Сянь («бессмертный»), сяньжэнь («бессмертный человек»), шэнь-сянь («божественный
бессмертный»), тяньсянь («небесный бессмертный», «небожитель»), в китайской
даосской и поздней народной мифологии разряд святых. По мнению китайских
учёных, представление о Сянь сложилось примерно в 5-4 вв. до н. э. в царствах
Ци (на полуострове Шаньдун) и Янь (район современного Пекина) в результате
трансформации веры в бессмертие души, поднимающейся в небо в момент сожжения
трупа умершего. Согласно древнему преданию, Чисун-цзы, например, мог входить
в огонь и сжигать себя, постоянно таким образом поднимаясь на гору Куньлунь.
Постепенно достижение состояния Сянь стало ставиться в зависимость от принятия
снадобий растительного происхождения (из хризантемы,
стоголовника и др.), минералов (нефрита, золота,
киновари), некоторых древесных грибов и т. п., от особого типа физических
и дыхательных упражнений, а также от ряда пищевых запретов и особых способов
удержания спермы. Даосская система постепенного превращения человека в
бессмертного отличалась от более ранних представлений о мгновенном переходе
в состояние бессмертия при сожжении или разрубании тела.
Одновременно появляется и представление о Сянь как о святых отшельниках,
живущих в глухих местах в гоpax и среди озёр. По-видимому, значительно
позднее рождается миф о Сянь, обитающих на горах (Пэнлай и др.), которые
плавают в море, или на горе Куньлунь. В старинных даосских сочинениях называются
24 уединённых места (чжи), главным образом горные приюты, где можно стать
Сянем. Особенность жизни Сянь - их постоянные полёты на журавлях (хэ; сяньхэ,
«журавль бессмертных»), умение мчаться на облаках. В даосском сочинении
«Юньцзи ци цянь» говорится о девяти Сянь, населяющих высшую сферу Тайцин
(см. Сань цин).
Понятие Сянь включало в себя более древние представления о шэньжэнь
(«божественном человеке»), о котором говорится в древних даосских трактатах
(«Чжуан-цзы», 4-3 вв. до н. э., «Ле-цзы», 4 в. до н. э. - 4 в. н. э.).
Чжуан-цзы, например, говорил о «божественном человеке» (или «божественных
людях»): его кожа напоминает лёд и снег, он не ест злаков, вдыхает ветер,
пьёт росу, ездит на облаках, управляя летающими драконами, и странствует
за пределами Четырёх морей (т. е. Китая). В ранних текстах на Сянь нередко
переносились и некоторые черты мифических первопредков, отсюда, например,
название дажэнь («большой человек», «великан»), предания об огромных следах
Сянь, напоминающие миф о том, как женщина из рода Хуасюй наступила на след
великана и родила Фу-си. В китайских народных
преданиях и сказках образ Сянь функционально близок доброму волшебнику
европейских сказок. Сянь чаще всего имеет облик белобородого старца (реже
старухи), предсказывающего судьбу, помогающего герою в безвыходной ситуации
и мгновенно исчезающего. В изобразительном искусстве Сянь нередко изображается
с атрибутами бессмертия или долголетия (чудодейственный гриб - чжи,
сосна, олень, журавль), с открытыми
вислыми грудями и животом, распущенными волосами, босыми ногами и т. п.
признаками свободы от мирской суеты и условностей. Образы Сянь известны
китайской классической поэзии и поэзии сопредельных стран (Кореи, Вьетнама,
Японии). В некоторых буддийских памятниках даосское понятие Сянь использовалось
для обозначения святых.
См. ст. Восемь бессмертных.
Отзывы
Читайте также:
Персей
Персей,
в греческой мифологии предок Геракла, сын
аргосской царевны Данаи и Зевса.
Золотым дождём Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная её отцом
Акрисием,
знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с Персеем были в ящике брошены
в море разгневанным царём, но выловлены рыбаком Диктис» у острова Сериф.
Персей был воспитан в доме
Диктиса, а затем
отправлен царём острова
Полидектом, влюбившимся
в Данаю, на розыски
горгоны Медузы.
Персею помогли
Афина и ... подробнее
Соловей разбойник
Соловей
- разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей,
обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.
В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки
сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь,
равный по силе Илье Муромцу. С другой
стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею.
Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает
прох ... подробнее
Курций
Курций — 1) Римский юноша, который на коне, в полном вооружении бросился
в пропасть, образовавшуюся на римском Форуме в 362 году до н. э., после
чего пропасть, по преданию, сомкнулась, а от Рима был отведен гнев богов.
2) Вождь сабинян в период войны с латинами, начавшейся
в ответ на похищение сабинских девушек. Сражение с переменным успехом шло
в самом Риме. Сабиняне пошли в наступление, римляне в беспорядке бросились
к старым воротам Палатина. Ромул вознес молитву
Юпитеру, ... подробнее
Девадатта
Девадатта (санскр. и пали Devadatta), в буддийской мифологии кузен
и ученик будды Шакьямуни.
Согласно легенде, изложенной в «Виная-питаке», в «Махавасту», в «Дивьявадане»
и в некоторых произведениях школы сарвастивады за восемь лет до смерти
Шакьямуни Девадатта требует от последнего, чтобы тот (в связи с его преклонным
возрастом) удалился и оставил руководство сангхой (буддийской общиной)
Девадатте. Шакьямуни отказывается выполнить эти требования, и Девадатта
хочет убить его при ... подробнее
Антиклея
Антиклея - в греческой мифологии дочь Автолика,
супруга Лаэрта, мать Одиссея.
Потеряв надежду на возвращение сына, Антиклея скончалась от тоски и встретилась
с сыном только в аиде,
куда Одиссей спустился живым, чтобы узнать от Тиресия
о своём будущем. По одной из версий мифа Антиклея, уже предназначенная
в жёны Лаэрту, сошлась с гостившим в доме её отца Сисифом,
от которого и родила Одиссея. В «Одиссее» (XV 363 след.) в рассказе Эвме ... подробнее