Финист Ясный сокол

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
Финнст - Ясный сокол - персонаж русской волшебной сказки, обладающий способностью превращаться в сокола.
По мнению ряда исследователей, образ чудесного супруга, посещавшего возлюбленную под видом сокола, пришел в русскую сказку из литературы (он может представлять собою заимствование из античного сюжета об Амуре и Психее). Имя героя - "Финист" - может происходить от греческого "феникс" (в древнерусском произношении - "финике"). Второе наименование -"сокол" скорее всего возникло под влиянием метафорического образа сокола - жениха, распространенного в русских свадебных песнях. "Сокол" выступает в данном контексте синонимом слова "молодец".
    Завязка сюжета напоминает сказку об Аленьком цветочке, только в данном случае младшая из трех дочерей просит отца подарить ей перо Финиста. Получив подарок, девушка обнаруживает, что по ночам оно превращается в прекрасного юношу. Завистливые сестры, желая помешать счастью младшей, устанавливают на окне, через которое прилетает Финист, ножи. Израненый сокол покидает возлюбленную, и ей приходится пройти через странствия и испытания, чтобы найти своего любимого.
Однако, добравшись до тридевятого царства, девушка узнает, что Финист забыл ее и готовится к свадьбе с иноземной царевной-колдуньей. Находчивая девушка в обмен на три волшебных предмета получает право провести с возлюбленным три ночи. В третью ночь ей удается пробудить Финиста от колдовского сна, он узнает ее, и сказка заканчивается свадьбой (последний поворот сюжета широко распространен в европейском фольклоре и литературе и представляет собой вариацию мотива "невеста на свадьбе своего жениха").
     Ограниченность   распространения   изложенной сказки и образа Финиста - Ясного сокола, вероятнее всего, свидетельствует также о заимствовании сюжета..

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Амбри

              Амбри – в грузинской мифологии герой, отличающийся громадной силой, ростом и весом. В цикле сказания об Амирани и Амбри связан мотив «погребения заживо»: еще живого Амбри везут к месту погребения двенадцать пар волов, в пути его нога, свесившись с повозки, подобно плугу вспахивает землю. Последнее дает основание предполагать, что образ Амбри возник в среде земледельческого населения.
подробнее

Ликаон

Ликаон, в греческой мифологии:  1) аркадский царь, сын Пеласга. Ликаон и его 50 сыновей отличались иечестивостью, слухи о которой дошли до Зевса. Желая проверить справедливость этих обвинений, Зевс под видом странника посетил дом Ликаона, который заподозрил божественное происхождение своего гостя и, чтобы это проверить, подал ему в качестве угощения мясо собственного сына или внука Аркаса. Разгневанный Зевс опрокинул стол с безбожной снедью, а Ликаона вместе с сыновьями испепелил ...
подробнее

Андрогей

          Андрогей - в греческой мифологии один из сыновей критского царя Миноса и Пасифаи. Прославился тем, что победил всех участников Панафинейских игр в Афинах и навлёк зависть афинского царя Эгея, который, чтобы погубить Андрогея, отправил его на охоту за марафонским быком; во время охоты Андрогей был убит быком (вариант: убит в Фивах завистниками после победы на играх в честь Лая). Имя Андрогей. (от греч. корня) указывает на мужественность. Ми ...
подробнее

Парадата

Парадата, герои архаических общеиранских мифов о первой существовавшей на земле династии, учредители социума и цивилизации. Одно из  вероятных значений термина — «первозаконники», «установители первых  социальных норм». Неоднократно упоминаются в «Авесте», где их число  непостоянно, в эламоязычных ахеменидских текстах и у Геродота, пересказавшего скифский   героический эпос (IV 5—7: цари, называемые паралатами). Чаще всего термин «Парадата» прилагался к Хаошиангхе. На индоир ...
подробнее

Лиздейка

Лиздейка, Лиздейко, в литовской мифологии основатель жреческой традиции в Вильнюсе. Легенда об основании Вильнюса князем Гедимином (нач. 14 в.), дошедшая в поздних и сильно романтизированных версиях (в западнорусских летописях и особенно у М. Стрыйковского), рассказывает о том, как Гедимин во время охоты в лесах нашёл на холме (в месте Веркяй) в корзине, скрытой зеленью, младенца, разбуженного звуком охотничьих рогов и заплакавшего. Случившийся тут же верховный жрец, тайный отец ребёнка, даёт Гедимину ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru