Садко

Источник: http://myfhology.narod.ru

 
 Садко - герой русского народного эпоса.
Былины о Садко, как и былины о Василии Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV ве-ков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.
Садко вначале — гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.
 Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом.
Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась — он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало — только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение.

Втройне товаров принавезено, 
Подоспели товары московские 
На тую на великую на славу
новгородскую.
 — Не выкупить товара со всего бела
света:
Още выкуплю товары московские, 
Подоспеют товары заморские.
 Не я, видно, купеи богат новгородский 
— Побогаче меня славный Новгород.

— 
Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в этом для Садко нет ничего унизительного — ведь он тоже участник общего торжества. Садко решает совершить торговое плавание:
новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран. 

Построил Садко тридцать кораблей, 
На тыи на корабли на черленые
Свалил товары новгородские, 
Поехал Садко по Волхову,
 Со Волхова во Ладожско, 
А со Аадожска во Неву-реку, 
А со Невы-реки во сине море. 
Как поехал он по синю морю, 
Воротил он в Золоту Орду.

Маршрут Садко до определенного момента описывается с топографической точностью, и вдруг... Золотая Орда, — такие нарушения географии обычны для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает в море бочку с серебром, затем — с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море».
Садко предлагает бросить в море жребии — чей утонет, тому идти в сине море. Дважды бросают жребии — и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду.

Заснул на дощечке на дубовой, 
Проснулся Садко во синем море, 
Во синем море на самом дне. 
Сквозь воду увидел пекучись
красное солнышко, 
Вечернюю зорю, зорю утреннюю, 
Увидел Садко — во синем море 
Стоит палата белокаменная, 
Заходил Садко в палату белокаменну, 
Сидит в палате царь морской.

По просьбе царя Садко играет на гуслях — и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди. Так продолжалось трое суток.
Как было остановить царя? Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны и выломать шпенечки у гуслей. Старичок этот — святой Микола Можайский (или Микола Мокрый), которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь), с христианским святым. Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом его испытания не кончаются:
он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится разрешать спор между царем и царицей. 

Ты скажи-скажи и поведай мне, 
Что у вас на Руси есть дорого? 
У нас с царицею разговор идет, 
Злато или серебро на Руси есть дорого 
Или булат-железо есть дорого? 
Ответ Садко:
— У нас злато-серебро на Руси дорого, 
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого, Что без злата-серебра
сколько можно жить, А без булату-железа
жить-то неможно.

Мифологические, сказочные и былинные за-гадки всегда заключают в себе некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ всегда будет ошибочным; верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен только герою. По отгадке узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы подтверждает, что именно он — тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают на дно морское не как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты, и они проясняются из следующих его слов:

Ай не угодно ли тебе,
Садко, женитися в синем море
Ай на душечке
как на красной на девушке...
Ай заутра
выбирай себе девицу да красавицу
По уму себе да по разуму.

Выбор невесты — последнее, самое важное испытание для Садко: три раза по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на одной — его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, — девушку Чернавушку. Она и есть его суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка — единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она — воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше не ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, — и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей — у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов. Но - подобно им — Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Перс

Перс - в греческой мифологии: 1) Титан, сын титана Крия и титаниды Эврибии, муж Астреи, отец Гекаты. 2) Царь Колхиды. Свергнул с престола своего брата Ээта, но потом был убит его дочерью ...
подробнее

Патрокл

Патрокл, в греческой мифологии сын одного из аргонавтов Менетия, соратник Ахилла в Троянской войне. По происхождению Патрокл - местный фессалийский герой, чем и объясняется его дружба с Ахиллом, ...
подробнее

Гао-яо

Гао-яо (кит., букв. «деревянный остов для барабана»), в древнекитайской мифологии помощник мудрого правителя Шуня (по другой версии - Яо), вершивший справедливый суд. Изображался с птичьим клювом ...
подробнее

Хаддинг

Хаддинг (др.-исл. Haddingr, лат. Hadingus), в скандинавской мифологии и эпосе герой, сын датского короля Грама. Жизнь и подвиги Хаддинга описывает в «Деяниях датчан» (нач. 13 в.) Саксон Грамматик, ...
подробнее

Мерион

Мерион, в греческой мифологии внук царя Девкалиона, племянник Идоменея, приплывший вместе с ним под Трою. Некоторые источники называют его в числе женихов Елены. В «Илиаде» Мерион выступает как ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru