Суи-жэнь («человек, добывший огонь трением»), в древнекитайской мифологии
изобретатель огня. Имя его происходит от корня «суй», означающего орудие
добывания огня (по разъяснению древних комментаторов речь идёт о деревянной
палочке и, видимо, бруске дерева). Хотя в древних памятниках добывание
огня приписывается Хуан-ди и Фу-си,
это деяние в последующей традиции закрепляется за Суи-жэнем. В философском
трактате «Хань Фэй-цзы» (3 в. до н. э.) говорится о том, что в глубокой
древности люди болели от сырой пищи и тогда появился святой мудрец, который
добыл огонь трением (суй), народ обрадовался этому и поставил его править
Поднебесной, дав ему прозвание Суй-жэнь-ши (букв. «род Суй-жэ-ня»). У Сыма
Чжэня (8 в. н. э.) Суи-жэнь - непосредственный предшественник первопредка
Фу-си. В некоторых памятниках Суи-жэнь включается в число Сань
хуан. В средневековой традиции есть упоминание и о четырёх помощниках
Суи-жэня: Мин-ю («понимающий причины»),
Би-юй («непременно обучающий»), Чэн-бо
(«установившийся в обширных знаниях») и Юнь-цю
(«низвергнутый холм»), или Юнь-ли («низвергнутый
и стоящий»). В отличие от Суи-жэня, который будто бы спустился с неба,
его помощники считаются вышедшими из-под земли (Тао Юань-мин, 4 в. н. э.,
«Шэн сянь цюнь фу лу» - «Записи о сонме совершенномудрых и мудрых»). В
«Ши и цзи» («Записях о забытых событиях») Ван Цзя (4 в. н. э.) говорится
о некой стране Суймин, где растёт огромное дерево суй («огненное»?), ветви
которого раскинулись на десять тысяч цинов (вариант древа мирового). Птица
(сова, скопа?) своим клювом долбит дерево, и из него исходит огонь. Это
и навело Суи-жэня на мысль взять маленькую веточку и, буравя дерево, добыть
огонь.
Отзывы
Читайте также:
Пуруравас
Пуруравас, в индуист-ской мифологии первый царь Лунной династии,
сын Илы и Будхи. Миф о Пуруравасе и Урваши,
являющийся вариантом мотива любви смертного к богине, отражен в «Ригведе»
(X 95), подробно изложен в «Шатапатха-брахмане» (XI 5, 1) и многих пуранах,
обработан Калидасой в драме «Викраморваши» («Мужеством обретенная Урваши»).
Согласно «Шатапатха-брахмане», Пурураваса полюбила Урваши и согласилась
жить с ним на земле, но с условием, что нико ... подробнее
Этол
Этол, в греческой мифологии сын элидского царя Эндимиона
и Ифианассы (Apollod. I 7, 6) (варианты: Астеродии, Гипериппы
или Хромии; Paus. V 1, 4), отец Плеврона
и Калидона, эпонимов городов в Этолии (Apollod.
I 7, 7). После того, как Этол неумышленно убил сына Форонея Аписа (сбил
его колесницей во время погребальных игр; Paus. V 1, 8), он, страшась мести
сыновей убитого, бежал из Пелоп ... подробнее
Во-цюань
Во-цюань, в древнекитайской мифологии бессмертный старец.
Как рассказывается в «Ле сянь чжуань» («Жизнеописаниях бессмертных»), приписываемых
Лю Сяну (1 в.), Во-цюань собирал лекарственные травы на горе Хуайшань и
сам принимал их. Тело его поросло шерстью, а глаза стали квадратными. Он
мог летать и мчаться по земле. Он поднёс мудрому государю Яо
семена сосны, но у того не было времени
есть их. Те же из людей, кто принимал их, прожили до 200-300 лет. ... подробнее
Дракула
Дракула - этот пополярный персонаж не обошел стороной и русские сказания,
появившись в своеобразном виде. (о европейском Дракуле см. здесь)
У Дракулы был исторический прототип — Влад Цепеш, который правил в
Мунтении, то есть Восточной Валахии (ныне — часть Румынии) в середине XV
века. Однако не станем литературный персонаж мерить соответствием или несоответствием
реальной истории: у него своя судьба. Дракула стал героем европейской литературы,
обрел вечную жизнь в перевоплощениях и благополучно дожил ... подробнее
Амик
АМИК - в греческой мифологии великан, сын Посейдона, царь племени бебриков в Вифинии (Малая Азия). Амик нападал на иноземцев, посещавших Вифинию, и убивал их ударами кулака. Когда в его страну приплыли аргонавты, Амик предложил любому из них сразиться с ним в кулачном бою. Вызов принял Полидевк — один из Диоскуров, и, несмотря на страшную силу Амика, убил его. Согласно варианту мифа, Полидевк пощадил Амика и, одержав победу, взял с ... подробнее