Соловей разбойник

Источник: http://myfhology.narod.ru

Соловей - разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.
В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев.
Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:

"Темны лесушки к земле приклонилися, 
Что есть людишек, мертвы лежат"...

Илья Муромец не обращает внимания на свист, поражает Соловья "стрелочкой каленой" в правый глаз, связывает его и отвозит в Киев, к князю Владимиру. Далее в одних версиях былины рассказывается о том, что в Киеве Соловей демонстрирует свой страшный свист не в "полсвиста", как просил его Илья Муромец, а в полную силу, отчего 

"Маковки на теремах покривились, 
Стеклышки в оконницах полопались, 
Со двора все кони разбежалися, 
Все князья с боярами пали замертво..." 

За это Илья Муромец казнил Соловья, приговаривая:

"Полно-тка тебе слезить отцов-матерей, 
Полно-тка вдовить жен молодых, 
Полно спущатъ сиротать малых детушек!"

 Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том, что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно по другой версии Илья Муромец "выпущает Соловеюшку Рахманова", взяв с него "роту (клятву) великую" не приносить людям горя и бед.
Возможно, сюжет о Соловье - разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом (Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими образами славянской мифологии.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Орион

Орион, в греческой мифологии великан, сын Посейдона и Эвриалы или одной Геи (земли). Славился как охотник. Был наделён Посейдоном способностью ходить по морю. Потерял зрение, так как его ослепил, ...
подробнее

Енох

Енох, Энох (евр. , истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель», в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства:  1) старший сын Каина, назвавшего его именем город ...
подробнее

Деидамия

Деидамия, в греческой мифологии дочь царя острова Скирос Ликомеда, у которого Фетида скрывала своего сына Ахилла (нарядив в женское платье) перед началом Троянской войны, т. к. ему была ...
подробнее

Тидей

Тидей -  в греческой мифологии сын Ойнея, царя Этолии, отец Диомеда. Вследствие совершённого им убийства (возможно, невольного) одного из родственников Тидей вынужден бежать из дому. Он находит ...
подробнее

Арета

           Арета – в греческой мифологии племянница и супруга царя феаков  Алкиноя. Пользовалась у своего народа исключительным уважением и почетом. К ней первой обратился Одиссей, придя во ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru