Сосруко

Источник: http://myfhology.narod.ru

Сосруко, герой адыгского нартского эпоса. Сосруко рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Сатаней. По просьбе Сатаней Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика и окунул его семь раз в воду: только бёдра (вариант: колени), схваченные клещами, остались незакалёнными. Сосруко выступает как культурный герой. Он возвращает (что равносильно добыванию) нартам, огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у богов. Сосруко часто действует, прибегая к хитрости, а также с помощью магии. В образе Сосруко проявляются черты солярного божества: верх его шапки - солнце, он - обладатель талисмана, сверкающего, как солнце. У Сосруко прослеживаются также в рудиментарной форме некоторые функции демиурга, свойственные богу солнца (см. Тхаи Тхашхо). Покидая земной мир, Сосруко наделяет (вариант: просит Тха наделить) характерными особенностями некоторых животных и птиц. Целебные воды Кавказа - это слезы Сосруко, плачущего от невозможности вернуться из-под земли на землю.
Сосруко и его коня Тхожея губят нарты (варианты: нарты совместно с иныжами; иныжи), выведавшие их уязвимые места через старуху Барамбух (вариант - Уорсар). Она превращается в золотой шлем (или плеть), который поднимает с дороги Сосруко и надевает на голову. Из разговора Сосруко с Тхожеем Барамбух узнаёт их тайну. Когда Сосруко явился к месту состязания (Харама-ошха, «Харама-гора»), нарты предложили ему отразить мсан-шарх коленями (бёдрами). Сосруко подставляет колени, и жан-шарх перерезает его ноги. Нарты закапывают Сосруко живым в землю (вариант: добивают раненого Сосруко), и он продолжает жить под землёй. Каждую весну он стремится вырваться в земной мир, чтобы уничтожить всех, кто чинит на земле несправедливость.
Поверья связывают с именем Сосруко огромные камни в верховьях Инжиджа, в верховьях Псыжа, одну из канав в Баксанском ущелье, сохранивших якобы следы меча Сосруко, копыт его коня. Род Кардановых (Кабарда) считает Сосруко своим предком (при упоминании имени героя в знак почитания его все встают). У старшей женщины рода хранится «полотенце Сосруко» (которым герой перевязал свои раненые колени), обладающее, как считают, магической силой (исцелять больного, вызывать дождь).
Соответствия Сосруко: абхазский Сасрыква, осетинский Сослан.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Гуштасп

Гуштасп (фарси), в иранской мифологии царь, провозгласивший зороастризм государственной религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе; среднеиран. Виштасп. Согласно «Шахрихаин Эран», ...
подробнее

Гхатокох

Гхатокох, в мифологии народа качари на северо-востоке Индии (тибето-бирманская группа) прародитель народа. Сам Гхатокох происходит от божества по имени Бхим, сошедшего на землю и здесь вступившего  ...
подробнее

Ментор

Ментор, в греческой мифологии:  1) отец Имбрия; в облике Ментора Аполлон побуждал к сражению Гектора 2) сын итакийца Алкима, друг Одиссея, принявший попечение над Телемахом и другими ...
подробнее

Амфиктион

              Амфиктион - в греческой мифологии сын Девкалиона и Пирры, женатый на дочери царя Аттики Краная. Вначале Амфиктион царствовал в Фермопилах, а потом сверг своего тестя и в течение ...
подробнее

Самсон

     Самсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru