Сосруко, герой адыгского нартского эпоса. Сосруко рождён из камня,
который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Сатаней.
По просьбе Сатаней Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика
и окунул его семь раз в воду: только бёдра (вариант: колени), схваченные
клещами, остались незакалёнными. Сосруко выступает как культурный герой.
Он возвращает (что равносильно добыванию) нартам,
огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем,
одаривает людей напитком сано, отнятым им у богов. Сосруко часто действует,
прибегая к хитрости, а также с помощью магии. В образе Сосруко проявляются
черты солярного божества: верх его шапки - солнце, он - обладатель талисмана,
сверкающего, как солнце. У Сосруко прослеживаются также в рудиментарной
форме некоторые функции демиурга, свойственные богу солнца (см. Тхаи
Тхашхо). Покидая земной мир, Сосруко наделяет (вариант: просит
Тха наделить) характерными особенностями некоторых животных и птиц. Целебные
воды Кавказа - это слезы Сосруко, плачущего от невозможности вернуться
из-под земли на землю.
Сосруко и его коня Тхожея губят нарты (варианты: нарты
совместно с иныжами; иныжи), выведавшие их уязвимые места через старуху
Барамбух (вариант - Уорсар). Она превращается в золотой шлем
(или плеть), который поднимает с дороги Сосруко и надевает на голову. Из
разговора Сосруко с Тхожеем Барамбух узнаёт их тайну. Когда Сосруко явился
к месту состязания (Харама-ошха, «Харама-гора»), нарты предложили ему отразить
мсан-шарх коленями (бёдрами). Сосруко подставляет колени, и жан-шарх перерезает
его ноги. Нарты закапывают Сосруко живым в землю (вариант: добивают раненого
Сосруко), и он продолжает жить под землёй. Каждую весну он стремится вырваться
в земной мир, чтобы уничтожить всех, кто чинит на земле несправедливость.
Поверья связывают с именем Сосруко огромные камни в верховьях Инжиджа,
в верховьях Псыжа, одну из канав в Баксанском ущелье, сохранивших якобы
следы меча Сосруко, копыт его коня. Род Кардановых (Кабарда) считает Сосруко
своим предком (при упоминании имени героя в знак почитания его все встают).
У старшей женщины рода хранится «полотенце Сосруко» (которым герой перевязал
свои раненые колени), обладающее, как считают, магической силой (исцелять
больного, вызывать дождь).
Соответствия Сосруко: абхазский Сасрыква,
осетинский Сослан.
Отзывы
Читайте также:
И (стрелок И)
И, Xоу-и («стрелок И»), в древнекитайской мифологии культурный
герой, сын верховного божества Дицзюня, посланный на землю для избавления
людей от стихийных бедствий и очищения земли от чудовищ. И был искусным
стрелком из лука благодаря тому, что его левая рука длиннее правой. В те
времена на небе сразу появилось десять солнц. И поразил стрелами девять
из них, избавив людей от засухи, затем убил красного быка-людоеда яюя с
человечьим лицом и лошадиными копытами (по другой версии, с го ... подробнее
Кауравы
Кауравы (др.-инд. kauravas, «потомки Куру»), в индуистской мифологии
сто сыновей царя Дхритараштры и его жены Гандхари, двоюродные братья и
антагонисты главных героев эпоса «Махабхарата» - пандавов.
Все кауравы во главе со старшим из них - Дурьодханой погибают в битве на
Курукшетре. Кауравы рассматриваются как воплощение демонов-асуров.
подробнее
Вяйнямейненен
Вяйнямейнен,
Вяйнамейне, Вяйнямейни, Вейнемейнен, в карело-финской мифологии культурный
герой и демиург, мудрый старец, чародей и шаман.
В карело-финских рунах Вяйнямейнен - главный герой, обитатель первичного
мирового океана: на его колене, торчащем из воды, птица снесла яйцо, из
которого Вяйнямейнен заклинаниями сотворил мир (см. в ст. Финно-угорская
мифология). Вяйнямейнен создал скалы, рифы, выкопал рыбные ямы
и т. д. Он добыл огонь из чрева огненной рыбы (лосося), ... подробнее
Аэропа
Аэропа (в греческой мифологии внучка критского царя Миноса.
Отец Аэропы Катрей отдал её посетившему
Крит мореплавателю Навплию с просьбой
утопить Аэропу в море или продать в рабство на чужбину (он поступил так
либо потому, что застал Аэропу в объятиях раба, либо потому, что Катрею
была предсказана гибель от руки одного из его детей). Однако Навплий пожалел
Аэропу и выдал её замуж за
Атрея, которому она
из-менила с его братом Фиестом.
Разгн ... подробнее
Сиф
Сиф в ветхозаветной традиции третий сын Адама
и Евы, от которого происходят все народы. В
Библии и послебиблейской иудаистической литературе Сиф появляется только
эпизодически, но в гностической и апокрифической литературе занимает значительное
место. Книга Бытия содержит народную этимологию имени Сиф от глагола «
ставить», «основывать» («... и назвала его Сиф, ибо (сказала): положил
мне бог семя другое вместе Авеля, которого
убил Каин»). С выражением «семя другое», ... подробнее