Соловей разбойник

Источник: http://myfhology.narod.ru

Соловей - разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.
В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев.
Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:

"Темны лесушки к земле приклонилися, 
Что есть людишек, мертвы лежат"...

Илья Муромец не обращает внимания на свист, поражает Соловья "стрелочкой каленой" в правый глаз, связывает его и отвозит в Киев, к князю Владимиру. Далее в одних версиях былины рассказывается о том, что в Киеве Соловей демонстрирует свой страшный свист не в "полсвиста", как просил его Илья Муромец, а в полную силу, отчего 

"Маковки на теремах покривились, 
Стеклышки в оконницах полопались, 
Со двора все кони разбежалися, 
Все князья с боярами пали замертво..." 

За это Илья Муромец казнил Соловья, приговаривая:

"Полно-тка тебе слезить отцов-матерей, 
Полно-тка вдовить жен молодых, 
Полно спущатъ сиротать малых детушек!"

 Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том, что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно по другой версии Илья Муромец "выпущает Соловеюшку Рахманова", взяв с него "роту (клятву) великую" не приносить людям горя и бед.
Возможно, сюжет о Соловье - разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом (Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими образами славянской мифологии.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Бунг

            БУНГ, в мифологии народов ма и срэ (мон-кхмерская группа), а также у соседних индонезийских по языку народов на юге Вьетнама культурный герой. Он сын двух первых обитателей земли, ...
подробнее

Трос

Трос, Трой, в греческой мифологии внук Дардана, сын Эрихтония, основатель и первый царь Трои. От брака с Каллироей, дочерью Скамандра, имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда (Apollod. Ill 12, 1-3; ...
подробнее

Фороней

Фороней - в греческой мифологии сын бога реки Инаха и нимфы Мелии («ясеневой»). Первый человек, живший в Пелопоннесе, его царь, научивший людей жить сообществами и пользоваться ремёслами. Жители ...
подробнее

Латин

Латин (Latinus), в римской мифологии сын Фавна и Марики, царь Лаврента (Liv. I 1), или, по греческой версии, сын Одиссея (или Телемаха) и Кирки, муж Аматы, отец Лавинии; эпоним латинян, якобы ...
подробнее

Филомела

Филомела -  в греческой мифологии дочь афинского царя Пандиона, сестра Прокны. Муж Прокны Терей совершил над ней насилие и, чтобы никто не узнал об этом преступлении, приказал вырвать у Филомелы ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru