янус

Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь
есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся
богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве —
входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий. До
появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим
небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата.
Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил
людей исчислению времени, ремёслам и земледелию. С ним соотносятся времена
золотого века, поскольку он считался первым правителем Лациума, цивилизации,
которая традиционно определяется как «Прометеева», поскольку ее существование
было инициировано его дарами человечеству: огнем, ремеслами и др. Первый храм Янусa был
воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Храм Януса представлял собой две
большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися
друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица,
обращенных в противоположные стороны; одно - в прошлое, другое - в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он
отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет
дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число
300 (латинские цифры = CCC), а на левой -
65 (лат. цифры - LXV), что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с
судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны. 
В образе Януса присутствуют и космические коннотации. У Овидия двуликий Янус,
как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник
упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара
превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира. Возможно, изначально он
выступал как верховное божество; его имя упоминали первым при обращении к богам.
Его эпитет Гемин означает Двойной; образ Януса может рассматриваться как
выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над
всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой
необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ
неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений
цивилизации. Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди
италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.
В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый
бык.


Читайте также:
якши
Якши, в индуистской мифологии полубожественные существа, которые родились из стопы Брахмы одновременно с ракшасами, одним из основных классов демонов. Якши были благожелательны к людям и являлись ...

яма
Яма, в индийской мифологии владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также воплощение ...

ярило
Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из ...

яньван
Яньван ("князь"), в китайской мифологии владыка подземного мира; считалось, что он расследует земную жизнь мертвых, а затем направляет их для наказания к одному из десяти царей-судей, каждый из ...

ямата-но ороти
Ямата-но Ороти ("змей-страшилище восьмихвостый-восьмиголовый"), в японской мифологии ужасное чудовище в мифе о Сусаноо. Изгнанный богами на землю, Сусаноо встретил там первых людей, Асинадзути и ...

добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru