Фома [ от евр. «двойной», «двоякий», «близнец»;
по-видимому прозвище (в греч. переводе Дидим, т. е. Близнец)], в христианских
преданиях один из двенадцати апостолов.
Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус
Христос (Ио. 20, 24), и он отказывается поверить
в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них
перста (имя «неверного», т. е. «неверующего», Фома становится нарицательным).
Несколько дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Фомt
прикоснуться к ранам на своём теле (20, 27), укоряя
его: «ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие»
(20, 29). Гностическая традиция, обыгрывая образ Фомs как «близнеца»
Иисуса Христа, нередко представляет Фомe единственным из апостолов, кто
удостоился откровения о тайном смысле учения Христа (см., например, «Евангелие
от Фомы», «Книгу Фомы Атлета»). Наряду с другими апокрифами гностического
происхождения большой интерес представляют «Деяния Фомы». По преданию,
явившийся Фоме в видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю
Гондоферу, который ищет искусного зодчего для постройки дворца (в христианском
искусстве угольник становится атрибутом Фомы). Фома предоставляет Гондоферу
чертежи сказочно прекрасного дворца. Щедро наградив апостола и оставив
его надзирать за строительством, царь отбывает; Фома раздает сокровище
нищим и в отсутствие царя занимается проповедью слова божьего. Узнав об
этом, Гондофер заключает его в темницу. Но умерший брат царя Гад воскресает
в четвёртый день и рассказывает, что ангелы отнесли его в рай
и, явив ему великолепную храмину из золота, серебра и самоцветов, которую
Фома воздвиг на небесах для оказавшегося недостойным её царя, сказали,
что Гад будет владеть ею, возместив брату деньги, которые тот считает потраченными
впустую. Исполнившись раскаяния, царь просит прощения у Фомы, который предлагает
ему уверовать в Христа и креститься. В северо-западной Индии Фома навлекает
на себя гонение, обратив жену местного царя и побудив её избегать супружеского
ложа. Фому подвергают разнообразным пыткам, но он остаётся невредим. Царь
пытается принудить его к идолопоклонству, но Фома приказывает бесу покинуть
кумир и сокрушить его. При виде разбившегося кумира верховный жрец
в ярости пронзает Фому мечом. Христиане с почестями погребают тело (уже
в 4 в. одна из монашеских общин в Индии носила имя Фомы, а сами индийские
христиане называют себя «христианами апостола Фомы»). По преданию, в 3
в. император Александр переносит мощи Фомы в город Эдессу, становящийся
с этого времени центром почитания апостола; однако его пустая гробница
в районе Малабарского побережья остаётся до сих пор важнейшим центром местного
христианского культа. Иоанн Златоуст сообщает легенду, согласно которой
Фома посетил страну волхвов, крестил
этих мудрых мужей и сделал их столпами веры (крещение волхвов изображено
на одной из створок алтаря Фомы Аквинского в церкви Санкт-Юрген, Висмар,
16 в.). По другой версии, апостол проповедовал парфянам, мидийцам и персам
и принял мученическую смерть, пронзённый пикой.
В 13 в. появляется много изображений Фомы и сцен из его жития (напр.,
витражи нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, соборов в Бурже, в Шартре
и Type). Наиболее известные среди них - мозаика в Капелла Палатина (Палермо),
фрески Буффальмако в Кампо Санто (Пиза) и его же в Санта Мария Донна Реджина
(Неаполь), а также пластическая группа Андреа дель Верроккьо и картина
X. Хольбейна Старшего.
Отзывы
Читайте также:
Бран
БРАН (ирл. «ворон») - в кельтской (ирландской и валлийской) мифологии и эпосе герой. В ирландской традиции Бран — сын Фебала, персонаж саги «Плавание Брана» (8—9 вв.), достигающий ... подробнее
Шао-хао
Шао-хао
[букв, «младший безбрежный (как небо)»], древнекитайской мифологии мифический
правитель, по некоторым историзованным версиям, внук или правнук
Хуан-ди,
наследовавший его престол... подробнее
Эвридика,
в греческой мифологии:
1) жена фракийского певца Орфея. Однажды,
когда Эвридика с подругами-нимфами
водила хороводы в лесу, её ужалила змея
и Эвридика умерла. Чтобы вернуть любимую ... подробнее
Лихо одноглазое
Лихо одноглазое - в восточнославянском фольклоре выступает как персонифицированный
образ злой судьбы, горя. Название "Лихо" восходит к прилагательному "лишний",
так обозначался тот, кого ... подробнее