Тонмен, в корейской мифологии основатель государства Пуё. Согласно
трактату китайского философа Ван Чуна («Лунь хэн», «Критические рассуждения»,
1 в.), служанка правителя царства Тханни (в других источниках: Сэнни, Сори,
Кори) забеременела, когда тот был в отъезде. Правитель хотел её убить,
но служанка поведала ему, что зачала она оттого, что к ней спустился с
небес воздух (облачко) величиной с куриное яйцо. Она родила сына, которого
правитель приказал бросить в свинарник. Свиньи обогревали его своим дыханием,
и он не умер. Тогда кинули его в конюшню, но лошади дышали на него и он
не погиб. Боясь того, не является ли ребёнок сыном неба, правитель велел
матери взять его и вырастить из него раба. Он дал мальчику имя Тонмен.
Когда Тонмен вырос, правитель послал его пасти коров и лошадей. Тонмен
хорошо стрелял из лука, но правитель опасался, как бы тот не отнял у него
царство, и хотел убить его. Тонмен бежал на юг и подошёл к реке Омхосу
(Сиомсу, Омдэсу). Он ударил луком по воде - всплыли рыбы
и черепахи, образовали собою
мост, по которому Тонмен переправился. Он пришёл в Пуё, основал столицу
и стал править там. Миф о Тонмене, претерпев со временем значительную эволюцию,
положил начало единому циклу мифов об основателях древнекорейских государств
с тремя генеалогическими ответвлениями - Пуё, Когурё и Пэкче. В корейских
исторических и литературных сочинениях 12-13 вв. («Самгук саги», «Самгук
юса» и др.) происходит контаминация мифа о Тонмене с мифом о Чумоне. Тонмен
и Чумон сливаются в один персонаж, который был канонизирован как «основатель
Когурё», правивший в 37-19 до н. э. Мифы о Тонмене и Чумоне, возникшие
на общей фольклорной основе, отражают разные этапы этнической истории родственных
народов Пуё и Когурё. Имя Тонмен, которое обычно этимологизируют как «[несущий]
свет с востока», было превращено в посмертное храмовое имя Чумона. Культ
Тонмена сохранялся и в средние века.
Отзывы
Читайте также:
Иоаким и Анна
Иоаким и Анна - христианском предании родители девы Марии,
чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав.
«богоотцы»). В канонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются ... подробнее
Билкис
Савская царица, легендарная царица Сабейсвого царства (Сабы) в Южной
Аравии. Согласно ветхозаветному преданию, Савская царица, услышав о славе
царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его ... подробнее
Бузиг
Бузиг - в греческой мифологии герой, которому приписывают приручение быков:
впервые надел на быка изобретённое им ярмо и начал обрабатывать поле. Бузиг
также приписывалось введение ... подробнее
Виштаспа
Виштаспа (авест.), Виштасп (среднеиран.), в иранской мифологии и легендарной
истории царь мифической династии Кейянидов.
Одно из главных действующих лиц историко-теологических мифов зороастризма... подробнее
Йима
Йима (авест. Iima), др.-перс. Йама (Iama), в иранской мифологии первопредок
человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель
социальной организации общества, владыка мира в ... подробнее