Тонмен, в корейской мифологии основатель государства Пуё. Согласно
трактату китайского философа Ван Чуна («Лунь хэн», «Критические рассуждения»,
1 в.), служанка правителя царства Тханни (в других источниках: Сэнни, Сори,
Кори) забеременела, когда тот был в отъезде. Правитель хотел её убить,
но служанка поведала ему, что зачала она оттого, что к ней спустился с
небес воздух (облачко) величиной с куриное яйцо. Она родила сына, которого
правитель приказал бросить в свинарник. Свиньи обогревали его своим дыханием,
и он не умер. Тогда кинули его в конюшню, но лошади дышали на него и он
не погиб. Боясь того, не является ли ребёнок сыном неба, правитель велел
матери взять его и вырастить из него раба. Он дал мальчику имя Тонмен.
Когда Тонмен вырос, правитель послал его пасти коров и лошадей. Тонмен
хорошо стрелял из лука, но правитель опасался, как бы тот не отнял у него
царство, и хотел убить его. Тонмен бежал на юг и подошёл к реке Омхосу
(Сиомсу, Омдэсу). Он ударил луком по воде - всплыли рыбы
и черепахи, образовали собою
мост, по которому Тонмен переправился. Он пришёл в Пуё, основал столицу
и стал править там. Миф о Тонмене, претерпев со временем значительную эволюцию,
положил начало единому циклу мифов об основателях древнекорейских государств
с тремя генеалогическими ответвлениями - Пуё, Когурё и Пэкче. В корейских
исторических и литературных сочинениях 12-13 вв. («Самгук саги», «Самгук
юса» и др.) происходит контаминация мифа о Тонмене с мифом о Чумоне. Тонмен
и Чумон сливаются в один персонаж, который был канонизирован как «основатель
Когурё», правивший в 37-19 до н. э. Мифы о Тонмене и Чумоне, возникшие
на общей фольклорной основе, отражают разные этапы этнической истории родственных
народов Пуё и Когурё. Имя Тонмен, которое обычно этимологизируют как «[несущий]
свет с востока», было превращено в посмертное храмовое имя Чумона. Культ
Тонмена сохранялся и в средние века.
Отзывы
Читайте также:
Бай ди
Бай-ди («белый правитель»), «белый император») в древнекитайской мифологии
правитель Запада наряду с правителями других стран света: Востока – Тай-хао
(см. Фу-си), Юга – Ян-ди (см.Шень-нун),
Севера – Хей ди (см. Чжуань-сюй) и Центра – Хуан
ди. Бай-ди ассоциируется с повелителем Запада Шао-хао и по древней
системе чередования пяти первоэлементов с металлом, белым цветом, осенью,
планетой Цзинь-синь или Тай-бай Цзинь-синь (Венера). Согласо с ... подробнее
Эльпинор
Эльпинор
- в греческой мифологии, участник Троянской войны, спутник
Одиссея. При возвращении на Итаку
Одиссей со спутниками прожил один год на осрове Ээя у Кирки.
После прощального ужина Эльпинор забрался на крышу дома и заснул там. Утром,
когда начались сборы в дорогу, Эльпинор проснулся и, не поняв где находится,
бросился к товарищам. Он упал с крыши дома и разбился насмерть. Друзья
решили его похоронить после своего возвращения из путешествия и спешно
отправились в дорогу. Когда ... подробнее
Алкмена
АЛКМЕНА - в греческой мифологии дочь Электриона, жена тиринфского царя Амфитриона, отличавшаяся исключительной красотой. За нечаянное убийство своего тестя Амфитрион вместе с Алкменой был изгнан из Микен и поселился в Фивах. Там он, выполняя поручения фиванского царя, совершил много подвигов, сражаясь с племенами телебоев; в отсутствии мужа, привлечённый красотой Алкмены, Зевс явился к ней. Пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над ... подробнее
Ферет
Ферет, в греческой мифологии сын Тиро
от смертного супруга Кретея (Apollod. I 9, 11), царь и эпоним города Фер
в Фессалии, отец Адмета. В трагедии Еврипида
«Алкестида» Ферет изображён жизнелюбивым эгоистом, отказывающимся, несмотря
на преклонный возраст, сойти в подземный мир вместо сына.
подробнее
Стеропа
Стеропа, Астеропа, «вспышка», «молния»), в греческой мифологии:
1) дочь титана
Атланта, одна из плеяд;
2) дочь аркадского царя Кефея, получившая
от Геракла локон Горгоны,
обладавший свойством отпугивать врагов;
3) Стеропа, супруга Ахелоя,
мать сирен (Apollod.
I 7, 10).
подробнее