Исторические и религиозные причины различия между евреями и христианами

Религиозные традиции

Необычные еврейские обычаи

В израильских городах путешественники порой наблюдают шокирующую картину. Люди, облачённые в белые комбинезоны, ложатся в недавно вырытые могилы. 

Что же это может значить? Но ультраортодоксальные евреи верят, что в такой традиции нет ничего странного и, тем более, пугающего. Согласно их представлениям, “отдых” в открытой могиле помогает продлить человеку жизнь, обрести гармонию внутри себя и со внешним миром.

Не менее поразительный обычай связан с праздником Пурим. Ежегодно это торжество призывает стереть различия между врагами и друзьями. Что для этого нужно делать? Напиться. Да, евреи устраивают шумные гуляния с обилием выпивки, после которых действительно уже не могут узнать кого-либо. А дети и школьники в Пурим развлекаются иначе – наряжаются в карнавальные костюмы, что делают их неузнаваемыми.

Празднование в честь помолвки у евреев

Честно признаться, далеко не все традиции евреев мне понятны, но в этом и заключается уникальность этого народа. Еврейская культура – это огромный пласт мировой сокровищницы обычаев и ритуалов, многие из которых успешно прошли через века и тысячелетия. Искреннее восхищение вызывает преданность евреев вере и заветам своих предков. Возможно, именно поэтому традиции их не только выстояли в самые сложные времена, но и укрепились в наш век.

Четыре Новых года

1 нисана начинается отсчет месяцев. 1-й месяц — нисан, 2-й — ияр и т.д. Кроме того, эта дата является Новым годом для отсчета правления царей: если, например, некий царь начал царствовать, скажем, в адаре, то с 1 нисана начинается 2-й год его царствования. Поэтому с 1 нисана — новый год для отсчета месяцев и всего, что связано с еврейскими царями.

В те же времена Храма каждый еврей должен был отделить десятую часть своего скота, чтобы съесть его в Иерусалиме. Отсчет года, в течение которого надо было отделить эту десятину, начинался 1 элула.

15 швата — это Новый год для деревьев, начало отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины.

1 тишрея — это Новый год для счета лет от сотворения мира и для суда Создателя над всеми людьми и странами.

Кроме значимых дат, отмечаемых всего один раз в год, в еврейской традиции статус праздника имеют и даты, соотносящиеся с более короткими временнЫми промежутками — месяцем и неделей. Иными словами, в еврейской традиции каждое новомесячье (Рош Ходеш) и конец каждой недели (суббота, шабат) также являются праздниками.

Смерть и траур

Еврейские традиции в отношении смерти и траура преследуют две цели — проявить уважение к умершему и утешить живущих.

Все практические действия берут на себя организации, занимающиеся похоронами, — хевра каддиша, кладбища которых расположены по всей стране. Надгробия на этих кладбищах расставлены рядами, как солдаты, одно за другим. На одних кладбищах могут расти густые деревья, а на других — нет. Существуют также кладбища, не относящиеся к какой-либо конкретной конфессии. Они достаточно дорогие и разбросаны по всей стране. Чаще всего они находятся на землях кибуцев, в тихих и красивых местах.

После похорон члены семьи умершего в течение семи дней соблюдают глубокий траур, который называется шивах. Родители, дети, вдова или вдовец, родные братья и сестры умершего собираются в доме умершего и дают волю своим чувствам, оплакивая ушедшего и постепенно возвращаясь к нормальной жизни. В течение этих семи дней друзья, соседи, родственники и коллеги выражают свои соболезнования и сочувствие, многие приносят им еду и пироги, чтобы скорбящим не приходилось заниматься приготовлением пищи.

Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб­лейских заповедей (Исх. 19:10–25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове­ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко­торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон­ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ­ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями. 

Иудейские праздники и традиции

Рош ха-Шана (Новый год)

Рош ха-Шана — это иудейский Новый год, который отмечается в первый и второй день седьмого месяца иудейского календаря, Тишре. В этот день верующие собираются в синагоге для особенных молитв и служб. Они также зажигают свечи и слушают звук шофара — рога барана, что символизирует пробуждение и призыв к покаянию.

Йом Киппур (День Искупления)

Йом Киппур — это самый священный день в иудаизме, который отмечается в десятый день месяца Тишре. В этот день верующие постятся и проводят целый день в синагоге, молясь и прося прощения у Бога за свои грехи. Йом Киппур считается днем искупления и очищения души.

Суккот (Праздник Кущей)

Суккот — это праздник, который отмечается в первые семь дней после Йом Киппура. В этот период верующие строят сукку — временные крытые сооружения, напоминающие о временах, когда иудеи жили в пустыне. В сукке они проводят время, едят и молятся, чтобы вспомнить о зависимости от Божьей защиты и благословения.

Ханука (Праздник Огней)

Ханука — это восемьдневный праздник, который отмечается в декабре. Он связан с чудом, произошедшим во время восстания Маккавеев во втором веке до н.э., когда святой храм в Иерусалиме был очищен и свечи восстановлены. Во время Хануки верующие зажигают свечи на специальном светильнике, называемом ханукией, и празднуют освобождение и свободу веры.

Песах (Праздник Пасхи)

Песах — это праздник, который отмечается весной и продолжается восемь дней. Он связан с историей избавления иудеев от рабства в Египте. Верующие проводят седер — особую трапезу, во время которой читаются специальные тексты и символические действия выполняются с пищей, чтобы вспомнить и отметить освобождение иудеев.

Шавуот (Праздник Недели)

Шавуот — это праздник, который отмечается семь недель после Песаха. В этот день верующие отмечают дарование Торы на горе Синай. Они проводят особые службы в синагоге и читают Тору. Шавуот также связан с сельскохозяйственным праздником, когда благодарят Бога за урожай и плодородие.

Это лишь некоторые из множества праздников и традиций, которые отмечаются в иудаизме. Каждый из них имеет свою уникальную историю и символику, которые помогают верующим поддерживать связь с Богом и отмечать важные моменты в их вере и жизни.

Категории еврейских праздников

Исходя из этого еврейские праздники можно разделить на следующие категории:

1. Шабат (Суббота) и Йом Кипур (в эти дни полностью запрещено работать).
2. Праздники Торы (запрещена вся работа, кроме приготовления пищи) — Рош а-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Во времена Храма, по крайней мере в один из трех праздников года (Песах, Шавуот и Суккот), еврей совершал паломничество в Иерусалим.
3. Полупраздники по Торе (Холь-ха-Моэд): промежуточные дни праздников Песах и Суккот. Можно делать только такую работу, которую сложно перенести на другое время.
4. Рош Ходеш — тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен Торой.
5. Установленные пророками и мудрецами «праздники всего Израиля», соблюдение которых — заповедь: Пурим и Ханука. Работать в эти дни не запрещено, но все же заниматься делами не рекомендуется.
6. Установленные пророками и мудрецами «посты всего Израиля»: 17 Тамуза, 9 Ава, Пост Гедалии, 10 Тевета, Таанит Эстер.
7. Общераспространенные праздники, установленные пророками и мудрецами, не имеющие статуса заповеди. Работать не запрещено (15 Швата, Лаг ба-омер).
8. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых праздничных обычаев — День памяти героев Израиля, День Независимости, День Иерусалима, Йом а-Шоа.

Развитие религии и ее течений

В формировании этого религиозного течения выделяют несколько периодов:

  • Библейский (Х-VI вв. до н.э.).
  • Второго Храма (VI–II вв. до н.э).
  • Талмудический (II–XVIII вв.).
  • Современный (с 1750 г. – по сей день).

Современный иудаизм сформировался постепенно, взяв за основу движение фарисеев, которое возникло во II веке до нашей эры во время расцвета Маккавеев.
Рис. 2. Звезда Давида — древний символ иудаизмаСегодня иудаизм включает в себя несколько направлений:

  • Ортодоксальное — включает литовское, хасидское течение, религиозных сионитов. Его последователи придерживаются классической формы вероисповедания и соблюдают законы (Галаха) так, как они описаны в Талмуде.
  • Реформистское — это либеральное течение, которое отказывается от ритуалов, но сохраняет этические предписания.
  • Консервативное — развито в Канаде и США. Здесь придерживаются части ритуалов, но не так строго, как ортодоксы.

Иудаизм дома

Еврейский мясник за работой. Вся кровь из мяса удаляется с помощью соли.

Хотя синагога — важная составляющая еврейской жизни, средоточием религиозной жизни является дом, семья. Это место, где отмечается большинство праздников и празднуется Шаббат.

Детальное выполнение Законов Моисеевых также относится к сфере повседневной жизни, протекающей в семье.

Важный аспект еврейской жизни — гостеприимство. В Торе есть рассказ о том, как Авраам и Сара принимали незнакомцев, которые на самом деле были ангелами, и этот пример важен для еврейских семей. Незнакомцев часто приглашают на Шаббат; туристы могут быть уверены, что во время праздников встретят к себе теплое отношение. Не только в синагоге, но и в семье также принято изучать Тору и произносить молитвы.

Иудаизм вне дома. Тревога о сохранении еврейского самосознания заставляет многих родителей побуждать детей вступать в еврейские клубы и организации, посещать еврейские школы и выбирать спутника жизни в среде иудаистов. Некоторые евреи учатся в ешивах — талмудических учебных заведениях, в которых изучают Тору и раввинистическую литературу. Традиционно в ешивах могут учиться только мужчины. Многие реформисты и консервативные евреи со времен холокоста проявляют большой интерес к межконфессиональному диалогу, прежде всего с христианами и мусульманами.

Рош ха-Шана: еврейский Новый год

Его встречают не в январе, как в христианстве, и не весной, как в буддизме. Он празднуется в первый день месяца тишрей (в сентябре-октябре). Для всех евреев Новый год – это двухдневный праздник Рош ха-Шана. Считается, что в это день когда-то мир был сотворён создателем, и что в эти дни он призывает на суд каждого и решает, что будет с ним в следующем году.

Евреи едят сладкие блюда, например, медовый пирог, чтобы предстоящий год был «сладким».

Новогодние сладости

Сразу в Новый год начинаются десять дней покаяния.  Нужно молиться, каяться в грехах, а также пожертвовать на благотворительные нужды. Всё это дела богоугодные, они способствуют тому, чтобы Бог сделал наступающий год более удачным для всех.

Географическое распространение

Распределения евреев по регионам на основе данных до конца 2022 года:

  1. Ближний Восток

    Израиль: Более 6 миллионов евреев. Это государство с наибольшим числом евреев в мире, и оно служит национальным домом для еврейского народа.

    :

  2. Северная Америка:

    • Соединенные Штаты Америки: Примерно 5-6 миллионов евреев. США имеют вторую по величине еврейскую популяцию в мире.
    • Канада: Около 400 тысяч евреев, преимущественно в таких городах, как Торонто и Монреаль.
  3. Европа:
    • Франция: Около 450-500 тысяч евреев, наибольшая популяция в Европе.
    • Великобритания: Приблизительно 290 тысяч евреев.
    • Россия: Примерно 180 тысяч евреев.
    • В других европейских странах также проживают значительные еврейские общины.
  4. Латинская Америка:
    • Аргентина: Более 180 тысяч евреев, наибольшая популяция в регионе.
    • Бразилия: Около 95 тысяч евреев.
    • В других странах Латинской Америки также есть еврейские общины, но их размеры меньше.
  5. Австралия и Океания

    Австралия: Около 115 тысяч евреев, преимущественно в Мельбурне и Сиднее.

    :

  6. Африка

    Некогда процветающие еврейские общины в странах Северной Африки, таких как Марокко и Тунис, значительно сократились в XX веке. Однако некоторые еврейские общины все еще существуют, особенно в Южной Африке, где проживает около 70 тысяч евреев.

    :

Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче­скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу­жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо­минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе­циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль­ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен­щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь­шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими­стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

Ссылки

  1. Универсальная история. Еврейская культура. Получено с сайта mihistoriauniversal.com
  2. Древний мир. Евреям | Происхождение, культура, религия и социальная организация. Получено с mundoantiguo.net
  3. EcuRed. Еврейская культура. Получено с ecured.cu
  4. Редакторы Энциклопедии Британника. Иврит. Получено с britannica.com
  5. Национальная пресса социальных наук. Древние евреи. Восстановлено с nsspress.com
  6. Лауре, Джеральд А. Древняя еврейская история: кем были евреи? Получено с сайта jewishvirtuallibrary.org
  7. Ассоциация Зала Независимости в Филадельфии. Евреям и страна молока и меда. Получено с ushistory.org

Основные догматические положения иудаизма

Что исповедуют евреи? Иудеи верят в единого Бога, о чем ежедневно повторяют читая молитву Шема: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – Един». А также утверждают, что человек создан по образу и подобию Бога.

В основе жизни иудеев лежат не столько вероучительные догматы, сколько правила и нормы поведения. Суть иудаизма заключается в неукоснительном соблюдении всех внешних и обрядовых предписаний.

Особое место в иудаизме отводится утверждению, что еврейский народ является избранным Богом и стоит выше остальных людей в мире.  В Талмуде говорится: “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”.

Иудеи принципиально не распространяют свое вероучение, считая, что иудаизм это национальная религия евреев и является вероучением избранного народа. Завет заключен только с иудеями, поэтому обращать в свою веру представителей других народов и конфессий не нужно.

Евреи верят в приход Мессии. При этом они не признают Иисуса Христа помазанником Божьим по той причине, что Он не обладал властью и был гоним. Приход Мессии они ознаменовали с приходом земного властителя, который займет особое политическое место и покорит все народы для господства над ними евреев.

Особенности культуры

Именно таким оказались начало истории народа и поиск дарованной Богом родины. В Библии детально описаны особенности путешествия и истории еврейского народа. Сегодня же эта нация принадлежит не к географическому, а к этническому определению. Евреи живут в самых разных странах мира, но, несмотря на это, сохраняют сплочённость и единство.

Эти люди словно связаны друг с другом, причём расстояние никак не влияет на культурные аспекты. Свои старинные обычаи евреи трепетно берегут. Евреи стали единственным этносом в мире, который не имел собственной земли, однако в полной мере сумел сберечь обычаи своего народа.

Наиболее ярко еврейская культура представлена в Израиле. Здесь она впитала в себя обычаи разных народов, превратившись в богатую и колоритную палитру. Даже в наши дни наряду с григорианским календарём евреи используют свой собственный. Кстати, именно по нему и высчитываются даты праздников, периоды школьных каникул, график работы государственных и частных предприятий.

Ортодоксальные евреи строго придерживаются традиций / MoneyforCoffee / pixabay.com

Особенным днём для евреев является суббота. В Израиле по субботам всё буквально “вымирает”. В этот день не работают магазины, значительно уменьшается количество общественного транспорта. Евреи предпочитают субботы проводить дома, причём гостей не принимают, на звонки не отвечают.

Субботу сложно назвать праздничным днём, скорее, это особенный период недели. В шаббат (субботу) запрещено употреблять алкогольные напитки, водить автомобиль. Что интересно, этот день у евреев завершает неделю, поскольку первым днём считается воскресенье.

Елена Николаевна Флёрова «Игра на шофаре» / flerova.ru

Традиции

В Израиле много интересных традиций, которые присущи только евреям. Особый интерес представляет Шабат и другие религиозные торжества. В праздничные дни не работают госучреждения и даже прекращается движение общественного транспорта, чтобы люди могли посвятить себя молитве.

Любой праздник начинается вечером предшествующего дня, а завершается с заходом солнца.

Шабат

В Израиле неделя начинается с воскресенья, а суббота является седьмым днем. Выходные в стране начинаются после обеда пятницы.

Праздник евреев Шабат буквально переводится как «суббота», означает «отдыхать», «прекращать». Это вековая еврейская традиция в 7-ой день недели воздерживаться от любой работы, включая умственный труд.

В честь этого праздника надевают праздничную одежду, посещают службу в синагоге.

В Шабат запрещено:

  • включать электрические приборы и вообще пользоваться электричеством;
  • зажигать и тушить огонь;
  • пользоваться любой техникой, даже заводить машину;
  • выполнять работу по дому, работать в огороде;
  • стричься;
  • пользоваться косметикой;
  • готовить, подогревать пищу;
  • употреблять спиртные напитки;
  • вышивать, шить, вязать узлы;
  • заниматься спортом;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • что-либо покупать или продавать (в Шабат нельзя думать о материальных ценностях);
  • играть свадьбы, устраивать похороны и т. д.

В современных израильских многоэтажках есть даже специальные лифты, которые останавливаются на каждом этаже, чтобы евреи не пользовались техникой и не нарушали Шабат.

В субботу закрыты магазины и рынки, работают только экстренные службы. Подробнее о Шабате.

Кашрут

Одна из самых главных традиций евреев – кошерное питание. Кашрут – это свод правил, касающихся приема пищи, взятый из Торы. Его соблюдает еврейский народ как в повседневной жизни, так и при посещении святых мест.

Основные правила кашрута:

  1. Евреи должны употреблять только кошерную пищу, то есть еду, приготовленную по иудейским законам.
  2. Разрешены все виды рыбы, которые имеют чешую и плавники. Ракообразные не пригодны для потребления в пищу, поскольку не кошерные.
  3. Самые строгие ограничения касаются мяса. «Животное можно есть, если оно жвачное и парнокопытное». Кошерные животные – это коровы, овцы, козы, а также дикие олени, лоси, газели. Нельзя употреблять в пищу кровь, поэтому мясо перед приготовлением нужно замочить в воде, а затем засыпать солью. Во время забоя скота заботятся о том, чтобы этот процесс был максимально безболезненным. Резник проходит специальные курсы и сдает экзамены. После забоя он обязательно проверяет все внутренние органы животного. Если оно было больным, то мясо употреблять в пищу нельзя.
  4. Птицу можно есть только домашнюю, как и яйца. Если в желтке есть кровь, то ее обязательно удаляют.
  5. Нельзя совмещать мясное и молочное ни в процессе приготовления, ни в процессе потребления еды. Евреи руководствуются следующим принципом: «Не варить козленка в молоке матери его». Промежуток между попаданием мясной и молочной пищи в желудок должен составлять не менее 6 ч. Рыбу можно есть и с молоком, и с мясом.
  6. Кошерным является вино, выращенное только на территории Израиля, исключительно верующим евреем-виноделом.
  7. Насекомых нельзя употреблять в пищу, поэтому зелень, фрукты, овощи и крупы тщательно отбирают.

В Израиле едят из кошерной посуды. Если в тарелке хранилась некошерная еда, то она ужа становится некошерной.

Цдака

Это одна из главных заповедей в иудаизме. Касается она благотворительности. Согласно Торе евреи должны помогать друг другу, оказывать как физическую, так и материальную помощь.

«Не ожесточай сердца твоего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим».

Цдака отражает фундаментальный принцип иудаизма: «Всё, что у меня есть, я получил от Всевышнего, именно Он – подлинный хозяин моего достояния. Раз Он предписывает мне делиться с братом-евреем, я должен делать это с радостью».

Заповедь о цдаке должен исполнять даже бедный человек, который сам нуждается в материальной помощи. По традиции в праздничные дни нуждающимся подают милостыню – продукты или деньги. Делают это с целью восстановить справедливость, а не показать свое благородство.

Питание

Вся жизнь ортодоксальных евреев подчинена писаниями Торы. Это же касается и правил питания. Что можно кушать, а чего есть нельзя таким людям?

  • Кошерным, т.е. разрешенным, считается мясо жвачных парнокопытных, а также млекопитающих. Ортодоксальные евреи могут потреблять мясо овцы, коровы, бизона, лося и т.д.
  • Нельзя таким людям кушать мясо кроликов, зайцев, свиней, лошадей.
  • Кошерные виды птиц: курица, утка, гусь, голубь, перепелка.
  • Тора запрещает употреблять в любом виде кровь животного. Чтобы от нее избавиться, существует две процедуры: просаливание и прожаривание.
  • Также у ортодоксальных евреев существует строгий запрет на смешивание молочной и мясной пищи. После приема в пищу мяса надо выдержать хотя бы 6 часов, и только потом есть молочные продукты питания.
  • Можно также кушать рыбу, однако не всю, а ту, у которой есть плавники и чешуя.
  • Кошерными являются яйца кошерных птиц.
Оцените статью