Сиф в ветхозаветной традиции третий сын Адама
и Евы, от которого происходят все народы. В
Библии и послебиблейской иудаистической литературе Сиф появляется только
эпизодически, но в гностической и апокрифической литературе занимает значительное
место. Книга Бытия содержит народную этимологию имени Сиф от глагола «
ставить», «основывать» («... и назвала его Сиф, ибо (сказала): положил
мне бог семя другое вместе Авеля, которого
убил Каин»). С выражением «семя другое», вероятно,
связано имя Аллогенес (греч. «инакородный»), часто применяемое в гностической
литературе к Сиф. Комментарий этого выражения («Она поняла, что это семя
из другого места. И кто это? Это царь мессия») попал в «Берешит рабба»
23 из гностической среды, где Сиф обычно рассматривается как мессия.
Некоторые из гностических сект называли себя «дети» или «облик Сиф», что
соответствует, вероятно, сетианам, о которых сообщают отцы церкви. Иосиф
Флавий в «Иудейских древностях» сообщает легенду, согласно которой Сиф
и его потомки, открывшие науку астрологии, знали от Адама, что человечество
будет истреблено дважды; потопом и огнём; поэтому они оставили свое знание
написанным на двух стелах: одна — из камня, который может пережить потоп,
другая — из кирпича, способного выдержать огонь. Представление о трёх стелах,
контаминированное с неоплатонической концепцией троичности природы бога,
лежит, вероятно, в основе названия коптского текста «Три стелы Сифа». Другой
коптский текст «Откровение Адама его сыну Сифу», также представляющий собой
изложение гностического учения, начинается с рассказа Адама о том, как
явившиеся ему трое приказали «проснуться от сна смерти» и послушать об
эоне и семени человека, которому принадлежит жизнь и который
произойдёт от Адама и Евы. В разных апокрифических книгах об Адаме рассказывается,
как после убийства Авеля Каином Адам не приближался в течение 130 лет к
своей жене. Явившийся после этого ангел
сообщил ему, что у них с Евой родится сын, который будет иметь многочисленное
потомство, которому, однако, не следует смешаться с семенем Каина. Из апокрифической
литературы известна история соблазнения сыно-вей Сифа дочерьми Каина. В
апокрифах об Адаме повествуется, как Сиф по просьбе умирающего Адама отправился
вместе с Евой в Эдем
просить для отца «масло жизни» от «древа милосердия». В армян, книге «Слово
Адама Сифу» излагается миф о том, как Сиф, услышав от отца историю «грехопадениям,
постился 40 дней. Явившийся по завершении поста ангел вручил ему «ветвь
радости». Сиф принёс её Адаму, который, прозрев, узнал в ней ветвь от древа
познания добра и зла. Другой апокрифический сюжет повествует о том, как
оплакивающая Адама Ева призвала Сифа смотреть чудесное видение: вознесение
души Адама и ангелов, молящих бога о прощении сотворенного им. Сиф, отвечая
на вопросы Евы, растолковывал ей происходящее. Затем снизошел сон и на
Еву и Сифа, единственному из смертных, был: предоставлено видеть величие
божьего творения. Во многих апокрифических книгах говорится, что Сиф, подобно
Авелю, был пастырем овец. Некоторые
тексты сообщают, что Сиф передав сыну Эношу (Еносу) историю Адама и Евы.
В мандейском пантеоне Сиф [мандейск., имя подогнано под трех согласный
арамейский корень «сажать» (растение), так как Шкатил — посаженная душа
(«мана» занимает одно из центральных мест Он — архетип духовно непорочной
человеческой души, иногда — сама религия. Он встречает души на их пути
к крещению и учит их об истинных свидетельствах жертвоприношения.
Отзывы
Читайте также:
Маричи
Маричи .др.-инд. букв. «мерцающий огонёк», «луч света»), в древнеиндийской
мифологии первый из десяти мудрецов Праджапати,
праотцев человеческого рода; один из семи риши;
вождь марутов. Маричи - ... подробнее
Хетель и Хильда
Хетель и Хильда, Хедин и Хильд ( др.-исл.
«мехом одетый воин»; средневерхненем. Hilde, др.-исл. Hildr, «битва», Hildr
- имя валькирии), персонажи
германо-скандинавского мифо-эпического сказания... подробнее
Одноглазка
Одноглазка, сказочный персонаж в русском фольклоре, противопоставляемый
Двуглазке (которой не хватает обычных
двух глаз для решения чудесной задачи) и Трёхглазке (у которой
третий глаз всё видит, ... подробнее
Аглавра
Аглавра, Агравла - в греческой мифологии имя двух персонажей: 1)
Аглавра — супруга Кекропа — афинского царя,
рождённого аттической землёй; мать Эрисихтона
и трёх дочерей — ... подробнее
Гуйгу-цзы
Гуйгу-цзы («учитель из долины бесов»), в древнекитайской мифологии
бессмертный. Согласно мифу, Гуйгу-цзы носил фамилию Ван и
имя Сюй (по другой версии - Ли) и жил при государе Хуан-ди,
помогая ему ... подробнее