Сатаней-Гуаша

Источник: http://myfhology.narod.ru

Сатаней-Гуаша, центральный персонаж абхазского нартского эпоса, прародительница и глава большого нартского семейства; мать ста братьев-нартов и их единственной сестры Гунды-красавицы. В древнейших циклах Сатаней-Гуаша - не имеющая мужа, нестареющая обольстительная женщина (в более поздних сказаниях упоминается отец нартов - безымянный, дряхлый, больной, иногда слепой, старец, не играющий существенной роли в жизни нартов). Власть Сатаней-Гуаша над нартами неограниченна.
Она обладает огромной физической силой: ударом пятки она валит бук, в огромном вывернутом ею валуне большим пальцем просверливает отверстие. Главная роль Сатаней-Гуаша заключается в заботе о сохранности сыновей, в воспитании младшего, любимейшего сына Сасрыквы. Сатаней-Гуаша - прорицательница и чародейка: чудесным образом всегда узнаёт об опасностях, подстерегающих её сыновей, и выручает их; способна изменять погоду. Сасрыква погибает тогда, когда лишается покровительства матери, которая в поздних сказаниях незаметно исчезает. В процессе длительного бытования эпоса образ Сатаней-Гуаша претерпел значительную эволюцию. В поздних вариантах сказаний Сатаней-Гуаша предстаёт слабой, мстительной, коварной женщиной. Так, в сказании о Нарджхеу, умыкнувшем Гунду-красавицу, слово Сатаней-Гуаша - уже не закон для нартов (они, напр., не обращают внимания на её призыв оставить игру в мяч и во избежание беды встретить Нарджхеу с подобающими почестями); она тщетно пытается отравить Нарджхеу; вынужденная сама выпить бокал отравленного вина, Сатаней-Гуаша падает замертво.
Некоторые исследователи обращают внимание на мифологическую природу образа Сатаней-Гуаша. Л. X. Акаба характеризует свойства Сатаней-Гуаша как свойства божества, усматривает «световую, солнечную природу» её образа. Ш. Д. Инал-Ипа, Ш. X. Салакая и др. видят в образе Сатаней-Гуаша в первую очередь отражение реальных бытовых черт эпохи матриархата.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Питфей

Питфей, в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии, брат Фиеста и Атрея; царь Трезен, обладатель вещего дара. Питфей понял смысл ответа оракула царю Эгею, вопрошавшему, будет ли у него потомство; напоив Эгея, Питфей уложил его спать со своей дочерью Эфрой, которая родила от Эгея Тесея (вариант мифа о рождении героя; Apollod. Ill 15, 6-7; 16, 1).         
подробнее

Ананда

            Ананда (санскр. и пали апапоа, «радость»), в буддийской мифологии кузен и любимый ученик Шакьямуни. В основе образа Ананды стоит, по-видимому, историческое лицо, жизнеописание которого в последующие времена подверглось мифологизации. Согласно мифу, Ананда и Шакьямуни в течение многих жизней находились рядом друг с другом, они вместе спустились с неба — тушита в мир людей и родились в один и тот же день. Но если Шакьямуни было суждено стать в этой жизни буд ...
подробнее

Маудгальяяна

Маудгальяяна, в буддийской мифологии (наряду с Шарипутрой) главный ученик Шакьямуни. Маудгальяяна имел наибольшие магические способности. Он мог создавать разнообразные формы живых существ и сам принимать по желанию любой облик; видеть, не впадая ни в какое особое состояние психики, претов и других духов, не видимых для обыкновенного человеческого глаза; посещать небесные миры (где он, например, чтобы умерить гордыню Шакры, сотряс большим пальцем ноги его дворец). О Маудгальяяне сообщ ...
подробнее

Аэропа

     Аэропа  (в  греческой мифологии внучка критского царя Миноса. Отец Аэропы Катрей отдал её посетившему  Крит  мореплавателю Навплию с просьбой утопить Аэропу в море или продать в рабство на чужбину (он поступил так либо потому, что застал Аэропу в объятиях раба, либо потому, что Катрею была предсказана гибель от руки одного из его детей). Однако Навплий пожалел Аэропу и выдал её замуж за Атрея, которому она из-менила   с его братом Фиестом. Разгн ...
подробнее

Тьяльви

Тьяльви (др.-исл. ђualfi), в скандинавской мифологии слуга Тора, его спутник в походах в страну великанов - к Хрунгниру и к Утгард-Локи. Тьяльви и его сестра Рёсква стали слугами Тора после того, как Тьяльви, нарушив запрет, надкусил вкусную кость зарезанного Тором козла (воскрешённый затем козёл из-за этого охромел). В скандинавской традиции известен также Тьяльвар - культурный герой, который добыл огонь и, обнеся его вокруг острова Готланд, помешал острову периодически погружаться в море.  ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru