Сиаваршан

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Сиаваршан (авест., «чёрный конь»), Сиявахш, Сиявуш (поздние формы имени), герой иранского эпоса. Сын Кай Кавуса, юный царевич Сиаваршан был ложно обвинён своей мачехой Судабой, воспылавшей к нему страстью, в покушении на её честь, но опроверг обвинение, пройдя испытание огнём. Сиаваршан уезжает к туранскому царю Франграсйану (Афрасиабу), который сначала ласково встречает его, выдаёт за него замуж свою дочь Фарангис, но затем коварно убивает (Сиаваршан был «зарезан, как овца»). За Сиаваршана мстит его сын Кай Хусроу, победивший Афрасиаба. 
В «Шахнаме» Сиаваршан - сторонник прекращения войны между Ираном и Тураном. В мифологических представлениях народов Средней Азии Сиаваршан нередко воспринимался как умирающее и воскресающее божество, обладающее солярными функциями. С именем Сиаваршана связывались также постройка волшебного города на головах подвластных ему демонов («Айаткар и джамаспик» 7, 2) и появление чудесного цветка из его пролитой крови. «Кровью Сиаваршана» назывались смола драконова дерева и выделения разных видов семейства лилейных. К Сиаваршану возводила свою родословную ранне-средневековая хорезмийская династия Афригидов, хотя «Яшт» (XIX 71-72), вопреки многочисленным среднеазиатским преданиям, помещает Сиаваршана в Систан. Этот же текст, а вслед за ним и другие изводы эпоса присваивают Сиаваршану эпитет «счастливый», видимо, в смысле «сполна отмщённый».

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Хельги

Хельги (др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаического образа Хельги), Он - отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной дочерью; этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» - три песни о Хельги («Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга ...
подробнее

Кави Усан

Кави Усан (авест.), в иранской мифологии и легендарной истории царь династии Кейянидов. Образ восходит к индоиранской эпохе. Кави Усан на вершине мировой горы просит у богини Ардвисуры Анахиты власти «над богами и людьми» («Абан-яшт» V 45- 47). В поздних источниках («Денкарт», «Бундахишн» и «Шахнаме») Кави Усан - владыка демонов, сооружающих ему семь магических дворцов из золота, серебра, горного хрусталя и стали на мировой горе. Входящему в них ...
подробнее

Сама

Сама (авест., пехл.). Сам (фарси), Сом (тадж.), персонаж иранской мифологии. В «Авесте» Сама - родоначальник Самов (Самидов), «лучший» из которых - Трита. В среднеиранских источниках Сама - потомок Пимы, победитель дэвов и чудовищ (в т. ч. Ажи-Дахаки), подготовляющий окончательную победу добра над злом. Сама отождествляется с Керсаспой (Гаршаспом), иногда считается его предком, иногда - потомком. В «Шахнаме», «Самнаме» Сама - бог ...
подробнее

Сиринга

Сиринга, Сиринкс, в греческой мифологии нимфа-гамадриада, обитавшая в Аркадии. Сиринга почитала Артемиду и строго хранила свою девственность. Боги и сатиры не раз преследовали прекрасную Сирингу. Однажды ее повстречал Пан и пытался преследовать её, но Сиринга бросилась к реке Ладон и умолила своих сестёр-наяд спасти её. Наяды превратили Сирингу в тростник, который, колеблемый ветром, издавал жалобный звук. Пан сделал из тростника свирель, носящую имя нимфы (греч. «свирель»), больше всего возлюбив ...
подробнее

Пенфесилея

Пенфесилея, Пентесилея, в греческой мифологии царица амазонок, дочь бога Ареса и Отреры (Hyg. Fab. 112). Во время Троянской войны Пенфесилея с амазонками пришла на помощь троянцам и пала в поединке с Ахиллом. Ахилл был очарован красотой мёртвой Пенфесилеи, что вызвало насмешки Терсита, тут же на месте убитого Ахиллом. 
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru