Фу-си, Пао-сй, Бао-си, в древнекитайской мифологии первопредок и культурный
герой. Имя Фу-си расшифровывают как «устроивший засаду на жертвенных животных»
или «поставляющий на кухню жертвенных животных». Предполагают, что первоначально
Фу-си был первопредком племён восточных и (предположительно аустронезийских,
район полуострова Шаньдун), которые представляли его, по-видимому, в облике
человеко-птицы. Первые упоминания о Фу-си в памятниках примерно 4 в. до
н. э. сообщают о ряде его культурных деяний; он научил людей охоте и рыболовству,
варить мясо; создал ба гуа
- восемь гадательных триграмм, изобрёл гусли, силки, рыболовные сети и
другие предметы; установил правила женитьбы. Фу-си приписывается и создание
иероглифической письменности, заменившей узелковое письмо.
Согласно относительно позднему преданию, Фу-си зачала его мать Хуа-сюй,
наступив на болоте грома - Лэйцзэ на след великана. Это предание,
вероятно, связано с распространённым на рубеже н. э. представлением о Фу-си
как о существе с телом змеи
и головой (или верхней частью туловища) человека, аналогичном прародительнице
Нюй-ва, которая, видимо, с этого
времени (возможно, под влиянием мифологии южных племен) стала считаться
его сестрой и одновременно женой. Однако в неофициальных апокрифических
сочинениях того времени сохраняются реликты его более древнего птичьего
облика.
Фу-си почитался в качестве божества востока, считалось, что он правит
под покровительством стихии дерева. В историзованной конфуцианской традиции
Фу-си - правитель, бывший у власти с 2852 по 2737 до н. э. Как государь
Фу-си известен также под именем Тай-хао. У него был помощник Гоу-ман.
На могильных рельефах первых веков н. э. Фу-си изображался обычно с циркулем
в одной руке и диском солнца в другой. Циркуль - символ круга, т. е. неба,
а солнце - воплощение мужского начала ян (см. Инь
и ян). В средневековом Китае Фу-си почитался как один из августейших
владык (см. Сань хуан), позднее также
в качестве одного из божественных патронов медицины.
Отзывы
Читайте также:
Лаэрт
Лаэрт,
в греческой мифологии отец Одиссея, внук
Кефала
— эпонима соседнего с Итакой острова Кефалления. Согласно «Одиссее», после
отплытия сына для участия в Троянской войне Лаэрт жил с небольшим числом
рабов в своём поместье вдали от города, ухаживая за садом и оплакивая пропавшего
без вести Одиссея. Возвратившегося после долгих странствий сына Лаэрт узнал
по шраму на ноге и после того, как Одиссей сумел перечислить деревья, некогда
подаренные ему Лаэртом Афина,
предвидя выступл ... подробнее
Юй
Юй,
Да Юй («великий Юй»), Ся Юй («сяский Юй»), в древнекитайской мифологии
культурный герой, усмиритель потопа. Существует предположение, что культ
Юя сложился в основном в бассейне реки Янцзы, т. к. многие деяния Юй связаны
с различными местностями в современных провинциях Чжэцзян и Сычуань (Д.
В. Деопик). Есть основания полагать, что этимологически имя Юй имеет отношение
к земноводным существам. Согласно мифу, Юй родился из тела своего отц ... подробнее
Дракула
Дракула - этот пополярный персонаж не обошел стороной и русские сказания,
появившись в своеобразном виде. (о европейском Дракуле см. здесь)
У Дракулы был исторический прототип — Влад Цепеш, который правил в
Мунтении, то есть Восточной Валахии (ныне — часть Румынии) в середине XV
века. Однако не станем литературный персонаж мерить соответствием или несоответствием
реальной истории: у него своя судьба. Дракула стал героем европейской литературы,
обрел вечную жизнь в перевоплощениях и благополучно дожил ... подробнее
Аретуса
АРЕТУСА, Аретуза, в греческой мифологии спутница Артемиды, нимфа, которую полюбил Алфей. подробнее
Далила
Далила, Делила [евр., возможно, «ниспадающие волосы», «кудри»; другие
попытки объяснения - от арабского dalla, «соблазнять», «кокетничать»; Далила
- укороченное теофорное имя, сходное с аккадским Daill Ishtar, «слава (краса,
великолепие) Иштар»], в ветхозаветном предании возлюбленная Самсона
из долины Сорек; выведав по наущению филистимлян, что неодолимая сила Самсона
скрыта в его волосах, усыпила его, велела остричь «семь кос головы его», ... подробнее