индивидуальной свободы отдельно взятого члена рода), культ уважения предков и любовь к природе как основе бытия башкир, трудолюбие, общительность и гостеприимство.

6

Интересным фактом является отсутствие в башкирском языке развитой системы ненормативной лексики. Возможной причиной явилась исторически сложившаяся традиция не злословить в присутствии женщин, детей и стариков, а также домашних животных и пчел, чтобы не нанести вред. Для предков башкир слово было таким же материальным, как и любая вещь. Видимо, поэтому в башкирском языке сохранилось выражение «hуз тезеу», что по- башкирски означает «нанизывать слово».

7

В основе башкирского этикета лежат национальные традиции, обычаи, обряды и ритуалы (по- башкирски «йола»). Например, во время приветствия башкиры иногда пожимают руку собеседника двумя руками, что является знаком особого расположения и радушия. В случае общения с пожилыми людьми подобное рукопожатие является обязательным, иначе вас сочтут невежливым.

8

Традиционное декоративное искусство Предметный мир башкирской культуры ярок и самобытен во многом благодаря орнаментальному искусству, которое эстетизировало все его области: одежду и утварь, жилище, снаряжение воина. Многообразны технические приемы башкирского декоративного искусства: различные виды ткачества (бранное, закладное, выборное, многоремизное, ковроткачество),

9

В Башкирии проживает много народов, исповедующих различные религии. И у каждой религии есть свои традиции, ритуалы и обряды.

10

Сабантуй – праздник труда, в котором сливаются обычаи тюркских народов Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось национальным играм, выявлению новых молодых батыров, защитников рода, племени, народа.

11

Йыйын Строго установленного времени для проведения йыйынов, в отличие от сабантуя, не было, но обычно его организовывали в период после сева до косовицы ржи. На йыйынах одного или нескольких родственных аулов решались спорные земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища. Нередко к йыйынам приурочивались и свадебные торжества.

12

Традиционная башкирская свадьба Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. С этого момента девочка становилась невестой, и отец уже не имел права выдать ее за другого, хотя бы жених и оказался потом неподходящей партией, вследствие ли своих качеств или по расстроившемуся материальному состоянию. Если отец впоследствии не пожелает отдать за нареченного свою дочь, он обязан откупить ее, т.е. отдать жениху или его родителям скот, деньги и прочее, в размере обусловленного раньше калыма. Женились башкиры рано. По достижении юношей лет его женили на девушке лет. Отец, желая женить сына, советовался с женой, спрашивал согласия на брак и сына. Выбор невесты, хотя и по согласию с женой, всегда принадлежал отцу. Заручившись согласием сына и жены, отец отправлял к будущему тестю сватов (коза) или сам отправлялся к нему для переговоров.

13

Ежегодный пост в течение месяца

14

Это первый весенний праздник, посвящавшийся пробуждению природы и наступлению нового года. В нем участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Каргатуй

15

Национальный день семьи

История народа

По мнению ученых, древних башкир описали Геродот и Клавдий Птолемей. «Отец истории» назвал их аргиппеями и указал, что эти люди одеваются по-скифски, но говорят на особом диалекте. Китайские летописи относят башкир к племени гуннов. В Книге Суй (VII век) упоминаются народы Бей Дин и Бо Хан. Их можно отнести к башкирам и волжским булгарам. Средневековые арабские путешественники добавляют больше ясности. Около 840 года Саллам ат-Тарджуман посетил регион, описал его пределы и жизнь его жителей. Он характеризует башкир как самостоятельный народ, проживающий на обоих склонах Уральского хребта, между реками Волга, Кама, Тобол и Яик. Это были полукочевые пастухи, но очень воинственные. Арабский путешественник упоминает и об анимизме древних башкир. Их религия означала двенадцать богов: лето и зима, ветер и дождь, вода и земля, день и ночь, лошади и люди, смерть. Дух Небес властвовал над ними. Башкирские верования также включали элементы тотемизма (некоторые племена поклонялись журавлям, рыбам и змеям) и шаманизма.

Ход мероприятия:

Холодное небо, прозрачные дали

Громады застывшие скал.

Этому краю недаром дали

Гордое имя – Урал.

Урал – это значит земля Золотая.

Урал – это рек полноводный простор.

Это леса, что как волчьи стаи,

Кольцом окружили подножия гор.

Светом заводов искрятся дали,

Гремят поезда между глыбами скал.

Этому краю недаром дали

Славное имя – Урал.

(В. Николаев)

Мы с вам, дети, живем на Урале. Южный Урал считается Родиной Башкирии
, т. к. он расположен на Башкирских землях
. Это край привольных степей и лесов, полноводных рек и светлых озер, плодородных равнин и горных массивов, богатых разнообразными полезными ископаемыми.

Здесь живут люди разных национальностей (какие)
. (ответы детей)
. Да. Единой братской семьей живут здесь башкиры
, русские, татары, чуваши, мордва, удмурты – представители более 100 национальностей.

Сегодня мы хотим вас познакомить с культурой и традициями башкирского народа
.

Башкиры называют себя
«башкорт
»
: «баш»
– голова, «корт»
– волк.

Башкиры известны
, как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах.

С давних пор башкиры
занимаются и пчеловодством. Душист и ароматен башкирский мед
.

За песками сыпучими

За степями ногайскими

Вздымаются горы высокие

С долинами изумрудными

Реками, озерами светлыми,

Потоками быстрыми

Там степи волнистые

Травой – ковылем расстилаются

Цветами разубраны

То край мой родной

Вольных башкиров страна
.

У башкирского народа много национальных традиций
. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник
«Сабантуй»
, где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, о своих близких.

Исполняется башкирская песня

На этот праздник башкиры
надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы
.

Девочки исполняют башкирский танец

Есть у них и свои национальные игры. Давайте поиграем в одну из них. Игра называется «Юрта»
.

Проводится игра

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют
:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать круг. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Много легенд и преданий хранит Башкирская земля
. Мы познакомим
вас с одной из легенд.

Инсценировка башкирской сказки
«Отчего вода в озере Атауды соленая?»

Башкирский народ очень гостеприимный
. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами, такими как
: бак беляш, кэкры, кыстыбый, чак-чак. Мы сегодня приглашаем всех своих гостей к праздничному столу.

Бак беляш

Кыстыбый

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты – коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия – исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Характер

Описывать характер нации как единый и однозначный подход сложно, так как каждый человек индивидуален и уникален в своих чертах характера. Однако, среди башкирских людей, как и в других народах, можно выделить определенные общие черты, которые влияют на образ жизни и культуру нации.

Башкиры известны своей гостеприимностью, душевностью и открытостью. Они уважительно относятся к старшим и традиционным ценностям своей культуры, однако также умеют адаптироваться к новым условиям и технологиям.

Традиционно башкиры были народом кочевников и скотоводов, что сформировало у них характеристики, такие как настойчивость, выносливость и трудолюбие. Башкиры также ценят образование и знания, и многие из них занимают высокие должности в образовании, науке, культуре и политике.

Соединение с исламом

В десятом столетии на территории, населенные башкирами и волжскими булгарами, стали проникать мусульманские миссионеры. В отличие от крещения Руси, которое встретило яростное сопротивление языческого народа, кочевники-тенгрианцы приняли ислам без эксцессов. Понятие о религии башкир идеально соединилось с представлениями о едином Боге, которое дает Библия. Тенгри стал ассоциироваться у них с Аллахом. Тем не менее «нижние боги», ответственные за стихии и природные явления, еще долго были в почете. Да и сейчас след древних верований можно проследить в пословицах, обрядах и ритуалах. Можно сказать, что тенгрианство преломилось в массовом сознании народа, создав своеобразный культурный феномен.

Rate article