Сасрыква, главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый
чертами культурного героя. Сасрыква рождается чудесным образом: пленившийся
красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух
(вариант: Сатаней-Гуаша воспылала сама к нему страстью), не смогший перебраться
к ней через разделявшую их реку, пустил в Сатаней-Гуашу со своего берега
стрелу (семя). Вонзившись в прибрежный камень (скалу), она оплодотворила
его - на камне обозначился человеческий образ. Этот зародыш мальчика по
поручению Сатаней-Гуаши был кузнецом высечен из камня. Приложенный к телу
Сатаней-Гуаши, через некоторое время он превратился в человека и был назван
Сасрыква. Был закалён в горниле кузницы нартским кузнецом Айнар-ижьи.
Первым подвигом Сасрыква было укрощение коня (араша)
Бэоу, появившегося на свет (как и пёс Сасрыквы Худыш) в день рождения Сасрыквы
и ставшего его чудесным помощником (гибель Бзоу во многом предопределила
и гибель Сасрыквы). В древнейших циклах героя неизменно и ревностно оберегает
от всевозможных опасностей, прежде всего от козней других сыновей, не признающих
Сасрыкву своим родным братом, Сатаней-Гуаша. Подвиги и победы Сасрыквы,
как правило, обусловливались постоянной поддержкой матери-чародейки. Многие
подвиги Сасрыквы направлены на спасение братьев от неминуемой гибели, тем
не менее они испытывают к нему ненависть из-за того, что своей славой он
их затмевает. Сасрыква согревает коченеющих от холода братьев, по заклятию
Сатаней-Гуаши настигнутых в горах страшным бураном, сбив с неба звезду;
затем ради них же совершает свой главный подвиг - похищает огонь у адау;
с помощью Бзоу и Худыша вызволяет всех своих 99 братьев, проглоченных страшной
лесной женщиной. Когда неблагодарные братья, стремящиеся избавиться от
Сасрыквы, сталкивают его в бездонную пропасть, он попадает в подземный
мир, где уничтожает агулшапа
(дракона), завладевшего водными источниками. Признательные жители подземного
мира с помощью орлицы доставляют Сасрыкву на поверхность земли. Сасрыква
женится на дочери божества Аирга (Аерг), обладающей божественным даром
- излучать солнечный свет мизинцем.
В конце концов братья с помощью злой ведьмы-старухи
выведывают уязвимое место Сасрыквы - оставшееся незакалённым колено правой
ноги, за которое держал щипцами нартский кузнец, когда закалял в горниле
тело героя. Сбросив на Сасрыкву огромный валун с высокой горы и предложив
ему отразить камень именно правой ногой, нарты губят своего младшего брата.
К умирающему Сасрыкве стекаются разные звери, птицы (волк,
ворон, голубь и др.), одних
из которых он благословляет, других проклинает; его заклинаниями и объясняются
повадки и внешние приметы многих животных и птиц (крепкая шея у волка,
красные ноги голубя, карканье ворон и т. д.).
В более поздних слоях нартского эпоса героем, соперничающим с Сасрыквой,
выступает Цвицв, которому Сасрыква оказывается
обязанным многими своими победами.
Соответствия Сасрыква: осетинский Сослан,
адыгский Сосруко.
Отзывы
Читайте также:
Молосс
Молосс, в греческой мифологии сын Неоптолема
и Андромахи (ставшей наложницей Неоптолема
после взятия ахейцами Трои).
После смерти Неоптолема в Дельфах Андромаха вместе с Молоссом переселилась
в ... подробнее
Леандр
Леандр
- в греческой мифологии юноша, влюбленный в жрицу Афродиты
Геро. Леандр жил на побережье Малой Азии
в городе Абидосе, а Геро - по другую сторону Геллеспонта в Сестре. Геро
каждую ночь ... подробнее
Телеф
Телеф, «сосущий лань»), в греческой мифологии сын Геракла
и Авги, дочери аркадского царя Алея. Дельфийский
оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука,
рождённого Авгой. Поэтому ... подробнее
Апсирт
Апсирт – в греческой мифологии сын колхидского царя Ээта,
брат Медеи. Когда Медея бежала с аргонавтами,
она взяла с собой брата. Спасаясь от преследования Ээта, Медея убила Апсирта
и ... подробнее
Бакероро и Итубори
Бакароро и Итубори, в мифологии индейцев бороро братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, Бакароро и Итубори дети от женщины и ягуара. Вскоре после рождения они убили сокола, ... подробнее