Фома (неверующий)

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Фома [ от евр. «двойной», «двоякий», «близнец»; по-видимому прозвище (в греч. переводе Дидим, т. е. Близнец)], в христианских преданиях один из двенадцати апостолов. Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос (Ио. 20, 24), и он отказывается поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста (имя «неверного», т. е. «неверующего», Фома становится нарицательным). Несколько дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Фомt прикоснуться к ранам на своём теле (20, 27), укоряя его: «ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (20, 29). Гностическая традиция, обыгрывая образ Фомs как «близнеца» Иисуса Христа, нередко представляет Фомe единственным из апостолов, кто удостоился откровения о тайном смысле учения Христа (см., например, «Евангелие от Фомы», «Книгу Фомы Атлета»). Наряду с другими апокрифами гностического происхождения большой интерес представляют «Деяния Фомы». По преданию, явившийся Фоме в видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю Гондоферу, который ищет искусного зодчего для постройки дворца (в христианском искусстве угольник становится атрибутом Фомы). Фома предоставляет Гондоферу чертежи сказочно прекрасного дворца. Щедро наградив апостола и оставив его надзирать за строительством, царь отбывает; Фома раздает сокровище нищим и в отсутствие царя занимается проповедью слова божьего. Узнав об этом, Гондофер заключает его в темницу. Но умерший брат царя Гад воскресает в четвёртый день и рассказывает, что ангелы отнесли его в рай и, явив ему великолепную храмину из золота, серебра и самоцветов, которую Фома воздвиг на небесах для оказавшегося недостойным её царя, сказали, что Гад будет владеть ею, возместив брату деньги, которые тот считает потраченными впустую. Исполнившись раскаяния, царь просит прощения у Фомы, который предлагает ему уверовать в Христа и креститься. В северо-западной Индии Фома навлекает на себя гонение, обратив жену местного царя и побудив её избегать супружеского ложа. Фому подвергают разнообразным пыткам, но он остаётся невредим. Царь пытается принудить его к идолопоклонству, но Фома приказывает бесу покинуть кумир и сокрушить его. При виде разбившегося кумира верховный жрец в ярости пронзает Фому мечом. Христиане с почестями погребают тело (уже в 4 в. одна из монашеских общин в Индии носила имя Фомы, а сами индийские христиане называют себя «христианами апостола Фомы»). По преданию, в 3 в. император Александр переносит мощи Фомы в город Эдессу, становящийся с этого времени центром почитания апостола; однако его пустая гробница в районе Малабарского побережья остаётся до сих пор важнейшим центром местного христианского культа. Иоанн Златоуст сообщает легенду, согласно которой Фома посетил страну волхвов, крестил этих мудрых мужей и сделал их столпами веры (крещение волхвов изображено на одной из створок алтаря Фомы Аквинского в церкви Санкт-Юрген, Висмар, 16 в.). По другой версии, апостол проповедовал парфянам, мидийцам и персам и принял мученическую смерть, пронзённый пикой.
В 13 в. появляется много изображений Фомы и сцен из его жития (напр., витражи нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, соборов в Бурже, в Шартре и Type). Наиболее известные среди них - мозаика в Капелла Палатина (Палермо), фрески Буффальмако в Кампо Санто (Пиза) и его же в Санта Мария Донна Реджина (Неаполь), а также пластическая группа Андреа дель Верроккьо и картина X. Хольбейна Старшего. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Гиакинф(цинт)

Гиакинф, Гиацинт , в греческой мифологии сын спартанскогоцаря Амикла (эпонима города Амиклы) и правнук Зевса. По другой версии мифа, его родители  —  муза  Клио и Пиер (эпоним области Пиерия).  ...
подробнее

Рафаил

Рафаил (евр. «исцели, боже»), в послебиблейской мифологии один из семи великих ангелов (архангелов). Апокрифическая книга Еноха (40, 9) признаёт его вторым в ряду архангелов (после Михаила). В ...
подробнее

Сиаваршан

      Сиаваршан (авест., «чёрный конь»), Сиявахш, Сиявуш (поздние формы имени), герой иранского эпоса. Сын Кай Кавуса, юный царевич Сиаваршан был ложно обвинён своей мачехой Судабой, воспылавшей к ...
подробнее

Семела

Семела, в греческой мифологии фиванская царевна, дочь Кадма и Гармонии. Полюбивший Семелу Зевс спускался к ней с Олимпа под покровом ночи. Охваченная ревностью, Гера внушила Семеле мысль ...
подробнее

Эврипил

Эврипил, Еврипил, в греческой мифологии:  1) царь Ормениона в Фессалии, один из храбрейших участников Троянской войны, приведший под Трою 40 кораблей (Apollod. Ill 10, 8; epit. Ill 14). Эврипил ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru