Садко - герой русского народного эпоса.
Былины о Садко, как и былины о Василии
Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей,
где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород,
республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода
были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью
вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится,
в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV
ве-ков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические
ситуации и через необыкновенные дела героев.
Садко вначале — гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают
на богатые пиры. Он беден.
Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру
и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической:
игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает
наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что
в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько
купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою
голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми
перьями и становится богатым «гостем» — купцом.
Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась — он вошел в состав
новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно
былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало —
только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду
и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские
товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко
свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден
признать свое поражение.
Втройне товаров принавезено, Подоспели товары московские На тую на великую на славу новгородскую. — Не выкупить товара со всего бела света: Още выкуплю товары московские, Подоспеют товары заморские. Не я, видно, купеи богат новгородский — Побогаче меня славный Новгород.
—
Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в
этом для Садко нет ничего унизительного — ведь он тоже участник общего
торжества. Садко решает совершить торговое плавание:
новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран.
Построил Садко тридцать кораблей, На тыи на корабли на черленые Свалил товары новгородские, Поехал Садко по Волхову, Со Волхова во Ладожско, А со Аадожска во Неву-реку, А со Невы-реки во сине море. Как поехал он по синю морю, Воротил он в Золоту Орду.
Маршрут Садко до определенного момента описывается с топографической
точностью, и вдруг... Золотая Орда, — такие нарушения географии обычны
для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои
права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет
паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь
морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает
в море бочку с серебром, затем — с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно,
царь морской требует живой головы во сине море».
Садко предлагает бросить в море жребии — чей утонет, тому идти в сине
море. Дважды бросают жребии — и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет
свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду.
Заснул на дощечке на дубовой, Проснулся Садко во синем море, Во синем море на самом дне. Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко, Вечернюю зорю, зорю утреннюю, Увидел Садко — во синем море Стоит палата белокаменная, Заходил Садко в палату белокаменну, Сидит в палате царь морской.
По просьбе царя Садко играет на гуслях — и так хорошо, что царь расплясался,
а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть
люди. Так продолжалось трое суток.
Как было остановить царя? Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок:
он советует порвать струны и выломать шпенечки у гуслей. Старичок этот
— святой Микола Можайский (или Микола Мокрый), которого новгородцы
почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий.
Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря
(морской царь), с христианским святым. Благодаря святому Садко выходит
из тяжелого положения. Но на этом его испытания не кончаются:
он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится
разрешать спор между царем и царицей.
Ты скажи-скажи и поведай мне, Что у вас на Руси есть дорого? У нас с царицею разговор идет, Злато или серебро на Руси есть дорого Или булат-железо есть дорого? Ответ Садко: — У нас злато-серебро на Руси дорого, А булат-железо не дешевлея; Потому оно дорого, Что без злата-серебра сколько можно жить, А без булату-железа жить-то неможно.
Мифологические, сказочные и былинные за-гадки всегда заключают в себе
некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ всегда будет ошибочным;
верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен только герою. По отгадке
узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы подтверждает, что именно
он — тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают на дно морское не
как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты, и они проясняются
из следующих его слов:
Ай не угодно ли тебе, Садко, женитися в синем море Ай на душечке как на красной на девушке... Ай заутра выбирай себе девицу да красавицу По уму себе да по разуму.
Выбор невесты — последнее, самое важное испытание для Садко: три раза
по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на
одной — его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко
не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова
на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему
надо выбрать, чтобы вернуться домой, — девушку Чернавушку. Она и есть его
суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка — единственная земная среди
невест, она вернет его на землю; по другой версии, она — воплощение реки,
текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после
бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность
за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше
не ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного
музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания,
— и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства.
В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в
контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей — у него нет их невероятной
силы и он не совершает воинских подвигов. Но - подобно им — Садко живет
под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит
чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной
власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою
жизнь достойно.
Отзывы
Читайте также:
Виштаспа
Виштаспа (авест.), Виштасп (среднеиран.), в иранской мифологии и легендарной
истории царь мифической династии Кейянидов.
Одно из главных действующих лиц историко-теологических мифов зороастризма... подробнее
Церцея
Церцея,
Кирка- волшебница, дочь Гелиоса
и океаниды
Персеиды, Сестра колхидского царя Ээта
и жены МиносаПасифаи,
тетка Медеи.
Обитает на острове Эя среди
лесов в роскошном дворце... подробнее
Урызмаг
Урызмаг, Уразмёг, герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат
Хамыца. Отцом Урызмага был Ахсартаг,
матерью - Дзерасса. Когда Урызмаг возмужал, он женился на красавице Эльде
из рода Алагата... подробнее
Уархаг
Уархаг (староосет., «волк»), в осетинском нартском эпосе родоначальник
нартов. К старости у Уархага родились два
сына-близнеца. В честь новорождённых Уархаг с женой Сайнагон устроили большой
пир, ... подробнее
Лиздейка
Лиздейка, Лиздейко, в литовской мифологии основатель жреческой традиции
в Вильнюсе. Легенда об основании Вильнюса князем Гедимином
(нач. 14 в.), дошедшая в поздних и сильно романтизированных ... подробнее