Фома (неверующий)

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Фома [ от евр. «двойной», «двоякий», «близнец»; по-видимому прозвище (в греч. переводе Дидим, т. е. Близнец)], в христианских преданиях один из двенадцати апостолов. Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос (Ио. 20, 24), и он отказывается поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста (имя «неверного», т. е. «неверующего», Фома становится нарицательным). Несколько дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Фомt прикоснуться к ранам на своём теле (20, 27), укоряя его: «ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (20, 29). Гностическая традиция, обыгрывая образ Фомs как «близнеца» Иисуса Христа, нередко представляет Фомe единственным из апостолов, кто удостоился откровения о тайном смысле учения Христа (см., например, «Евангелие от Фомы», «Книгу Фомы Атлета»). Наряду с другими апокрифами гностического происхождения большой интерес представляют «Деяния Фомы». По преданию, явившийся Фоме в видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю Гондоферу, который ищет искусного зодчего для постройки дворца (в христианском искусстве угольник становится атрибутом Фомы). Фома предоставляет Гондоферу чертежи сказочно прекрасного дворца. Щедро наградив апостола и оставив его надзирать за строительством, царь отбывает; Фома раздает сокровище нищим и в отсутствие царя занимается проповедью слова божьего. Узнав об этом, Гондофер заключает его в темницу. Но умерший брат царя Гад воскресает в четвёртый день и рассказывает, что ангелы отнесли его в рай и, явив ему великолепную храмину из золота, серебра и самоцветов, которую Фома воздвиг на небесах для оказавшегося недостойным её царя, сказали, что Гад будет владеть ею, возместив брату деньги, которые тот считает потраченными впустую. Исполнившись раскаяния, царь просит прощения у Фомы, который предлагает ему уверовать в Христа и креститься. В северо-западной Индии Фома навлекает на себя гонение, обратив жену местного царя и побудив её избегать супружеского ложа. Фому подвергают разнообразным пыткам, но он остаётся невредим. Царь пытается принудить его к идолопоклонству, но Фома приказывает бесу покинуть кумир и сокрушить его. При виде разбившегося кумира верховный жрец в ярости пронзает Фому мечом. Христиане с почестями погребают тело (уже в 4 в. одна из монашеских общин в Индии носила имя Фомы, а сами индийские христиане называют себя «христианами апостола Фомы»). По преданию, в 3 в. император Александр переносит мощи Фомы в город Эдессу, становящийся с этого времени центром почитания апостола; однако его пустая гробница в районе Малабарского побережья остаётся до сих пор важнейшим центром местного христианского культа. Иоанн Златоуст сообщает легенду, согласно которой Фома посетил страну волхвов, крестил этих мудрых мужей и сделал их столпами веры (крещение волхвов изображено на одной из створок алтаря Фомы Аквинского в церкви Санкт-Юрген, Висмар, 16 в.). По другой версии, апостол проповедовал парфянам, мидийцам и персам и принял мученическую смерть, пронзённый пикой.
В 13 в. появляется много изображений Фомы и сцен из его жития (напр., витражи нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, соборов в Бурже, в Шартре и Type). Наиболее известные среди них - мозаика в Капелла Палатина (Палермо), фрески Буффальмако в Кампо Санто (Пиза) и его же в Санта Мария Донна Реджина (Неаполь), а также пластическая группа Андреа дель Верроккьо и картина X. Хольбейна Старшего. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Юдифь

   Юдифь, Иудифь (греч. ), в ветхозаветной апокрифической традиции благочестивая вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; главный персонаж Книги Юдифи. Когда полководец ассирийского царя НавуходоносораОлоферн осаждает город Иудеи Ветилуй и в городе иссякают запасы воды, прекрасная Юдифь, надев свои лучшие одежды и захватив с собой провизию и служанку, выходит из города и направляется во вражеский стан. Там она предстаёт пред изумлённым ее красотой Олоферном, кот ...
подробнее

Келено

Келено, в греческой мифологии:  1) дочь Атланта и Плейоны, возлюбленная Посейдона, родившая ему сына Лика; 2) одна из гарпий.         
подробнее

Нумитор

Нумитор — в римской мифологии царь Альбы Лонги, старший сын альбанского царя Прокаса, был свергнут с престола братом Амулием. Амулии, опасаясь мести детей Нумитора, подстроил на охоте гибель его сына, а дочь Рею Сильвию вынудил стать весталкой. Но она родила сыновей-близнецов Ромула и Рема, которых удалось спасти от мести царя. Став взрослыми, Ромул и Рем убили Амулия и возвели на престол своего деда Нумитора.          
подробнее

Акамант

            Акамант -  в греческой мифологии: 1) сын афинского царя Тесея и Федры, один из участников Троянской войны, эпоним аттической филы Акамантиды. Акамант вместе с Диомедом посылался в Трою требовать возвращения Елены. Дочь Приама - Лаодика влюбилась в Акаманта и родила ему сына Мунита. При взятии Трои Акамант с братом Демофонтом освободили похищенную Диоскурами и отданную в рабство к Елене мать Тесея Эфру и вернули её в Афины. А ...
подробнее

Эврисфей

Эврисфей, в греческой мифологии царь Тиринфа и Микен, правнук Зевса, внук Персея, сын Сфенела и Никиппы, родившийся раньше Геракла и получивший поэтому власть над Микенами и соседними народами. Выполняя приказы Эврисфея, совершил свои двенадцать подвигов Геракл. После того как Геракл вознесся на Олимп, Эврисфей стал преследовать его мать Алкмену и сыновей Геракла Гераклидов; в завязавшейся битве Эврисфей и его сыновья (Александр, Ифимедонт, Эврибий, Ментор и Перимед) были убиты.
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru