Старкад в скандинавской мифологии и эпосе герой, могучий воин-викинг,
с именем которого связано множество подвигов, совершённых в Дании и Швеции.
Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» называет его сыном Сторверка (Storverk,
Storvirkr, «человек великого деяния»; русский переводчик Б. И. Ярхо передаёт
его имя как «Сила Подвигович») и повествует о его службе датскому королю
Фрото. Старкада описывали как уродливого клыкастого человека
гигантского роста. У Старкада было шесть рук, враг великанов Тор
сделал его двуруким, отрубив ему остальные. Старкад, дабы завоевать расположение
Одина, умертвил по его повелению
своего вождя, норвежского короля Викара [О. Хёфлер толкует имя Vikarr как
«человек с волосами посвящённого» (богам)], удавив его и поразив мечом.
По «Саге о Гаутреке», Старкад намеревался совершить лишь символическое
жертвоприношение, надев Викару на шею петлю и прикоснувшись к его телу
стеблем камыша, но петля впилась в горло, а камыш превратился в копьё и
умертвил короля (ср. превращение омелы в копьё в мифе об убийстве Бальдра;
второй член имени Старкада, видимо, Хёд - так звали невольного
убийцу Бальдра). Старкад - «одинический» (связанный с Одином) герой, и
заклание им Викара представляет собой воспроизведение жертвоприношения
Одина (см. в ст. Один). А.
Ольрик усматривает в этом акте отражение ритуального убийства короля, О.
Хёфлер и Я. де Фрис - ритуал инициации.
Один покровительствует Старкаду. В ночь накануне жертвоприношения Старкад,
разбуженный своим воспитателем, прибывает вместе с ним на остров, где на
лесной поляне видит 11 человек, восседающих на престолах; 12-й престол
занимает воспитатель Старкада, и присутствовавшие (видимо, боги) приветствуют
его как Одина. Один определяет судьбу Старкада. Он дарует ему три жизни,
великолепное оружие и сокровища, сообщает ему дар поэзии, обещает уважение
знати (в благодарность за это Старкад и производит культовое жертвоприношение
Викара). Тор, противник Старкада, предрекает, что он совершит злодеяние
в каждую из трёх дарованных ему жизней, никогда не приобретёт земли и не
будет удовлетворён тем, чем владеет, не запомнит ничего из сочинённого
им и испытает ненависть простонародья.
Когда Старкад состарился и почти ослеп, чтобы не умереть в постели,
но погибнуть от меча (ибо только при этом условии можно было получить доступ
в вальхаллу к Одину), он соблазняет убийцу кошелём с золотом, и
наконец, погибает от руки Хатера (Хёда?), отца которого умертвил. Согласно
«Второй Песни о Хельги, убийце Хундинга» («Старшая Эдда»), Старкад пал
в битве против Хельги. Более поздние версии
сказания о Старкаде (исландские «Прядь о Норнагесте», «Прядь о Торстейне»),
в которых Старкад приобретает гротескно-сатирические черты, повествуют
о встречах Старкада с Сигурдом (в битве
Старкад обращается в бегство, а догоняющий его Сигурд выбивает ему рукоятью
меча клыки; в аду Сигурд мужественнее всех переносит адские муки, Старкад
же, у которого из огня торчат лишь ступни, кричит громче всех).
Образ Старкада породил много толкований. В частности, Ж. Дюмезиль проводит
параллель между Старкадом, ведийским Индрой
и греческим Гераклом. .
Отзывы
Читайте также:
Филемон и Бавкида
Филемон
и Бавкида - в греческой мифологии благочестивая супружеская чета
из Фригии. Однажды селение, где жили супруги, посетили под видом странников
Зевс
и Гермес, но ни в один
из домов их не пустили; только Филемон и Бавкида гостеприимно открыли двери
своей хижины и поделились всем, что имели. Боги покарали всех жителей селения
за нечестивость, затопив их дома. Только хижина Филемона и Бавкиды уцелела
и превратилась в великолепный храм, жрецами которого стали супруги. В награду
за гостеприимство ... подробнее
Махавира
Махавира (санскр. «великий герой»), в джайнской традиции мифологизированный
образ вероучителя джайнизма, жившего в 6 в. до и. э. Махавира выступает
как центральный персонаж мифо-исторического комплекса джайнской мифологии
- последний из 24 тиртханкаров нашей авасарпини (нисходящего полуоборота
колеса времени), живший в последние годы периода «плохой-хороший».
Джайнская агиография выделяет пять благих моментов в жизненном пути
тиртханкара - зачатие, рождение, уход от мира, ... подробнее
Рокали
Рокапи, в грузинской мифологии персонаж, главенствующий над злыми хвостатыми
старухами - кудиани, которые приносят
ему людские сердца. Наказанный богом Рокапи прикован к железному шесту,
вбитому глубоко в землю. Рокапи каждый год пытается вырвать шест и освободиться
из плена, но когда это ему почти удаётся, на шест садится птичка; Рокапи
замахивается на неё палкой, птичка улетает, а шест снова уходит в землю.
подробнее
Пирам
Пирам (Pyramus), в античной мифологии вавилонский юноша, возлюбленный
Фисбы. Они жили в Вавилоне в соседних домах, но родители не разрешали им
встречаться. В стене, разделявшей дома, была щель, и через неё юноша и
девушка глядели друг на друга и беседовали по ночам. Однажды они условились
о встрече ночью в уединённом месте у могилы легендарного основателя ассирийского
царства Нина. Первой пришла Фисба и увидела у гробницы львицу с окровавленной
мордой. Бросившись бежать, Фисба обронила ... подробнее
Арджасп
Арджасп (фарси), в иранской мифологии вождь кочевых туранских племён (в
«Авесте» в книге «Яшт» V — Арджадаспа), по более поздним сказаниям, — хионитов
(эфталитов), выступающий воинственным противником веры Заратуштры
(зороастризма). О войне Арджаспа против царей — покровителей зороастризма
подробно рассказывается в парфянской поэме (на среднеиранском языке) —
«Ядгар Зареран». Царь хионитов Арджасп посылает в Иран к царю Виштаспу
(см. Гуштасп), верному поклоннику
Ах ... подробнее