Фома [ от евр. «двойной», «двоякий», «близнец»;
по-видимому прозвище (в греч. переводе Дидим, т. е. Близнец)], в христианских
преданиях один из двенадцати апостолов.
Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус
Христос (Ио. 20, 24), и он отказывается поверить
в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них
перста (имя «неверного», т. е. «неверующего», Фома становится нарицательным).
Несколько дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Фомt
прикоснуться к ранам на своём теле (20, 27), укоряя
его: «ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие»
(20, 29). Гностическая традиция, обыгрывая образ Фомs как «близнеца»
Иисуса Христа, нередко представляет Фомe единственным из апостолов, кто
удостоился откровения о тайном смысле учения Христа (см., например, «Евангелие
от Фомы», «Книгу Фомы Атлета»). Наряду с другими апокрифами гностического
происхождения большой интерес представляют «Деяния Фомы». По преданию,
явившийся Фоме в видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю
Гондоферу, который ищет искусного зодчего для постройки дворца (в христианском
искусстве угольник становится атрибутом Фомы). Фома предоставляет Гондоферу
чертежи сказочно прекрасного дворца. Щедро наградив апостола и оставив
его надзирать за строительством, царь отбывает; Фома раздает сокровище
нищим и в отсутствие царя занимается проповедью слова божьего. Узнав об
этом, Гондофер заключает его в темницу. Но умерший брат царя Гад воскресает
в четвёртый день и рассказывает, что ангелы отнесли его в рай
и, явив ему великолепную храмину из золота, серебра и самоцветов, которую
Фома воздвиг на небесах для оказавшегося недостойным её царя, сказали,
что Гад будет владеть ею, возместив брату деньги, которые тот считает потраченными
впустую. Исполнившись раскаяния, царь просит прощения у Фомы, который предлагает
ему уверовать в Христа и креститься. В северо-западной Индии Фома навлекает
на себя гонение, обратив жену местного царя и побудив её избегать супружеского
ложа. Фому подвергают разнообразным пыткам, но он остаётся невредим. Царь
пытается принудить его к идолопоклонству, но Фома приказывает бесу покинуть
кумир и сокрушить его. При виде разбившегося кумира верховный жрец
в ярости пронзает Фому мечом. Христиане с почестями погребают тело (уже
в 4 в. одна из монашеских общин в Индии носила имя Фомы, а сами индийские
христиане называют себя «христианами апостола Фомы»). По преданию, в 3
в. император Александр переносит мощи Фомы в город Эдессу, становящийся
с этого времени центром почитания апостола; однако его пустая гробница
в районе Малабарского побережья остаётся до сих пор важнейшим центром местного
христианского культа. Иоанн Златоуст сообщает легенду, согласно которой
Фома посетил страну волхвов, крестил
этих мудрых мужей и сделал их столпами веры (крещение волхвов изображено
на одной из створок алтаря Фомы Аквинского в церкви Санкт-Юрген, Висмар,
16 в.). По другой версии, апостол проповедовал парфянам, мидийцам и персам
и принял мученическую смерть, пронзённый пикой.
В 13 в. появляется много изображений Фомы и сцен из его жития (напр.,
витражи нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, соборов в Бурже, в Шартре
и Type). Наиболее известные среди них - мозаика в Капелла Палатина (Палермо),
фрески Буффальмако в Кампо Санто (Пиза) и его же в Санта Мария Донна Реджина
(Неаполь), а также пластическая группа Андреа дель Верроккьо и картина
X. Хольбейна Старшего.
Отзывы
Читайте также:
Юдифь
Юдифь, Иудифь (греч. ), в ветхозаветной апокрифической традиции благочестивая
вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; главный персонаж Книги
Юдифи. Когда полководец ассирийского царя НавуходоносораОлоферн
осаждает город Иудеи Ветилуй и в городе иссякают запасы воды, прекрасная
Юдифь, надев свои лучшие одежды и захватив с собой провизию и служанку,
выходит из города и направляется во вражеский стан. Там она предстаёт пред
изумлённым ее красотой Олоферном, кот ... подробнее
Келено
Келено, в греческой мифологии:
1) дочь Атланта и
Плейоны, возлюбленная Посейдона,
родившая ему сына Лика;
2) одна из гарпий.
подробнее
Нумитор
Нумитор — в римской мифологии царь Альбы Лонги, старший сын альбанского
царя Прокаса, был свергнут с престола братом Амулием.
Амулии, опасаясь мести детей Нумитора, подстроил на охоте гибель его сына,
а дочь Рею Сильвию вынудил стать весталкой.
Но она родила сыновей-близнецов Ромула и Рема,
которых удалось спасти от мести царя. Став взрослыми, Ромул и Рем убили
Амулия и возвели на престол своего деда Нумитора.
подробнее
Акамант
Акамант - в греческой мифологии: 1) сын афинского царя Тесея
и Федры, один из участников Троянской
войны, эпоним аттической филы Акамантиды. Акамант вместе с Диомедом
посылался в Трою требовать
возвращения Елены. Дочь Приама
- Лаодика влюбилась в Акаманта и родила
ему сына Мунита. При взятии Трои Акамант с братом Демофонтом
освободили похищенную Диоскурами и отданную в рабство к Елене мать Тесея
Эфру и вернули её в Афины. А ... подробнее
Эврисфей
Эврисфей, в греческой мифологии царь Тиринфа и Микен, правнук Зевса,
внук Персея, сын Сфенела
и Никиппы, родившийся раньше Геракла
и получивший поэтому власть над Микенами и соседними народами. Выполняя
приказы Эврисфея, совершил свои двенадцать подвигов Геракл. После того
как Геракл вознесся на Олимп,
Эврисфей стал преследовать его мать Алкмену
и сыновей Геракла Гераклидов; в завязавшейся
битве Эврисфей и его сыновья (Александр, Ифимедонт, Эврибий, Ментор и Перимед)
были убиты. подробнее