Сасрыква

Источник: http://myfhology.narod.ru

Сасрыква, главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый чертами культурного героя. Сасрыква рождается чудесным образом: пленившийся красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух (вариант: Сатаней-Гуаша воспылала сама к нему страстью), не смогший перебраться к ней через разделявшую их реку, пустил в Сатаней-Гуашу со своего берега стрелу (семя). Вонзившись в прибрежный камень (скалу), она оплодотворила его - на камне обозначился человеческий образ. Этот зародыш мальчика по поручению Сатаней-Гуаши был кузнецом высечен из камня. Приложенный к телу Сатаней-Гуаши, через некоторое время он превратился в человека и был назван Сасрыква. Был закалён в горниле кузницы нартским кузнецом Айнар-ижьи. Первым подвигом Сасрыква было укрощение коня (араша) Бэоу, появившегося на свет (как и пёс Сасрыквы Худыш) в день рождения Сасрыквы и ставшего его чудесным помощником (гибель Бзоу во многом предопределила и гибель Сасрыквы). В древнейших циклах героя неизменно и ревностно оберегает от всевозможных опасностей, прежде всего от козней других сыновей, не признающих Сасрыкву своим родным братом, Сатаней-Гуаша. Подвиги и победы Сасрыквы, как правило, обусловливались постоянной поддержкой матери-чародейки. Многие подвиги Сасрыквы направлены на спасение братьев от неминуемой гибели, тем не менее они испытывают к нему ненависть из-за того, что своей славой он их затмевает. Сасрыква согревает коченеющих от холода братьев, по заклятию Сатаней-Гуаши настигнутых в горах страшным бураном, сбив с неба звезду; затем ради них же совершает свой главный подвиг - похищает огонь у адау; с помощью Бзоу и Худыша вызволяет всех своих 99 братьев, проглоченных страшной лесной женщиной. Когда неблагодарные братья, стремящиеся избавиться от Сасрыквы, сталкивают его в бездонную пропасть, он попадает в подземный мир, где уничтожает агулшапа (дракона), завладевшего водными источниками. Признательные жители подземного мира с помощью орлицы доставляют Сасрыкву на поверхность земли. Сасрыква женится на дочери божества Аирга (Аерг), обладающей божественным даром - излучать солнечный свет мизинцем.
В конце концов братья с помощью злой ведьмы-старухи выведывают уязвимое место Сасрыквы - оставшееся незакалённым колено правой ноги, за которое держал щипцами нартский кузнец, когда закалял в горниле тело героя. Сбросив на Сасрыкву огромный валун с высокой горы и предложив ему отразить камень именно правой ногой, нарты губят своего младшего брата. К умирающему Сасрыкве стекаются разные звери, птицы (волк, ворон, голубь и др.), одних из которых он благословляет, других проклинает; его заклинаниями и объясняются повадки и внешние приметы многих животных и птиц (крепкая шея у волка, красные ноги голубя, карканье ворон и т. д.).
В более поздних слоях нартского эпоса героем, соперничающим с Сасрыквой, выступает Цвицв, которому Сасрыква оказывается обязанным многими своими победами.
Соответствия Сасрыква: осетинский Сослан, адыгский Сосруко.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Эвмолп

Эвмолп, Евмолп, в греческой мифологии фракийский царь, сын Посейдона и Хионы (Paus. I 38, 2; Apollod. Ill 15, 4), пришедший на помощь Элевсину в войне с Афинами. Эвмолп остался в Элевсине и ...
подробнее

Алоады

           Алоады - в греческой мифологии два брата От и Эфиальт, сыновья Ифимедии  и  Посейдона (или внуки Посейдона — дети его сына Алоея). Славились непомерной силой и гигантским ростом, ...
подробнее

Брисеида

              Брисеида – в греческой мифологии дочь Бриса, царя лалегов, подвергшихся нападению ахейцев. После гибели мужа и братьев она стала пленницей Ахилла. Вождь ахейцев Агамемнон пленился ...
подробнее

Гермиона

Гермиона, в греческой мифологии дочь Менелая и Елены. В «Одиссее» сообщается о выдаче её замуж за сына Ахилла - Неоптолема, которому Менелай обещал руку дочери во время Троянской войны. По ...
подробнее

Гуштасп

Гуштасп (фарси), в иранской мифологии царь, провозгласивший зороастризм государственной религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе; среднеиран. Виштасп. Согласно «Шахрихаин Эран», ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru