Соловей разбойник

Источник: http://myfhology.narod.ru

Соловей - разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.
В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев.
Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:

"Темны лесушки к земле приклонилися, 
Что есть людишек, мертвы лежат"...

Илья Муромец не обращает внимания на свист, поражает Соловья "стрелочкой каленой" в правый глаз, связывает его и отвозит в Киев, к князю Владимиру. Далее в одних версиях былины рассказывается о том, что в Киеве Соловей демонстрирует свой страшный свист не в "полсвиста", как просил его Илья Муромец, а в полную силу, отчего 

"Маковки на теремах покривились, 
Стеклышки в оконницах полопались, 
Со двора все кони разбежалися, 
Все князья с боярами пали замертво..." 

За это Илья Муромец казнил Соловья, приговаривая:

"Полно-тка тебе слезить отцов-матерей, 
Полно-тка вдовить жен молодых, 
Полно спущатъ сиротать малых детушек!"

 Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том, что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно по другой версии Илья Муромец "выпущает Соловеюшку Рахманова", взяв с него "роту (клятву) великую" не приносить людям горя и бед.
Возможно, сюжет о Соловье - разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом (Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими образами славянской мифологии.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Аристей

           Аристей (букв. «наилучший»), в греческой мифологии сын Аполлона и нимфы Кирены (похищенной Аполлоном во время охоты вблизи горы Пелион). Гея, сделавшая Аристея бессмертным, ...
подробнее

Василий Буслаевич

   Василий Буслаевич -- русский, новгородский богатырь, который ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и — в ...
подробнее

Швинторог

Швинторог, в литовской мифологии и легендарной истории культурный герой, князь, основатель особой погребальной традиции. Согласно русским летописям и «Хронике» М. Стрыйковского, Швинторог стал ...
подробнее

Ликург

Ликург, в греческой мифологии:  1) сын царя эдонов во Фракии, воспротивившийся введению культа Диониса. В «Илиаде» (хотя и не причисляющей Диониса к сонму олимпийских богов) сообщается, что ...
подробнее

Радха

      Радха -  в индуистской мифологии пастушка, возлюбленная Кришны. В «Бхагавата-пуране» Кришна из множества пастушек выделяет одну, которая пользуется его особым расположением, но имени её не ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru