архонты


    Архонты (греч. «начальники», «правители»), в христианских  
представлениях   (особенно у   гностиков)  
духи-мироправители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы
находится во власти могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку
существ, довольно отчётливо выражена в канонических   новозаветных  
книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в
традиционном переводе — «князь мира сего», Ио. 12, 31 и др.); речь идёт
о духовной войне верующего на стороне бога «не против крови и плоти, но
против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов»,  
«начал»   и   «властей» («сил») отлучить христианина
от любви божьей (Рим.  8, 38—39; «начала», как и «начальства» в Эфес.
6,  12 — это греч лексический вариант слова «Архонт»). В ортодоксальной
христианской системе Архонтов безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно
бесы,
слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонисты бога-творца.
Напротив, в гностических представлениях Архонты рассматриваются, во-первых,
как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена
«совершенным» гностиком, но находится с замыслами бога в очень сложных
отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и
нравственного закона как системы   запретов и заповедей (в этой
своей двуединой роли Архонтов у гностиков сливаются с Яхве — богом Ветхого
завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает 
Ветхий  завет  как продукт инспирации со стороны семи Архонтов
(седьмица — космическое число, ср. также Иран.
Амеша
Спента, христ.
архангелы), между которыми
поделены как имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхозаветных
пророков (Иао, т. е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону  
и   Михея,   Саваоф — через Илию, Иоиля я Захарию;
верховный  среди  Архонтов— Иалдаваоф,  рассматриваемый
как отец превзошедшего его Иисуса 
Христа,— через Моисея,
Иисуса
Навина, Амоса и Аввакума и т. д.). У офитов (ранняя гностическая
секта) Архонтв имеют отчасти имена архангелов и зооморфное обличье; у Михаила
лик льва, у Суриила — быка, у Рафаила — змия, у Гавриила — орла, у Фавфаваофа
— медведя,   у   Ератаофа — пса,   у Фарфаваофа 
или  Оноила  («осло-бог») — осла; между этой семёркой Архонтов
стихии и народы поделены по жребию. Верховный Архонт, отождествляемый также
с Абраксасом, дух космического целого, не будучи
абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования
бесконечно превосходящего его абсолютного бога, за которого принимал самого
себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его
мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ
верховного  Архонта   раздваивается   на «великого
Архонта», царившего от Адама до Моисея, и «второго Архонта», даровавшего
при Моисее Закон.


Читайте также:
азема
 
  Азема - Суринамский злой дух , своего рода аналог вампира. Он принимает облик старика или старухи, у него красные глаза, большие пальцы на ногах загнуты. Перед охотой азема снимает с ...

арсури

    Арсури (арсури), в мифологии чувашей дух — хозяин леса, леший. Возможно, термин «Арсури» восходит к древнему названию божества, близкого славянскому Щуру. Другое название Арсури — варман ...

анка

Анка -  В мусульманской мифологии чудесные птицы, созданные Аллахом и враждебные людям. Считается что анка существуют и по сей день: просто их столько мало, что встречаются они крайне редко...

анзуд
Анзуд - В шумеро-аккадской мифологии божественная птица, орел с львиной головой. Анзуд – посредник между богами и людьми. Анзуд украл таблички бога Энлиля и улетел с ними в горы, из-за чего ...

ахти
Ахти -  водяной демон у народов  севера. Ни злой и не добрый. Хотя любит пошутить и с шутками может переборщить так что человек будет присмерти. Конечно если его разозлить то он и убить ...

добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru