Совий

Источник: http://myfhology.narod.ru

Совий, в литовской мифологии основатель традиции трупосожжения и проводник душ. Трупосожжение, бытовавшее у балтов и других народов в 1-м - нач. 2-го тыс. н. э., считалось наиболее лёгким способом помочь душе достичь небесного царства и обрести там новую жизнь, воскресение. Совий упомянут западнорусским переписчиком во вставке 1261 к русскому переводу «Хроники» Иоанна Малалы: Совий однажды поймал вепря и отдал его девять селезёнок сыновьям, чтобы те их испекли. Узнав, что дети съели их, разгневанный Совий решил сойти в ад, но смог проникнуть туда лишь через девятые ворота, которые указал ему один из сыновей. Затем сын сам отправился на поиски отца и, найдя его, похоронил в земле. Восставший наутро Совий поведал сыну, что он изъеден червями и гадами. Тогда сын положил Совия в дерево, но тот наутро был изъеден комарами и пчёлами. Лишь после сожжения Совий сказал сыну, что «крепко спал, яко детище в колыбели». Литовцы, ятвяги, пруссы и др. названы в рассказе «совицею», а Совия - проводником в ад, который ввёл Трупосожжение, «чтобы они приносили жертву... Андаю и Перкунасу, и Жворуне... и Телявелю-кузнецу, который ему солнце выковал». Связь Совия с Телявелем и солнцем позволяет сопоставить балтийский миф с распространённым сказочным мотивом о кузнеце, воскресившем умершего (омолодившем старика), и предположить его солярную символику. Ср. огонь погребального костра и небесный солнечный огонь, вепря, пойманного Совием, как зооморфное воплощение солнца («свинка, золотая щетинка»), девять врат, которые можно толковать как девять солнечных «домов» зодиака, соответствующих девяти месяцам от весеннего равноденствия до порождения нового солнца, девяти колесницам солнца в литовских песнях. Девять селезёнок вепря дублируют тему девяти врат (по сообщению Преториуса, жители Надравии гадали по селезёнке жертвенной свиньи о будущем годе, урожае и т. п.) и делают вероятным предположение о девяти сыновьях Совия, из которых девятый указал ему девятые врата ада. Таким образом, весь сюжет о Совие может быть соотнесён с годовым движением солнца. В Ипатьевской летописи (1144), цитирующей «Хронику» Малалы, говорится о боге Свароге - Совароге, отождествляемом с кузнецом Гефестом, и сыне его Солнце. Характерно, что индоевропейский корень для обозначения солнца близок форме имени С. См. также Швинторог.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Бай ди

          Бай-ди («белый правитель»), «белый император») в древнекитайской мифологии правитель Запада наряду с правителями других стран света: Востока – Тай-хао (см. Фу-си), Юга – Ян-ди ...
подробнее

Яяти

    Яяти (др.-инд.), мифический царь индийской древности, сын Нахуши. От своей жены Деваяни и её служанки Шармиштхи Яяти. имел пятерых сыновей, в т. ч. Яду - родоначальника племени ядавов, в ...
подробнее

Майя

Майя, в греческой мифологии нимфа гор, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта и Плейоны. В гроте аркадской горы Киллена Майя сошлась с Зевсом, от которого родила Гермеса(Apollod. Ill 10, 1-2; ...
подробнее

Тариакури

   Тариакури («жрец воздуха»), в мифологии тарасков культурный герой. В образе Тариакури слились представления о божестве ветра и легенды об историческом основателе государственного объединения ...
подробнее

Исрафил

Исрафил, в мусульманской мифологии ангел - вестник страшного суда. Имя Исрафил восходит к библейским серафимам. Один из четырёх (наряду с Джибрилом, Микалом и Израилом) архангелов. Стоя на ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru