Сатаней, героиня адыгского нартского эпоса, мать и воспитательница
Сосруко и других нартов,
их мудрая наставница и советчица, хозяйка и распорядительница всего нартского
хозяйства, женщина неувядающей красоты. Сатаней - организатор, глава нартского
общества, её авторитет непререкаем, хотя она не допускается на хасу - совет
мужчин. Все важнейшие события в жизни нартов свершаются при непосредственном
её участии либо под её влиянием. Нартам удаётся вернуть похищенные у них
семена проса лишь благодаря Сатаней; следуя мудрым советам Сатаней, Сосруко
побеждает Тотреша. Сатаней - вещунья (предвидела гибель Сосруко);
обладает магической силой (по её просьбе останавливается солнце),
нередко выступает и как мастерица готовить ядовитые зелья, как уд.
В эпизодических мотивах брачных отношений главенствует всегда Сатаней,
а не её супруг, в роли которого выступают разные нарты - Сое, Тлепш, Насрен-жаче,
Уазырмес. Образ Сатаней остаётся неизменным.
Встречается упоминание о том, что она - из рода Алиджевых (варианты: Есоковых,
Шаохужевых), мать её - Лалуха-Гуаша, а отец - Озрокатхо
или Ордаш; воспитана Кардановыми. Согласно мифологическим представлениям,
Сатаней бессмертна. И лишь в единственной записи сказаний говорится о том,
что Сатаней умирает, вдохнув свою душу в тело мёртвого Сосруко.
С именем Сатаней связаны различные топонимические поверья: в верховьях
Псыжа был камень, который именовался Печью Сатаней.
Отзывы
Читайте также:
Сиаваршан
Сиаваршан
(авест., «чёрный конь»), Сиявахш, Сиявуш (поздние формы имени), герой иранского
эпоса. Сын Кай Кавуса, юный царевич Сиаваршан
был ложно обвинён своей мачехой Судабой, воспылавшей к нему
страстью, в покушении на её честь, но опроверг обвинение, пройдя испытание
огнём. Сиаваршан уезжает к туранскому царю Франграсйану (Афрасиабу),
который сначала ласково встречает его, выдаёт за него замуж свою дочь Фарангис,
но затем коварно убивает ( ... подробнее
Юй
Юй,
Да Юй («великий Юй»), Ся Юй («сяский Юй»), в древнекитайской мифологии
культурный герой, усмиритель потопа. Существует предположение, что культ
Юя сложился в основном в бассейне реки Янцзы, т. к. многие деяния Юй связаны
с различными местностями в современных провинциях Чжэцзян и Сычуань (Д.
В. Деопик). Есть основания полагать, что этимологически имя Юй имеет отношение
к земноводным существам. Согласно мифу, Юй родился из тела своего отц ... подробнее
Трита
Трита, Фрита (авест. букв. «третий»), в иранской мифологии третий человек,
приготовивший напиток хаому
(«Ясна» 9, 10, «Видевдат» 20,2). О Трите рассказывает Заратуштре
сам Хаома (божество этого
напитка), называя его «сильнейшим из рода Самов». В награду Хаома даровал
Тритt двух сыновей - Урвахшаю, ставшего судьёй, устанавливающим законы,
и Керсаспу, поразившего дракона.
Трита выступает в «Авесте» и как первый целитель из числа первозаконников ... подробнее
Манас
Манас, мифо-эпический герой киргизов, центральный персонаж одноимённого
эпоса, богатырь, совершающий во главе дружины из 40 витязей (кырк чоро)
подвиги в борьбе с врагами. Его образ имеет много мифологических черт.
Необыкновенный мальчик-богатырь Манас рождается по молитве престарелой
бездетной четы Джакыпа и Чийырды, стыдящихся своего бесплодия
(популярный мифологический мотив чудесного рождения). Рождению богатыря
предшествуют чудесные предзнаменования и сны, неестественно тяжёлые и продо ... подробнее
Ромул
Ромул
(Romulus), в римской мифологии основатель и эпоним Рима. О происхождении
Ромул и его брата-близнеца Рема существовали различные версии: они - сыновья
или внуки Энея; сыновья дочери или рабыни
альбанского царя Тархетия и духа домашнего очага Лара;
сыновья Реи Сильвии и Марса
(Plut. Romulus 1-2; Serv. Verg. Aen. VI 774). Близнецов,
брошенных по приказанию царя Амулия (дяди
Ре ... подробнее