Сисиф

Источник: http://myfhology.narod.ru

Сисиф, Сизиф, в греческой мифологии сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды   Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта (Apollod. I 7, 3; I 9, 3; Paus. IX 34, 7). Сисиф считался строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа -). По одной из версий мифа, власть в Коринфе Сисифу передала Медея. Мифы рисуют Сисифа хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сисиф назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному Сисифом храму и городу. Разгневанный Зевс послал за Сисифом бога смерти Танатоса, но Сисиф не только не пошёл за ним, но, обманув, сумел заковать в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали. Только Арес сумел освободить Танатоса, который первым своей жертвой избрал Сисифа. Но и в аиде Сисиф сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю (Theogn. 701 след.). Уходя с Танатосом в аид, Сисиф запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и приносить богам жертвы. В аиде Сисиф умолил Персефону разрешить ему вернуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Боги отпустили Сисифа, но он обманул их и остался среди живых. За ним пришлось посылать Гермеса. Одна из послегомеровских версий мифа считает Сисифа (а не Лаэрта) отцом Одиссея: Автолик попытался похитить коров Сисифа, но был уличён, так как Сисиф тайно пометил своих животных под копытами особым знаком. Чтобы отомстить, Сисиф принял образ жениха дочери Автолика Антиклеи и овладел ею. От этого союза родился Одиссей (Eur. Iphig. A. 524; Soph. Philoct. 417). Традиция рисует Сисифа хитрым стяжателем, презирающим законы богов и людей. Ненавидя своего брата Салмонея, Сисиф замыслил убить его и запросил оракул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от Сисифа. Тогда Сисиф стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупреждённая оракулом Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей. Кроме того, Сисиф совершал беззаконные набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За свои преступления Сисиф сурово наказан в аиде. Он должен вкатывать в гору тяжёлый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала. Это наказание символизирует тщетность попыток Сисифа одержать верх над богами. Сисиф считался основателем Истмийских игр, учреждённых им в честь племянника Меликерта, тело которого он нашёл на берегу близ Коринфа и похоронил. В Коринфе существовали культ и святилище Сисифа. (Diod. XX 103; Strab. VIII 6, 21). Образ Сисифа, хитрого, корыстолюбивого героя, отражает представления греков о жителях крупнейшего торгового центра материковой Греции - Коринфа. Другая традиция (не дошедшая трагедия Крития) рисует Сисифа героем-богоборцем, противостоящим своей изворотливостью произволу богов. Миф о Сисифе нашёл отражение в трагедиях Эсхила, Еврипида, Софокла и в произведениях изобразительного искусства. Сюжет «Сисиф толкает в гору камень» в античном искусстве - на метопе самосского храма Геры, в вазописи, на геммах, саркофагах; в новое время - картины Тициана, Джордано. Наиболее известная интерпретация мифа в литературе - «Миф о Сисифе» А. Камю. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Йима

Йима (авест. Iima), др.-перс. Йама (Iama), в иранской мифологии первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. При нём царило бессмертие, не было болезней, старости, смерти, моральных пороков («Видевдат» II, «Ясна» 9, I-5). Этимологически его имя толкуется как «близнец», «двойник». Образ восходит к индоиранской (ср. первочеловека Яму в ведийской миф ...
подробнее

Марья Моревна

Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-Богатырша, Белая Лебедь Захарьевна) Общее название женщины - богатырши, героини русских сказок. Образ героини - богатырши представлен во многих сюжетах - "Молодильные яблоки", "Сказка о трех царствах", "Марья - моревна". Героиня - богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебн ...
подробнее

Калевипоэг

Калевипоэг, в эстонской мифологии богатырь. Он  является сыном богатыря Калева. Первоначальный образ Калевипоэга - великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины - места, где он скосил лес, гряды холмов - следы пахоты Калевипоэга, озёра - колодцы Калевипоэга, древние городища - ложа великана и т. п. Существовали поверья о болотной траве, как о волосах Калевипоэга, чертополохе, выросшем из капель ...
подробнее

Ильмаринен

Ильмаринен (фин.), Илмайллине, Ильмойллине (карел.), в финской и карельской мифологии и эпосе культурный герой и демиург, кузнец. Образ Ильмаринена восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству неба, ветра, воздуха (фин. ilma, «воздух, небо, погода») и родствен демиургам других традиций - Инмару, Ену. Ильмаринен - «кователь небесного железа», что сближает его с небесными кузнецами других мифологий (ср. Гефест): он выковывает небесный свод, светила, плуг, меч и др. Част ...
подробнее

Нэ-чжа

       Нэ-чжа, Но-ч ж а, Н а-ч ж а, в поздней китайской мифологии герой-богатырь, третий сын Ли Цзина (см. Ли-тянъван}. Впервые его имя встречается в драмах 13—14 вв. Предания о Нэ-чжа. наиболее полное воплощение получили в фантастической эпопее «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов», 16 в.). Нэ-чжа родился в виде круглого кома мяса, из которого вышел младенец трёх с половиной лет, с золотым браслетом — цянь-куньцюань ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru