Фу-си

Источник: http://myfhology.narod.ru

Фу-си, Пао-сй, Бао-си, в древнекитайской мифологии первопредок и культурный герой. Имя Фу-си расшифровывают как «устроивший засаду на жертвенных животных» или «поставляющий на кухню жертвенных животных». Предполагают, что первоначально Фу-си был первопредком племён восточных и (предположительно аустронезийских, район полуострова Шаньдун), которые представляли его, по-видимому, в облике человеко-птицы. Первые упоминания о Фу-си в памятниках примерно 4 в. до н. э. сообщают о ряде его культурных деяний; он научил людей охоте и рыболовству, варить мясо; создал ба гуа - восемь гадательных триграмм, изобрёл гусли, силки, рыболовные сети и другие предметы; установил правила женитьбы. Фу-си приписывается и создание иероглифической письменности, заменившей узелковое письмо.
Согласно относительно позднему преданию, Фу-си зачала его мать Хуа-сюй, наступив на болоте грома - Лэйцзэ на след великана. Это предание, вероятно, связано с распространённым на рубеже н. э. представлением о Фу-си как о существе с телом змеи и головой (или верхней частью туловища) человека, аналогичном прародительнице Нюй-ва, которая, видимо, с этого времени (возможно, под влиянием мифологии южных племен) стала считаться его сестрой и одновременно женой. Однако в неофициальных апокрифических сочинениях того времени сохраняются реликты его более древнего птичьего облика.
Фу-си почитался в качестве божества востока, считалось, что он правит под покровительством стихии дерева. В историзованной конфуцианской традиции Фу-си - правитель, бывший у власти с 2852 по 2737 до н. э. Как государь Фу-си известен также под именем Тай-хао. У него был помощник Гоу-ман. На могильных рельефах первых веков н. э. Фу-си изображался обычно с циркулем в одной руке и диском солнца в другой. Циркуль - символ круга, т. е. неба, а солнце - воплощение мужского начала ян (см. Инь и ян). В средневековом Китае Фу-си почитался как один из августейших владык (см. Сань хуан), позднее также в качестве одного из божественных патронов медицины.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Бастварай

             БАСТВАРАЙ, в иранской мифологии (в «Авесте») сын Зариварая, в эпосе на  среднеперсидском  —  Баствар (Бастур,   Настур),   сын   Зарера. Когда после гибели Зарера в бою Виштасп (см...
подробнее

Бакероро и Итубори

             Бакароро и Итубори, в мифологии индейцев бороро братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, Бакароро и Итубори дети от женщины и ягуара. Вскоре после рождения они убили сокола, ...
подробнее

Сырдон

      Сырдон, герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы. Когда Сырдон подрос, он покинул подводную страну и пришёл к нартам. Узрев в нём что-то дьявольское, хитрое, нарты не ...
подробнее

Аттий-Навий

         Аттий Навий - в римской мифологии учёнейший жрец-авгур. Сын простого крестьянина, который, убедившись в необыкновенных способностях Атий Навий к толкованию воли богов по поведению ...
подробнее

Гесер

Гесер, Гэсэр, персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар), мифологий монгольских народов, включая бурят (Абай Гесер хубун), а также ряда тюркских (салары, жёлтые уйгуры, тувинцы, алтайцы) и ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru