Саошьянт

Источник: http://myfhology.narod.ru

Саошьянт (авест., причастие будущего времени от глагола «спасать»), в иранской мифологии мессия, эсхатологический спаситель человечества. В иранской традиции устойчиво представление об одном или нескольких Саошьянтах, которым предначертано в конце веков вершить страшный суд, истребить носителей зла, воскресить праведников и ради их бессмертия закончить мировую историю последней искупительной жертвой быка. Авестийский «Фарвардин-яшт» (129) разъясняет: «(он называется) Саошьянт потому, что ему предстоит воскресить весь телесный мир». В зороастрийской священной истории Гайомарт выступал предтечей и прообразом её центрального действующего лица, Заратуштры, преемником и завершителем миссии пророка являлся Саошьянт. («Фарвардин-яшт» 145, «Сад-дар» 80, 4 и др.). Согласно пехлевийскому сочинению «Датастан-и-Деник» (2, 9-12), «трое суть наилучших тех, что пребывают в начале, середине и конце творения». Чаще всего Саошьянтом называли трёх сыновей Заратуштры, чудесно рождённых после его смерти. В «Гатах», приписываемых самому Заратуштре, слово «Саошьянт» встречается как в единственном числе (очевидно, применительно к самому Заратуштре 45, 11; 48, 9; 53, 2), так и во множественном  и употребляется скорее как эпитет, соотносимый с учительско-дидактической деятельностью. В «Хом-яште» («Ясна» 9, 2) речь идёт лишь об одном Саошьянте, персонаже прошедшего времени. Возможно, как Саошьянт здесь выведен Митра, а само слово было первоначально его культовым эпитетом. Иногда Саошьянтами называли себя, видимо, подражая Заратуштре, жрецы поздней эпохи («Будем мы саошьянтами, будем мы победоносными», «Ясна» 70, 4). Очевидно, за Саошьянтов выдавали себя некоторые цари из династии Ахеменидов. Предполагается, что образ Саошьянта оказал влияние на иудео-христианские и гностические эсхатологические представления, при этом не исключается и позднее частичное обратное воздействие.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Герион

Герион, в греческой мифологии трёхголовый и трёхтуловищный великан, сын рождённого из крови горгоны Хрисаора и океаниды Каллирои; обитает на острове Эрифия, на крайнем западе (вероятно, отсюда название острова - «красный», т. е. лежащий на закате). Геракл похитил коров Гериона, убив стражей герионовых стад, пастуха Эвритиона и собаку Орфа - страшное порождение Гериона и Эхидны, а затем и самого Гериона - десятый подвиг Геракла.          
подробнее

Анхис

            АНХИС - в греческой и римской мифологиях отец Энея. Когда Анхис пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась  пленённая  его  красотой Афродита, выдавшая себя за дочь фригийского царя Отрея. Сблизившись с Анхисом, богиня открыла ему, что родит от него славного героя Энея, но запретила разглашать тайну их брака. Однако Анхис во время пирушки с друзьями нарушил запрет и был за это сражён молнией Зевса (по древнейшему варианту, очевидно, насмерть, т. к. «Илиада», ...
подробнее

Биант

           Биант -  в греческой мифологии: 1) аргосский герой, сын Амифаона и Идоминеи, брат прорицателя Мелампа.  Биант сватался к Перо, дочери пилосского царя Нелея, который обещал выдать свою дочь за того, кто доставит ему прекрасных   быков   фессалийского царя Ификла. Попытки Бианта похитить быков, которых охраняла собака, были неудачны. Тогда Меламп решил помочь брату, хотя и знал, что ему за это предстоит потерять свободу. Он ...
подробнее

Эвмей

Эвмей, Евмей, в греческой мифологии (в «Одиссее») старший свинопас, один из немногих слуг, сохранивших верность Одиссею во время его отсутствия. К нему в отдалённый от города дом направился по совету Афины Одиссей, вернувшись на родину. Эвмей рассказал гостю, что он - сын царя Ктесия с острова Сирия (очевидно, имелся в виду остров Сирос, западнее Делоса) - был похищен пиратами. Проданный затем ими Лаэрту, Эвмей рос при царском доме и был назначен Антиклеей смотрителем свиных ...
подробнее

Аран

            Аран, в корейской мифологии дочь начальника уезда Мирян (пров. Кён-сан-Намдо). Лишившаяся матери Аран росла под присмотром кормилицы. Когда она повзрослела, кормилица замыслила отдать её замуж за посыльного из управы. Однажды ночью Аран вместе с кормилицей отправилась полюбоваться лунным пейзажем на башню Еннамну. Вдруг кормилица исчезла, а перед Аран появился посыльный и стал её домогаться. Аран отказывалась, тогда он стал угрожать ей ножом, наткнувшись на которы ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru