Сосруко, герой адыгского нартского эпоса. Сосруко рождён из камня,
который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Сатаней.
По просьбе Сатаней Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика
и окунул его семь раз в воду: только бёдра (вариант: колени), схваченные
клещами, остались незакалёнными. Сосруко выступает как культурный герой.
Он возвращает (что равносильно добыванию) нартам,
огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем,
одаривает людей напитком сано, отнятым им у богов. Сосруко часто действует,
прибегая к хитрости, а также с помощью магии. В образе Сосруко проявляются
черты солярного божества: верх его шапки - солнце, он - обладатель талисмана,
сверкающего, как солнце. У Сосруко прослеживаются также в рудиментарной
форме некоторые функции демиурга, свойственные богу солнца (см. Тхаи
Тхашхо). Покидая земной мир, Сосруко наделяет (вариант: просит
Тха наделить) характерными особенностями некоторых животных и птиц. Целебные
воды Кавказа - это слезы Сосруко, плачущего от невозможности вернуться
из-под земли на землю.
Сосруко и его коня Тхожея губят нарты (варианты: нарты
совместно с иныжами; иныжи), выведавшие их уязвимые места через старуху
Барамбух (вариант - Уорсар). Она превращается в золотой шлем
(или плеть), который поднимает с дороги Сосруко и надевает на голову. Из
разговора Сосруко с Тхожеем Барамбух узнаёт их тайну. Когда Сосруко явился
к месту состязания (Харама-ошха, «Харама-гора»), нарты предложили ему отразить
мсан-шарх коленями (бёдрами). Сосруко подставляет колени, и жан-шарх перерезает
его ноги. Нарты закапывают Сосруко живым в землю (вариант: добивают раненого
Сосруко), и он продолжает жить под землёй. Каждую весну он стремится вырваться
в земной мир, чтобы уничтожить всех, кто чинит на земле несправедливость.
Поверья связывают с именем Сосруко огромные камни в верховьях Инжиджа,
в верховьях Псыжа, одну из канав в Баксанском ущелье, сохранивших якобы
следы меча Сосруко, копыт его коня. Род Кардановых (Кабарда) считает Сосруко
своим предком (при упоминании имени героя в знак почитания его все встают).
У старшей женщины рода хранится «полотенце Сосруко» (которым герой перевязал
свои раненые колени), обладающее, как считают, магической силой (исцелять
больного, вызывать дождь).
Соответствия Сосруко: абхазский Сасрыква,
осетинский Сослан.
Отзывы
Читайте также:
Камилла
Камилла (Camilla), в римской мифологии (по «Энеиде» Вергилия) дочь
Метаба, царя Приверна. Изгнанный своими подданными,
недовольными его тираническим правлением, Метаб взял с собой маленькую ... подробнее
Павел
Павел (лат. Paulus, «малый»), в христианской
традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса
Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати
апостолов, но в силу особого ... подробнее
Теноч
Теноч, в мифологии ацтеков культурный герой, сын бога Истак-Мишкоатля
(см. Мишкоатль). В образе
Теноча слились легенды об историческом лице, предводителе ацтеков во время
их переселения в долину ... подробнее
Ээтион
Ээтион,
в греческой мифологии царь мисийского города Фивы Плакийские, отец Андромахи.
Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом,
который убил Ээтиона и семерых его сыновей. подробнее
Нэ-чжа
Нэ-чжа, Но-ч ж а, Н а-ч ж а, в поздней китайской
мифологии герой-богатырь, третий сын Ли Цзина (см. Ли-тянъван}.
Впервые его имя встречается в драмах 13—14 вв. Предания о Нэ-чжа. наиболее ... подробнее