Духовная музыка: жанры, сюжеты и образы

Религиозные традиции

10 хитов с религиозным содержанием

«Stand by Me» (Ben E.King,1961)

Название было вдохновлено и происходит от духовного произведения, написанного Сэмом Куком и Дж. У. Александером под названием «Поддержи меня, отец», записанного The Soul Stirrers с Джонни Тейлором во главе. Третья строка второго стиха предыдущей работы взята из Псалма 46:2c/3c.

Das Kartenspiel (Bruce Low,1974)

Эта вдохновляющая декламация, адаптированная из народной сказки 1762 года. Увертюра к оркестровой сюите № 3 И. С. Баха 1730 года сопровождает разговорную песню на заднем плане — только в немецкой версии, так как это происходит в церкви. 

Frosty the snowman (Gene Autry,1950)

Рождественские гимны действительно были лучше. Но к концу 20 века мусульманские группы давления добились того, чтобы христианские рождественские гимны были включены в список политически корректных цензоров — они могли оскорбить религиозные чувства нехристианских меньшинств. Так что замену пришлось искать — и в таких банальных зимних песнях она нашлась.

10 little Indians (Harry Nilsson,1973)

Aдаптация самого известного детективного романа Агаты Кристи. Кавер-версия Negrastrákarnir, исландской версии песни, опубликованной в 1922 году. Написанная в стиле детского стишка, эта песня посвящена Десяти заповедям.

«My sweet Lord» (Georges Harrison,1971)

Джордж Харрисон включил в текст песни обращённое к Богу молитвенное хвалебное слово «Аллилуйя», а также ведическую мантру «Харе Кришна», которая является основной мантрой, используемой в религиозной практике индуистской традиции гаудия-вайшнавизма. Харрисон заявил, что на написание «My Sweet Lord» его вдохновила композиция Эдвина Хокинса «Oh Happy Day» («О, счастливый день!»).

“Oh Happy Day” (Edwin Hawkins,1968)

В основу песни лёг христианский гимн (O happy day, that fixed my choice), сочинённый в середине XVIII века английским священником Филиппом Додриджем. Записана песня была в помещении Церкви Бога во Христе в городе Беркли.

«Etwas » (Hermann Dewes,1974)

Кавер-версия Херманна Деуса — акцентирующего внимание на песнях Жерара Ленормана — чрезвычайно оригинальна. Все его тексты имеют религиозный оттенок и поэтому редко бывают близки к исходному тексту; но здесь он сочетает правильный перевод с религиозной интерпретацией оригинала

«Spirit in the sky» (Norman Greenbaum,1969)

«Дух в небе» содержит несколько религиозных ссылок на Иисуса. Гринбаум сказал репортеру: «Ничего не зная о госпел-музыке, я сел и написал свою собственную госпел-песню. Это далось легко. Я написал эти слова за 15 минут». В результате получилось «странно убедительное» сочетание госпела и хард-рока…

«By the rivers of Babylon» (The Melodians,1970)

«Реки Вавилона» — песня-растафари, написанная и записанная Брентом Доу и Тревором Макнотоном из ямайской регги-группы The Melodians в 1970 году. Песня основана на библейском Псалме 137:1-4, гимн, выражающие плач еврейского народа в изгнании после Вавилонского завоевания Иерусалима. Южное царство Иудеи, к которому относятся Реки Вавилона, было свободно от иностранного господства до вавилонского завоевания. 

«Glory, glory, hallelujah» (Demis Roussos,1995)

Песня написана в жанре протестантского религиозного гимна. Написана в честь Джона Брауна — борца за расовое равноправие, поднявшего в 1859 году восстание против рабства в США и казнённого за мятеж. 

По религии

Христианская музыка

Певцы перед кафедрой. Псалтырь Жана де Берри , около 1386 г., ф. 177.

Христианская музыка, несомненно, является той, которая на протяжении веков привела к созданию важнейшего репертуара религиозной музыки. В то время как первоначально только несколько гимнов и псалмов питали веру, Римско-католическая церковь очень быстро разработала вокальное пение, которое завершилось григорианским пением , затем духовной музыкой, сочиненной наиболее выдающимися образованными музыкантами, и, наконец, более популярной музыкой, такой как негритянские спиричуэлы или Евангелие .

Римская католическая церковь посвятила несколько Арбитры документов духовной музыки, в том числе Tra ля Sollecitudini и Musicæ Sacrae по Пию X и Пий XII , и имеет Папский институт сакральной музыки .

Духовные произведения классической музыки

В реформатской церкви должны были следовать по его стопам, в отличие от православной церкви , которая была более зарезервирован для использования византийской музыки в богослужении.

Индуистская музыка

Индуистская музыка тесно связана с индийской музыкой и считается, что она исходит от богов. Киртан и бхаджан являются наиболее распространенными формами, вне музыкального сопровождения в пуджи .

Исламская музыка

Исламская музыка развивается только в рамках официального богослужения, существует очень большое разнообразие религиозной музыки, широко распространенной, в частности, в суфийских братствах , наиболее известными примерами из которых являются каввали или сама .

Кантор с шофаром .

Еврейская музыка

Еврейская музыка с древних времен была основана на ритуальной песне , но на протяжении веков она приобрела разнообразные религиозные музыкальные формы из-за распространения верующих среди самых разных культур. Мы выделяем, например, сефардскую средиземноморскую музыку , ашкеназскую славянскую музыку , музыку с йеменскими, турецкими, русскими влияниями и т. Д.

Сикхская музыка

Сикхская музыка происходит от индийской и индуистской музыки , но на протяжении веков она разработала и сохранила особый репертуар, основанный на киртанах и необходимый для религиозной практики.

Буддийская музыка

Буддийская музыка

Буддийская музыка — это, по сути, религиозная музыка. В Китае пение няньфо более конкретно рассматривается как тип мантры, используемой в медитации . Его нежно поет современный китайский буддийский мастер чан Нан Хуайцзинь . Когда возникают беспокоящие мысли, няньфо повторяется, чтобы отогнать их. В конечном итоге это позволяет уму достичь самадхи . Вдобавок, «король сутр», Сутра Лотоса оказала глубокое влияние на культуру и искусство стран, в которых она распространилась: Индии, Китая, Кореи, Японии, потому что «От начала до конца. Сутра звучит радостной небесной песней. Он не только наполнен музыкой, но и изображениями, светом, цветами, ароматами. Земля трясется. С неба сыплются цветы. Это великолепное зрелище, театральная постановка жизни. Это как опера, поставленная на сцене космоса » .

Аче Лхамо («Сестра-богиня») -популярная тибетская опера . Это сочетание танца, пения и песни. Репертуар основан на буддийской и тибетской историографии. «Тибетская опера» была включена ЮНЕСКО в 2009 годув репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .

Синтоистская музыка

Синтоистская музыка происходит от древних коренных народов и других китайских элементов, которые сформировали японскую придворную музыку, гагаку . Mikagura жанр особенно зарезервирован для священного и имперского культа, в то время как satokagura жанр зарезервирован для популярной преданности.

Синтоистская игра на сё .

Афроамериканская музыка

Афро-карибская музыка

Мы находим различные культы африканских влияний в Карибском бассейне  : сантерия , вуду , ньябинги и спиритизм ( espiritismo ). Музыка играет фундаментальную роль в коллективном трансе.

Сантерия музыка

Религиозная музыка: основные черты и значение

Одной из основных черт религиозной музыки является ее освященность. Многие верования считают музыку одним из способов приближения к святым и божественным силам. Религиозная музыка способна создать особую атмосферу, располагающую к размышлению, молитве и созерцанию.

Религиозная музыка также отличается повторяемостью и узнаваемостью. Часто в ней используются повторяющиеся мелодии, ритмы и тексты, которые помогают верующим сосредоточиться, воспевать и прочувствовать глубинные подлинные истины и учения своей веры.

Значение религиозной музыки не ограничивается только служением при богослужениях. Она играет важную роль в духовной практике верующих, помогая им испытывать эмоции и переживать духовные перевоплощения. Религиозная музыка способствует созерцанию, расслаблению и обретению внутреннего покоя.

Верующие используют религиозную музыку для молитв, поклонений и медитаций, а также во время религиозных ритуалов и обрядов. Она призвана вдохновлять и пробуждать душу, перенося верующих в мир духовной гармонии и единения с высшими силами.

Кроме того, религиозная музыка имеет еще одно важное значение – она способна объединять людей в общности верующих. Через коллективное исполнение религиозных песнопений и гимнов создается чувство солидарности и общей веры, что способствует формированию и укреплению духовных связей между прихожанами

В общем, религиозная музыка является мощным источником духовного вдохновения и поддержки для многих верующих. Ее особенности и значение варьируются в зависимости от конкретного вероисповедания, но ее роль в развитии и укреплении духовной жизни верующих всегда непреходяща и оценивается сторонниками религиозных практик.

История религиозной музыки

Религиозная музыка имеет древние корни и присутствует в различных культурах и религиях по всему миру. Она играла важную роль в обрядовой практике и коммуникации с высшими силами. Следующий обзор представляет краткую историю религиозной музыки, начиная с древности.

Древний Египет

В древнем Египте религиозная музыка была неотъемлемой частью поклонения богам. Музыкальные композиции и ритмы использовались в храмовых обрядах и процессиях. Египетская музыка опиралась на глубокий символический смысл, с исполнением, которое стремилось достичь гармонии с космическим порядком.

Древний Греция и Рим

В Греции и Риме религиозная музыка принимала форму гимнов, гимнов на богов и одах. Она использовалась в храмовых церемониях и была предназначена для возвеличивания божеств и создания атмосферы благоговения. Музыка в греческой и римской религии была высоко ценной и считалась путём общения с божественным.

Средние века

Средние века были периодом расцвета религиозной музыки в христианском мире. Хоральная музыка, звучащая в господствующей Латыни, играла главную роль в богослужениях и многочисленных обрядах. Позднее появились песнопения, кантусы и пассии, которые выражали веру и истории библейских персонажей.

Эпоха Возрождения

В период Возрождения, религиозная музыка претерпела изменения в вестернской культуре. Знаменитые композиторы, такие как Иоганн Себастьян Бах, создавали хоралы, мессы, оратории и кантаты, которые служили для прославления бога и религиозного возвышения.

Современность

В современной эпохе религиозная музыка продолжает существовать во многих формах. Она включает в себя хоральные композиции, гимны, песнопения, религиозные песни и даже исполнения современных жанров, таких как религиозный рок и госпел. Религиозная музыка обогащает обрядовую практику и поддерживает верующих в их духовных поисках.

Как видно из истории, религиозная музыка играет значительную роль в культуре и обрядовой практике различных религий. Она не только позволяет верующим выразить свою веру и почтение, но и создает особую атмосферу созерцания и священности.

Вокальная и инструментальная музыка

Например, псалмы , григорианские песнопения , оратория , негритянские спиричуэлы и т. Д. Составляют священную музыку.
Вокальная религиозная музыка может сопровождаться инструментальным сопровождением  ; в противном случае говорят, что это интерпретируется «  а капелла  ».

Но он также может быть инструментальным , то есть предназначенным исключительно для инструментов .

— Или потому, что это просто связано с ритуалом духовного характера (например, подношение в обряде мессы). Так , например, в музыке барокко , , которая также называется «  церковная соната  », обязательно должен быть воспроизведен в церкви. Следовательно, он должен уважать освященное место и может быть уподоблен духовной музыке.
— Либо потому, что он предназначен для музыкального инструмента, традиционно предназначенного для священного использования, либо потому, что он сам священен. Это может быть случай с органом или фисгармонией , инструментами, обычно связанными с аккомпанементом христианской литургии. Саз или являются священными лютнями для курдских общин, и они находятся в центре религиозной практики , как сень может быть в христианской религии.

Средневековые «ужастики»

Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти», 1561 — 1563 гг.Фото: ru.wikipedia.org

Также интересен, по-видимому, спектакль белорусской театральной группы DiGrease’s Buffoon Theatre (Плутовской театр), работающий в стиле карнавальной уличной культуры Средневековья. Спектакль также называется «Пляска смерти» («Danse Macabre»).

Издавна известен ритуал Ослиной мессы (или Ослиной обедни). Сюжет — евангельский (осел с Марией и младенцем на пути в Египет). Известна фраза, с которой народ обращался к ослу: «Сир, да вы всего лишь осел, шли бы вы лучше куда подальше!». «Ослиную прозу» написал в XIII веке архиепископ Пьер Корбейль.

Музыка «Ослиной прозы» носила чуть ли не танцевальный характер. Народная стихия вторгалась в музыкальную культуру Средневековья. А сама эта культура вызывает сейчас острейший интерес во всем мире — не только в среде профессиональных музыкантов, но даже более в среде рок- и фолк-музыкантов. Почему — сложный вопрос и особая тема.

Возвращаясь к Средневековью, нужно сказать, что музыка в Восточной Римской империи отличалась от той, которая сформировалась в Западной Европе. О древнерусском духовном пении можно прочитать здесь.

Примеры сюжетов и образов

Религиозная музыка содержит множество разнообразных сюжетов и образов, которые позволяют передать глубокий смысл и возвышенные идеи веры. Вот некоторые примеры:

Притча о блудном сыне

Эта притча, которую можно найти в Евангелии от Луки, рассказывает историю о сыне, который покидает свой дом и тратит свое наследство на развлечения и роскошь. В конце концов, он осознает свои ошибки и возвращается к отцу, который принимает его с радостью и прощает его. Этот сюжет используется во многих христианских композициях, чтобы подчеркнуть понятие божественной любви, прощения и возрождения.

Предательство Иуды

Этот сюжет основан на Евангельском рассказе о предательстве Иуды, одного из учеников Иисуса Христа. Иуда предал своего учителя за 30 серебряных монет и после этого покончил с собой от чувства вины. Этот сюжет используется в музыкальных произведениях для изображения коварства, предательства и последствий неверия.

Воскресение Иисуса

Событие Воскресения Иисуса Христа является одной из центральных тем христианства и, соответственно, часто используется в религиозной музыке. Этот сюжет подчеркивает победу над смертью и воскрешение, а также надежду на вечную жизнь в царстве Божьем.

Страсти Христовы

Страсти Христовы — это рассказ о страданиях и смерти Иисуса Христа на кресте. Этот сюжет широко используется в религиозной музыке, чтобы передать глубину жертвы Христа, его любовь и сострадание к человечеству.

Эти примеры лишь небольшая часть того, чем может вдохновиться композитор, чтобы создать музыкальное произведение, передающее религиозные идеи и великолепие веры.

Элементы и смысл религиозной музыки

Религиозная музыка сочетает в себе различные элементы, которые помогают выразить и передать религиозные убеждения и культовые ценности. Основные элементы религиозной музыки включают:

Элемент Описание
Текст Тексты песен и музыкальные тексты имеют религиозный контекст и содержание. Они могут отражать молитвы, псалмы, духовные послания и другие священные тексты.
Мелодия Мелодия эффективно передает эмоциональный и духовный аспект религиозных текстов. Она может быть простой и заводной либо сложной и глубокой, в зависимости от религиозной традиции и цели музыкального произведения.
Гармония Гармония добавляет выражение и глубину в музыкальные композиции. Она помогает создать атмосферу священности и погружает слушателя в религиозный опыт.
Ритм Ритмические элементы религиозной музыки могут разнообразны, от простых и регулярных до сложных и многогранных. Ритм может акцентировать важные моменты в тексте и вызывать определенные эмоциональные реакции.
Инструментальное сопровождение Инструментальное сопровождение добавляет к религиозной музыке дополнительную глубину и насыщенность звучания. Различные инструменты используются для создания особого настроения и передачи передаваемого послания.

Основной смысл религиозной музыки заключается в передаче духовности, почитания Бога и укрепления веры слушателей. Религиозная музыка может вызывать эмоциональное восхищение, помогать в молитве и служить источником вдохновения и утешения. Она также используется для совершения религиозных обрядов и церемоний, создавая подходящую атмосферу и погружение в религиозную практику.

Христианская традиция

Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.

Жанры зарубежной сакральной музыки:

  • месса;
  • реквием;
  • псалом;
  • секвенция;
  • пассионата;
  • хорал.

Список православных жанров:

  • величание;
  • кондак;
  • всенощная;
  • стихара;
  • литургия;
  • тропарь.

Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.

Епископ и папа

Григорий Великий тоже известен как один из учителей церкви. А также как основатель григорианского хорала (по его имени) — традиционного литургического пения римско-католической церкви. Авторство большинства песнопений приписывается именно Григорию.

Григорианский хорал поют сейчас, он же лег в основу уже многоголосной европейской музыки. Позже он стал называться cantus planus — кантус планус — «ровное пение». Из этого «кантус» — песня — родилось слово «шансон».

Ноткер Заика. Средневековый манускриптФото: ru.wikipedia.org

В конечном итоге весь (католический) мир был охвачен единообразным музыкальным стержнем богослужения (с некоторыми вариациями на севере Италии и в Испании). В настоящее время к григорианскому хоралу вспыхнул уже новый интерес, так сказать «светский»: кроме богослужебной практики, его используют представители поп- и рок-культур (Enigma и другие).

Иудея и Ислам

Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.

После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.

В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.

Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.

Жанры и формы религиозной музыки

Религиозная музыка представлена различными жанрами и формами, которые развивались и формировались на протяжении многих веков. Вот некоторые из наиболее известных жанров и форм религиозной музыки.

Хорал

Хорал – это основной жанр религиозной музыки западной Европы. В хорале обычно используется многоголосие, при этом голоса обычно движутся параллельно, создавая гармоническую текстуру. Хоралы часто исполняются хором в капелле или на церковных службах.

Гимн

Гимн – это религиозная песня, которая служит для прославления Бога или освящения торжественного момента в церковной службе. Гимны могут быть как одноголосными, так и гармонизированными для исполнения хором и оркестром.

Кантата

Кантата – это композиция для солистов, хора и оркестра, часто исполняемая во время церковных служб или празднеств. Кантаты часто основаны на библейских текстах и используются для передачи религиозных и духовных историй.

Реквием

Реквием – это музыкальное произведение, написанное для поминания умершего. Реквиемы часто исполняются на похоронах и церковных службах в память о умерших и включают в себя молитвы, медитации и пение. Одним из наиболее известных реквиемов является «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта.

Служба

Служба – это музыкальный жанр, который включает в себя композиции, написанные для использования в ходе религиозных служб. Службы обычно состоят из различных разделов, таких как молитвы, псалмы, гимны и музыкальные интерлюдии.

Духовные песни

Духовные песни – это религиозные песни, которые используются в ходе церковных служб и молитвенных собраний. Они могут иметь различные жанры, включая колоратуры, ритмические жанры, песни с аккомпанементом и без него. Духовные песни часто являются средством передачи духовных и религиозных историй и сообщений.

Молитва

Молитва – это исполнение религиозной молитвы с музыкальным сопровождением. Молитва может быть исполнена в разных жанрах, от сольного пения до хорового исполнения. Использование музыки в молитве помогает создать возвышенное и поклоняющееся настроение и углубляет религиозный опыт.

Корал

Корал – это форма религиозной песни, которая изначально развивалась в англиканской церкви в XVII веке. Коралы обычно исполняются хором и могут включать в себя тексты библейских псалмов или других религиозных текстов

Коралы являются важной частью обрядов покаяния и служат для прославления Бога и передачи духовных историй и учений

Саундтреки из религиозных фильмов

Саундтреки из религиозных фильмов – это композиции, написанные специально для фильмов о религиозных темах. Они служат для поддержки атмосферы фильма и передачи его религиозных и духовных идей. Саундтреки могут включать в себя вокальные и инструментальные композиции.

Музыка для молитвенных практик

Музыка для молитвенных практик – это специально созданная музыка, которая используется во время религиозных медитаций, молитвенных собраний и практик. Эта музыка служит для углубления духовного опыта и погружения в молитву или медитацию.

Примеры жанров и форм религиозной музыки
Жанр
Примеры

Хорал
Бах «Хоралы»

Гимн
«Amazing Grace», «Великий Боже»

Кантата
Бах «Христос на кресте»

Реквием
Моцарт «Реквием»

Служба
Рахманинов «Всенощное бдение»

Духовные песни
«Oh Happy Day!», «Amazing Grace»

Молитва
Хвалебные песни

Корал
Мартин Лютер «Стоя на пороге»

Саундтреки из религиозных фильмов
«Passion of the Christ», «Prince of Egypt»

Музыка для молитвенных практик
Мантры, новая вековая музыка для медитации

Религия и музыка

Любое качественное музыкальное произведение является довольно мощным инструментом, способным воздействовать на чувства человека. Некоторые композиторы знают, что гармоничные звуковые колебания могут пробудить как возвышенные чувства, так и первобытные инстинкты. Многое зависит от уровня культурного развития слушателя и, конечно же, от текста. Один из лучших гитаристов всех времён и народов Джимми Хендрикс как-то сказал, что с помощью музыки можно буквально гипнотизировать людей, низводя их до примитивного уровня, а затем вбивать им в головы любые идеи на своё усмотрение.

Нет ничего удивительного в том, что музыка и религия всегда шли рука об руку. Сейчас трудно сказать, что возникло первым, скорее всего зарождение этих культурных феноменов происходило одновременно. На многих наскальных рисунках, датирующихся каменным веком, можно встретить изображения примитивных инструментов для звукоизвлечения рядом со всевозможными божествами.

Достаточно вспомнить мистерии Орфея и его божественную золотую лиру или мусульманских монахов — дервишей, которые практиковали особый танец мистического характера под райскую мелодию.

Музыкальные сочинения духовного характера позволяют создать своеобразную иллюзию приобщения к божественному началу. Человек полностью отвлекается от бренного мира, наполненного хлопотами, и слушает небесную песнь о вечном, наслаждаясь неземной красотой. Происходит обретение неуловимого сакрального чувства — чего-то, что невозможно потрогать руками или понять при помощи логики.

Не стоит думать, что удел сакральной музыки заключается лишь в сопровождении религиозных обрядов. Являясь одной из главных составляющих общемирового культурного наследия, она произвела огромное влияние на эволюцию большей части направлений академического и современного искусства, а также на развитие человеческой цивилизации в целом.

Оцените статью