Соловей
- разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей,
обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.
В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки
сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь,
равный по силе Илье Муромцу. С другой
стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею.
Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает
прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля,
осыпается листва с деревьев.
Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется
поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие -
посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что
указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:
"Темны лесушки к земле приклонилися, Что есть людишек, мертвы лежат"...
Илья Муромец не обращает внимания на свист, поражает Соловья "стрелочкой
каленой" в правый глаз, связывает его и отвозит в Киев, к князю Владимиру.
Далее в одних версиях былины рассказывается о том, что в Киеве Соловей
демонстрирует свой страшный свист не в "полсвиста", как просил его Илья
Муромец, а в полную силу, отчего
"Маковки на теремах покривились, Стеклышки в оконницах полопались, Со двора все кони разбежалися, Все князья с боярами пали замертво..."
Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному
мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том,
что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно
по другой версии Илья Муромец "выпущает Соловеюшку Рахманова", взяв с него
"роту (клятву) великую" не приносить людям горя и бед.
Возможно, сюжет о Соловье - разбойнике восходит к древнеславянскому
мифу о борьбе громовержца Перуна
со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом
Велесом
(Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в
устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется
более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем
является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители
использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими
образами славянской мифологии.
Отзывы
Читайте также:
Гуштасп
Гуштасп
(фарси), в иранской мифологии царь, провозгласивший зороастризм государственной
религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе; среднеиран.
Виштасп.
Согласно «Шахрихаин Эран», ... подробнее
Диоскуры
Диоскуры, в греческой мифологии Кастор
и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса,
братья Елены и Клитеместры.
По одной из версий мифа, Полидевк и Елена - дети Леды
от Зевса, Кастор и Клитеместра ... подробнее
Субхути
Субхути - в буддийской мифологии ученик Шакьямуни.
В основе образа Субхути, по-видимому, реальное историческое лицо. Субхути
упоминается в текстах всех основных направлений буддизма, но в ... подробнее
Пань-гу
Пань-гу (пань, «блюдо», гу, «древний»), в древнекитайской мифологии
первопредок,
первый человек на земле. Мифы о Пань-гу зафиксированы письменно только
в 3 в. н. э. Как предполагают китайские ... подробнее
Пафос
Пафос - в греческой мифологии дочь царя Кипра Пигмалиона и Галатеи,
оживленной Афродитой статуи. По ее имени назван город на Кипре, являвшийся
центром почитания Афродиты.
подробнее