Старкад

Источник: http://myfhology.narod.ru

Старкад  в скандинавской мифологии и эпосе герой, могучий воин-викинг, с именем которого связано множество подвигов, совершённых в Дании и Швеции. Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» называет его сыном Сторверка (Storverk, Storvirkr, «человек великого деяния»; русский переводчик Б. И. Ярхо передаёт его имя как «Сила Подвигович») и повествует о его службе датскому королю Фрото. Старкада описывали как уродливого клыкастого человека гигантского роста. У Старкада было шесть рук, враг великанов Тор сделал его двуруким, отрубив ему остальные. Старкад, дабы завоевать расположение Одина, умертвил по его повелению своего вождя, норвежского короля Викара [О. Хёфлер толкует имя Vikarr как «человек с волосами посвящённого» (богам)], удавив его и поразив мечом. По «Саге о Гаутреке», Старкад намеревался совершить лишь символическое жертвоприношение, надев Викару на шею петлю и прикоснувшись к его телу стеблем камыша, но петля впилась в горло, а камыш превратился в копьё и умертвил короля (ср. превращение омелы в копьё в мифе об убийстве Бальдра; второй член имени Старкада, видимо, Хёд - так звали невольного убийцу Бальдра). Старкад - «одинический» (связанный с Одином) герой, и заклание им Викара представляет собой воспроизведение жертвоприношения Одина (см. в ст. Один). А. Ольрик усматривает в этом акте отражение ритуального убийства короля, О. Хёфлер и Я. де Фрис - ритуал инициации.
Один покровительствует Старкаду. В ночь накануне жертвоприношения Старкад, разбуженный своим воспитателем, прибывает вместе с ним на остров, где на лесной поляне видит 11 человек, восседающих на престолах; 12-й престол занимает воспитатель Старкада, и присутствовавшие (видимо, боги) приветствуют его как Одина. Один определяет судьбу Старкада. Он дарует ему три жизни, великолепное оружие и сокровища, сообщает ему дар поэзии, обещает уважение знати (в благодарность за это Старкад и производит культовое жертвоприношение Викара). Тор, противник Старкада, предрекает, что он совершит злодеяние в каждую из трёх дарованных ему жизней, никогда не приобретёт земли и не будет удовлетворён тем, чем владеет, не запомнит ничего из сочинённого им и испытает ненависть простонародья.
Когда Старкад состарился и почти ослеп, чтобы не умереть в постели, но погибнуть от меча (ибо только при этом условии можно было получить доступ в вальхаллу к Одину), он соблазняет убийцу кошелём с золотом, и наконец, погибает от руки Хатера (Хёда?), отца которого умертвил. Согласно «Второй Песни о Хельги, убийце Хундинга» («Старшая Эдда»), Старкад пал в битве против Хельги. Более поздние версии сказания о Старкаде (исландские «Прядь о Норнагесте», «Прядь о Торстейне»), в которых Старкад приобретает гротескно-сатирические черты, повествуют о встречах Старкада с Сигурдом (в битве Старкад обращается в бегство, а догоняющий его Сигурд выбивает ему рукоятью меча клыки; в аду Сигурд мужественнее всех переносит адские муки, Старкад же, у которого из огня торчат лишь ступни, кричит громче всех).
Образ Старкада породил много толкований. В частности, Ж. Дюмезиль проводит параллель между Старкадом, ведийским Индрой и греческим Гераклом. .

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Филемон и Бавкида

Филемон и Бавкида -  в греческой мифологии благочестивая супружеская чета из Фригии. Однажды селение, где жили супруги, посетили под видом странников Зевс и Гермес, но ни в один из домов их не пустили; только Филемон и Бавкида гостеприимно открыли двери своей хижины и поделились всем, что имели. Боги покарали всех жителей селения за нечестивость, затопив их дома. Только хижина Филемона и Бавкиды уцелела и превратилась в великолепный храм, жрецами которого стали супруги. В награду за гостеприимство ...
подробнее

Махавира

Махавира (санскр. «великий герой»), в джайнской традиции мифологизированный образ вероучителя джайнизма, жившего в 6 в. до и. э. Махавира выступает как центральный персонаж мифо-исторического комплекса джайнской мифологии - последний из 24 тиртханкаров нашей авасарпини (нисходящего полуоборота колеса времени), живший в последние годы периода «плохой-хороший». Джайнская агиография выделяет пять благих моментов в жизненном пути тиртханкара - зачатие, рождение, уход от мира, ...
подробнее

Рокали

Рокапи, в грузинской мифологии персонаж, главенствующий над злыми хвостатыми старухами - кудиани, которые приносят ему людские сердца. Наказанный богом Рокапи прикован к железному шесту, вбитому глубоко в землю. Рокапи каждый год пытается вырвать шест и освободиться из плена, но когда это ему почти удаётся, на шест садится птичка; Рокапи замахивается на неё палкой, птичка улетает, а шест снова уходит в землю.          
подробнее

Пирам

Пирам (Pyramus), в античной мифологии вавилонский юноша, возлюбленный Фисбы. Они жили в Вавилоне в соседних домах, но родители не разрешали им встречаться. В стене, разделявшей дома, была щель, и через неё юноша и девушка глядели друг на друга и беседовали по ночам. Однажды они условились о встрече ночью в уединённом месте у могилы легендарного основателя ассирийского царства Нина. Первой пришла Фисба и увидела у гробницы львицу с окровавленной мордой. Бросившись бежать, Фисба обронила ...
подробнее

Арджасп

         Арджасп (фарси), в иранской мифологии вождь кочевых туранских племён (в «Авесте» в книге «Яшт» V — Арджадаспа), по более поздним сказаниям, — хионитов (эфталитов), выступающий воинственным противником веры Заратуштры (зороастризма). О войне Арджаспа против царей — покровителей зороастризма подробно рассказывается в парфянской поэме (на среднеиранском языке) — «Ядгар Зареран». Царь хионитов Арджасп посылает в Иран к царю Виштаспу (см. Гуштасп), верному поклоннику Ах ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru