Соловей разбойник

Источник: http://myfhology.narod.ru

Соловей - разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.
В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев.
Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:

"Темны лесушки к земле приклонилися, 
Что есть людишек, мертвы лежат"...

Илья Муромец не обращает внимания на свист, поражает Соловья "стрелочкой каленой" в правый глаз, связывает его и отвозит в Киев, к князю Владимиру. Далее в одних версиях былины рассказывается о том, что в Киеве Соловей демонстрирует свой страшный свист не в "полсвиста", как просил его Илья Муромец, а в полную силу, отчего 

"Маковки на теремах покривились, 
Стеклышки в оконницах полопались, 
Со двора все кони разбежалися, 
Все князья с боярами пали замертво..." 

За это Илья Муромец казнил Соловья, приговаривая:

"Полно-тка тебе слезить отцов-матерей, 
Полно-тка вдовить жен молодых, 
Полно спущатъ сиротать малых детушек!"

 Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том, что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно по другой версии Илья Муромец "выпущает Соловеюшку Рахманова", взяв с него "роту (клятву) великую" не приносить людям горя и бед.
Возможно, сюжет о Соловье - разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом (Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими образами славянской мифологии.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Фиест

Фиест -  в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии, брат Атрея. Чтобы доказать своё право на царский престол в Микенах, Фиест соблазнил жену Атрея Аэропу и при её помощи выкрал из стада Атрея златорунную овечку, обладатель которой должен был получить царскую власть. Однако обман был разоблачён богами, а Атрей отомстил Фиесту, подав ему в качестве угощения мясо его собственных детей (Eur. El. 699-725; Orest. 995-1000; Apoll ...
подробнее

Хавва

Хавва (Havva'), в мусульманской мифологии супруга Адама. Соответствует библейской Еве. В Коране упоминается без имени (7:18). Мусульманские варианты истории Хаввы в основном повторяют соответствующие иудаистические и христианские сюжеты. В мусульманском предании Хавва уговорила Адама вкусить запретного райского плода, предварительно напоив его вином. После изгнания из райского сада Хавва и Адам встретились около Мекки, там жили, умерли и похоронены вместе.          ...
подробнее

Горации

Горации (Horatii), в римской мифологии три брата-близнеца, сразившиеся во время войны с Альба-Лонгой при царе Тулле Гостилии с тремя Куриациями, своими двоюродными братьями из Альба-Лонги, чтобы кончить этим поединком войну. Двое Горациев пали в битве, третий - Публий убил Куриациев, доставив победу Риму. Когда он возвращался в город, его сестра, невеста одного из Куриациев, увидя в его руках вытканный ею для жениха плащ, поняла, что жених погиб, и стала его оплакивать. ...
подробнее

Джамаспа

Джамаспа (авест.), в иранской мифологии зять Заратуштры, один из первых его последователей, за что восхваляется в проповеди Заратуштры на свадьбе дочери пророка с Джамаспом. («Гаты»).                
подробнее

Агамед

                Агамед - в греческой мифологии беотийский герой, сын орхоменского царя Эргина, знаменитый строитель, соорудивший вместе с братом Трофонием Дельфийский храм, святилище Посейдона в Мантинее, сокровищницы царей Авгия (в Элиде) и Гириэя (в Беотии). Одну из этих сокровищниц Агамед ограбил, за что поплатился жизнью. 
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru