Совий

Источник: http://myfhology.narod.ru

Совий, в литовской мифологии основатель традиции трупосожжения и проводник душ. Трупосожжение, бытовавшее у балтов и других народов в 1-м - нач. 2-го тыс. н. э., считалось наиболее лёгким способом помочь душе достичь небесного царства и обрести там новую жизнь, воскресение. Совий упомянут западнорусским переписчиком во вставке 1261 к русскому переводу «Хроники» Иоанна Малалы: Совий однажды поймал вепря и отдал его девять селезёнок сыновьям, чтобы те их испекли. Узнав, что дети съели их, разгневанный Совий решил сойти в ад, но смог проникнуть туда лишь через девятые ворота, которые указал ему один из сыновей. Затем сын сам отправился на поиски отца и, найдя его, похоронил в земле. Восставший наутро Совий поведал сыну, что он изъеден червями и гадами. Тогда сын положил Совия в дерево, но тот наутро был изъеден комарами и пчёлами. Лишь после сожжения Совий сказал сыну, что «крепко спал, яко детище в колыбели». Литовцы, ятвяги, пруссы и др. названы в рассказе «совицею», а Совия - проводником в ад, который ввёл Трупосожжение, «чтобы они приносили жертву... Андаю и Перкунасу, и Жворуне... и Телявелю-кузнецу, который ему солнце выковал». Связь Совия с Телявелем и солнцем позволяет сопоставить балтийский миф с распространённым сказочным мотивом о кузнеце, воскресившем умершего (омолодившем старика), и предположить его солярную символику. Ср. огонь погребального костра и небесный солнечный огонь, вепря, пойманного Совием, как зооморфное воплощение солнца («свинка, золотая щетинка»), девять врат, которые можно толковать как девять солнечных «домов» зодиака, соответствующих девяти месяцам от весеннего равноденствия до порождения нового солнца, девяти колесницам солнца в литовских песнях. Девять селезёнок вепря дублируют тему девяти врат (по сообщению Преториуса, жители Надравии гадали по селезёнке жертвенной свиньи о будущем годе, урожае и т. п.) и делают вероятным предположение о девяти сыновьях Совия, из которых девятый указал ему девятые врата ада. Таким образом, весь сюжет о Совие может быть соотнесён с годовым движением солнца. В Ипатьевской летописи (1144), цитирующей «Хронику» Малалы, говорится о боге Свароге - Совароге, отождествляемом с кузнецом Гефестом, и сыне его Солнце. Характерно, что индоевропейский корень для обозначения солнца близок форме имени С. См. также Швинторог.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Фаустул

Фаустул - латинская мифология. Пастух, муж италийской  Акки Ларенции. Однажды Фаустул пас стадо и нашел Ромула и Рема. Он отдал близнецов жене, которая и воспитала их.        
подробнее

Филлида

Филлида -  в греческой мифологии дочь фракийского царя Сифона, жена Демофонта, проклявшая его и покончившая с собой (изложение мифа см. в статье Демофонт). По другой версии мифа, Филлида девять раз ходила на берег моря встречать Демофонта и, не дождавшись его, умерла от горя. Перекрёсток, к которому ходила Филлида, стал называться «Девять путей» (Ovid. Heroid. II 1-148). На могиле Филлиды выросли деревья, которые в месяц её смерти з ...
подробнее

Икарий

Икарий, в греческой мифологии:  1) Икарий - афинянин, отец Эригоны. Он дал приют Дионису, принёсшему виноградную лозу возлюбленному Эригоны, родившей сына Стафила (букв. «гроздь»). Дионис подарил Икарию мех с вином, который тот отнёс пастухам, чтобы обучить их виноделию, но те, опьянев, убили Икария, заподозрив, что он их отравил. Эригона с горя повесилась, а Дионис наслал кару на афинян, которая была искуплена затем специальным ритуалом. Миф об Икарии отразил борьбу, ...
подробнее

Демофонт

Демофонт, в греческой мифологии:  1) сын элевсинского царя Келея и его жены Метаниры. Его воспитывала под видом кормилицы Деметра, нашедшая приют в этой семье во время поисков своей дочери. Желая сделать Демофонта бессмертным, Деметра тайно закаляла его в пламени огня, но этому однажды помешала испуганная мать 2) афинский царь, сын Тесея и Федры, брат Акаманта. Братья участвовали в Троянской войне и при взятии Трои освободили похищенную Диоскурами мать Тесея, свою баб ...
подробнее

Манто

 Манто, в греческой мифологии дочь слепого фиванского прорицателя Тиресия, его поводырь, сообщавшая ему о различных приметах. Манто сама обладала пророческими способностями и после смерти отца и взятия Фив эпигонами (детьми павших вождей в войне семерых против Фив) была отправлена ими в Дельфы, где получила указание оракула переселиться в Малую Азию и основать там город Кларос. Сыном Манто был прорицатель Мопс, соперничавший с Калхантом. Имя Манто греки сближали с греч. корнем обозначающим «яснов ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru