Саошьянт

Источник: http://myfhology.narod.ru

Саошьянт (авест., причастие будущего времени от глагола «спасать»), в иранской мифологии мессия, эсхатологический спаситель человечества. В иранской традиции устойчиво представление об одном или нескольких Саошьянтах, которым предначертано в конце веков вершить страшный суд, истребить носителей зла, воскресить праведников и ради их бессмертия закончить мировую историю последней искупительной жертвой быка. Авестийский «Фарвардин-яшт» (129) разъясняет: «(он называется) Саошьянт потому, что ему предстоит воскресить весь телесный мир». В зороастрийской священной истории Гайомарт выступал предтечей и прообразом её центрального действующего лица, Заратуштры, преемником и завершителем миссии пророка являлся Саошьянт. («Фарвардин-яшт» 145, «Сад-дар» 80, 4 и др.). Согласно пехлевийскому сочинению «Датастан-и-Деник» (2, 9-12), «трое суть наилучших тех, что пребывают в начале, середине и конце творения». Чаще всего Саошьянтом называли трёх сыновей Заратуштры, чудесно рождённых после его смерти. В «Гатах», приписываемых самому Заратуштре, слово «Саошьянт» встречается как в единственном числе (очевидно, применительно к самому Заратуштре 45, 11; 48, 9; 53, 2), так и во множественном  и употребляется скорее как эпитет, соотносимый с учительско-дидактической деятельностью. В «Хом-яште» («Ясна» 9, 2) речь идёт лишь об одном Саошьянте, персонаже прошедшего времени. Возможно, как Саошьянт здесь выведен Митра, а само слово было первоначально его культовым эпитетом. Иногда Саошьянтами называли себя, видимо, подражая Заратуштре, жрецы поздней эпохи («Будем мы саошьянтами, будем мы победоносными», «Ясна» 70, 4). Очевидно, за Саошьянтов выдавали себя некоторые цари из династии Ахеменидов. Предполагается, что образ Саошьянта оказал влияние на иудео-христианские и гностические эсхатологические представления, при этом не исключается и позднее частичное обратное воздействие.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Пура

    Яяти (др.-инд.), мифический царь индийской древности, сын Нахуши. От своей жены Деваяни и её служанки Шармиштхи Яяти. имел пятерых сыновей, в т. ч. Яду - родоначальника племени ядавов, в котором родился Кришна, и Пуру, предка эпических героев - пандавов и кауравов. Когда Деваяни узнала, что отцом детей Шармиштхи был её муж Яяти, она пожаловалась на его неверность своему отцу - могущественному брахману Шукре. По проклятию Шукры Яяти сразу же стал дряхлым ...
подробнее

Микал

    Микал, в мусульманской мифологии один из приближённых к аллаху малайка (ангелов). Соответствует библейскому архангелу  Михаилу. В Коране упоминается вместе с Джибрилом: «Кто бывает врагом аллаха, и его ангелов, и его посланников, и Джибрила, и Микала... то ведь и аллах — враг неверным» (2:92). Предание называет Микалf (так же как Джибрила) среди первых ангелов, поклонившихся (в отличие от Иблиса) Адаму. Он же был среди тех, кто вскрыл грудь и очистил серд ...
подробнее

Чи-ю

Чи-ю, в древнекитайской мифологии герой-мятежник. На рельефе в храме Улянцы (2 в.) изображён в виде полузверя-получеловека с головой барса и когтями тигра, над головой щит, в одной руке топор, в другой - меч, левой ногой стоит на самостреле, в когтях правой ноги - секира. В «Шу и цзи» («Описании удивительного») Жэнь Фана (5 в.) даётся несколько иная версия: у Чи-ю тело человека, копыта быка, четыре глаза и шесть рук. В древних сочинениях рассказывается, ...
подробнее

Нара

Нара (др.-инд. Nara, «человек, мужчина, муж»), в древнеиндийской мифологии божественный мудрец (риши), всегда выступающий в паре с риши Нараяной. В «Рамаяне» (7, 53) Рама предсказывает будущее рождение Нары и Нараяны ради блага человечества. Поклонением Наре и Нараяне открывается «Махабхарата», в которой содержится несколько вставных историй о них; Арджуна и Кришна считаются воплощениями Нары и Нараяны. В пуранах (Вишну-пур. 5, 3 ...
подробнее

Барзу

            Барзу – в иранской мифологии  богатырь, сун Сухраба, внук Рустама. Б. была посвящена сохранившаяся во фрагментах эпическая поэма «Барзунома» (припи-сывается автору 11 в. Ходжа Ата ибн Якубу Атаи). Барзу, как и его отец Сухраб,  стал  жертвой  коварства Афрасиаба:  тот,  воспользовавшись неведением Барзу, одаривает его золотом и натравливает против деда. Вопреки советам матери Шахруй, Барзу выступает против Ирана, пленяет богатырей Ту су и Фарибурза. Рустам освобожда ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru