Ромул
(Romulus), в римской мифологии основатель и эпоним Рима. О происхождении
Ромул и его брата-близнеца Рема существовали различные версии: они - сыновья
или внуки Энея; сыновья дочери или рабыни
альбанского царя Тархетия и духа домашнего очага Лара;
сыновья Реи Сильвии и Марса
(Plut. Romulus 1-2; Serv. Verg. Aen. VI 774). Близнецов,
брошенных по приказанию царя Амулия (дяди
Реи Сильвии) в Тибр, вынесло на берег под смоковницей, посвящённой Румине,
богине
вскармливания новорождённых. Там их охраняли и кормили дятел и волчица,
потом дети были найдены пастухом Фаустулом,
который вместе со своей женой Аккой
Ларентией воспитал их. Став взрослыми и узнав о своём происхождении,
близнецы собрали отряд беглецов и разбойников, убили Амулия, вернули власть
в Альба-Лонге деду Нумитору, а сами решили
основать новый город. Братьям, ожидавшим необходимого для начала всякого
дела знака воли богов - авгурия, явились коршуны: шесть - Рему на Авентине
и двенадцать - Ромулу на Палатине, что предвещало двенадцать веков существования
города. С этим связывалось установление в Риме авгурий - гаданий по полёту
и поведению птиц. Первым авгуром
считался Ромул; его авгуральный жезл (lituus), которым авгуры отмечали
на небе зоны будущего полёта птиц, хранился как особая святыня в курии
салиев и якобы не сгорел при её пожаре (Cic. De divinatione I 17). Рем,
завидуя предпочтению, оказанному богами брату, стал над ним насмехаться
и в разгоревшейся ссоре был убит. Городу, основанному согласно этрусским
правилам, Ромул дал своё имя и стал его первым царём, учредителем его основных
институтов (сената, всадничества, деления народа на патрициев и плебеев,
патроната первых над вторыми, легионов и пр.). Для увеличения населения
Ромул учредил в священной роще бога Лукариса убежище для
беглецов, свободных и рабов, массами стекавшихся в Рим. Так как окрестные
племена не желали выдавать за них замуж своих дочерей, Ромул пригласил
на праздник в честь бога Конса
соседних сабинян с их жёнами и дочерьми и дал приказ римлянам по условленному
знаку хватать девушек. Сам Ромул женился на Герсилии.
Похищение сабинянок привело к войне с царём сабинян Титом Тацием и его
союзником царём Ценина Акроном. Убив последнего в поединке, Ромул посвятил
его доспехи (spolia opima - доспехи и оружие убитого царя) у священного
дуба Юпитеру Феретрию («сражающему»),
устроив праздник и торжественное шествие, предвосхищавшее триумф. Храм
он посвятил Юпитеру Статору («останавливающему») в благодарность за то,
что бог остановил его обратившееся было в бегство войско. При посредничестве
Герсилии и других сабинянок с сабинянами был заключён мир и союз. Ромул
разделил власть с Титом Тацием, и их объединившийся народ стал называться
«римский народ квиритов» (по имени Ромула и родины Тация города Куры).
Они стали почитать общих римских и сабинских богов, совместно справлять
луперкалии и матроналии, повиноваться общим законам. Народ был разделён
на три трибы: Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (по одной версии, происхождение
этого названия неизвестно, по другой, - оно было дано в честь союзника
Ромула этруска Лукумона) и Татиев (или Тициев) (в честь Тита Тация). После
смерти Тация Ромул стал править один, ведя победоносные войны с соседями
и раздавая народу завоёванные земли, что настроило против него патрициев.
Когда на 38-м году царствования Ромул внезапно исчез, народ, думая, что
его убили сенаторы, был готов к возмущению (с этим связывали установление
праздника поплифугии, «бегство народа»). Однако Ромул явился некоему Юлию
Прокулу и велел передать народу, что он вернулся на небо к своему отцу
и стал теперь богом Квирином,
покровителем Рима. Он призывает римлян и их потомков быть мужественными
и упражняться в военном деле, что даст им невиданное могущество, и тогда
никто не сможет противостоять римскому оружию (Plut. Romulus;
Ovid. Fast. I 3-16). С именем Ромула были связаны древнейшие святыни
и ритуалы Рима («хижина Ромула», «гробница Ромула» - на месте древних комиций,
руминальская смоковница, бег луперков вокруг Палатина, в котором участвовали
некогда Ромул и Рем, живя у Фаустула; коллегия Арвальских братьев, в которую
Ромул входил вместе с одиннадцатью сыновьями Акки Ларентии). Миф о Ромуле.
впитал различные элементы: древнейшие мотивы близнечных мифов, общеиталийские
мотивы об основателях городов (напр., о Цекуле, об основателе города Куры)
и общеиндоевропейские представления (по мнению Ж. Дюмезиля) о борьбе и
союзе богов трёх социальных функций (Ромул, Лукумон и Тит Таций). По мере
развития «римского мифа» (см. в ст. Римская мифология) миф
о Ромуле обогащался идеями о богоизбранности римского народа и о предначертанном
ему господстве над миром.
Отзывы
Читайте также:
Юдифь
Юдифь, Иудифь (греч. ), в ветхозаветной апокрифической традиции благочестивая
вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; главный персонаж Книги
Юдифи. Когда полководец ассирийского ... подробнее
Гарпалика
Гарпалика, в греческой мифологии:
1) знаменитая фракийская воительница, дочь царя племени. Рано потеряла
мать и была воспитана отцом Гарпаликом, который обучил её
верховой езде и блестящему ... подробнее
Сипид
Сипид - в греческой мифологии, знаменитый разбойник, славившийся своей
силой, живший на единственной дороге на Коринфском перешейке. Был известен
тем, что привязывал станников к верхушкам двух ... подробнее
Арупап
Арупап, в абхазской мифологии и фольклоре злая старуха-колдунья,
хитрая и коварная людоедка. Безобразна, костлява, с дряхлым лицом, со свисающими
огромными грудями, с длинными ... подробнее
Главка
Главка, в греческой мифологии:
1) дочь Нерея и Дориды,
одна из нереид, чьё имя означает
«зеленоватый», «голубой») указывает на цвет воды
2) дочь коринфского царя, невеста аргонавта
Ясона, ... подробнее