Сянь («бессмертный»), сяньжэнь («бессмертный человек»), шэнь-сянь («божественный
бессмертный»), тяньсянь («небесный бессмертный», «небожитель»), в китайской
даосской и поздней народной мифологии разряд святых. По мнению китайских
учёных, представление о Сянь сложилось примерно в 5-4 вв. до н. э. в царствах
Ци (на полуострове Шаньдун) и Янь (район современного Пекина) в результате
трансформации веры в бессмертие души, поднимающейся в небо в момент сожжения
трупа умершего. Согласно древнему преданию, Чисун-цзы, например, мог входить
в огонь и сжигать себя, постоянно таким образом поднимаясь на гору Куньлунь.
Постепенно достижение состояния Сянь стало ставиться в зависимость от принятия
снадобий растительного происхождения (из хризантемы,
стоголовника и др.), минералов (нефрита, золота,
киновари), некоторых древесных грибов и т. п., от особого типа физических
и дыхательных упражнений, а также от ряда пищевых запретов и особых способов
удержания спермы. Даосская система постепенного превращения человека в
бессмертного отличалась от более ранних представлений о мгновенном переходе
в состояние бессмертия при сожжении или разрубании тела.
Одновременно появляется и представление о Сянь как о святых отшельниках,
живущих в глухих местах в гоpax и среди озёр. По-видимому, значительно
позднее рождается миф о Сянь, обитающих на горах (Пэнлай и др.), которые
плавают в море, или на горе Куньлунь. В старинных даосских сочинениях называются
24 уединённых места (чжи), главным образом горные приюты, где можно стать
Сянем. Особенность жизни Сянь - их постоянные полёты на журавлях (хэ; сяньхэ,
«журавль бессмертных»), умение мчаться на облаках. В даосском сочинении
«Юньцзи ци цянь» говорится о девяти Сянь, населяющих высшую сферу Тайцин
(см. Сань цин).
Понятие Сянь включало в себя более древние представления о шэньжэнь
(«божественном человеке»), о котором говорится в древних даосских трактатах
(«Чжуан-цзы», 4-3 вв. до н. э., «Ле-цзы», 4 в. до н. э. - 4 в. н. э.).
Чжуан-цзы, например, говорил о «божественном человеке» (или «божественных
людях»): его кожа напоминает лёд и снег, он не ест злаков, вдыхает ветер,
пьёт росу, ездит на облаках, управляя летающими драконами, и странствует
за пределами Четырёх морей (т. е. Китая). В ранних текстах на Сянь нередко
переносились и некоторые черты мифических первопредков, отсюда, например,
название дажэнь («большой человек», «великан»), предания об огромных следах
Сянь, напоминающие миф о том, как женщина из рода Хуасюй наступила на след
великана и родила Фу-си. В китайских народных
преданиях и сказках образ Сянь функционально близок доброму волшебнику
европейских сказок. Сянь чаще всего имеет облик белобородого старца (реже
старухи), предсказывающего судьбу, помогающего герою в безвыходной ситуации
и мгновенно исчезающего. В изобразительном искусстве Сянь нередко изображается
с атрибутами бессмертия или долголетия (чудодейственный гриб - чжи,
сосна, олень, журавль), с открытыми
вислыми грудями и животом, распущенными волосами, босыми ногами и т. п.
признаками свободы от мирской суеты и условностей. Образы Сянь известны
китайской классической поэзии и поэзии сопредельных стран (Кореи, Вьетнама,
Японии). В некоторых буддийских памятниках даосское понятие Сянь использовалось
для обозначения святых.
См. ст. Восемь бессмертных.
Отзывы
Читайте также:
Лия
Лия по ветхозаветному преданию старшая дочь Лавана, жена
Иакова.
Лаван обманным путём подменил ею на брачном ложе свою младшую дочь Рахиль,
обещанную им в жёны Иакову, двоюродному брату обеих ... подробнее
Кореб
Кореб - в греческой мифологии:
1) юноша, убивший чудовище, пожиравшее в Аргосе детей; чудовище послал
Аполлон,
разгневанный тем, что царь Аргоса Кротоп убил свою дочь Псамафу и бросил
собакам ... подробнее
Иксион
Иксион,
в греческой мифологии царь лапифов
в Фессалии, сын Флегия, брат Корониды.
Иксион обещает своему будущему тестю Деионею большие дары за руку его дочери
Дни. Когда Деионей после свадьбы ... подробнее
Лих
Лих,
Лиха - в греческой мифологии спутник и вестник Геракла,
участник его последних походов. Ревновавшая Геракла к Иоле
Деянира передала мужу через Лиха отравленный
кровью Несса хитон. Когда яд ... подробнее
Дауд
Дауд, в мусульманской мифологии пророк. Соответствует библейскому Давиду.
Коран называет его царём, наместником аллаха. Согласно Корану, Дауд убил
Джалута (2:250), «и даровал ему аллах власть и ... подробнее