Хайк

Источник: http://myfhology.narod.ru

Хайк, Гайк (по народной этимологии, «исполин»), в армянской мифологии герой, первопредок - эпоним армян. Согласно древним представлениям, Хайк - астральный герой (в переводе Библии на армянский язык созвездие Орион названо Хайком), лучник-охотник божественного происхождения, великан, красавец. Хайк слыл также распорядителем времени: месяцы древнеармянского календаря считались сыновьями и дочерьми Хайка (о чём упоминает космограф 7 в. Анания Ширакаци). В эпосе, переданном Мовсесом Хоренаци (5 в.) и епископом Себеосом (7 в.), Хайк выступает героем, родоначальником армян. Когда после вавилонского столпотворения деспот Бэл (восходит к семитскому богу Белу), воцарившийся в Вавилоне, вознамерился подчинить себе всех людей на земле и стал требовать, чтобы его почитали как бога, Хайк воспротивился этому. После рождения у Хайка в Вавилоне сына Арменака он со своим потомством (включавшим около 300 мужчин) отправляется из Вавилона на север и поселяется на землях к юго-востоку от озера Ван. Построив у подножия одной горы дом, он оставляет его Кадмосу, сыну Арменака, а сам отправляется дальше на север. На горной равнине Харк («отцы») Хайка основывает селение Хайкашен («построенная Хайком»). Бэл требует от Хайка признать его власть и вернуться в Вавилон. Непреклонность Хайка вызывает гнев Бэла, и он со своими войсками является к дому Кадмоса. Хайк, извещённый внуком, выступает против полчищ Бэла. Туго натянув свой огромный («широкий, как озеро») лук, Хайк пронзает стрелой Бэла и обращает его войска в бегство. На месте сражения Хайка создаёт поселение Хайк, давшее название всей стране.
Образ Хайка нашёл отражение в искусстве и литературе. На высотах Норкского массива в Ереване поставлена бронзовая статуя Хайка (скульптор К. Нуриджанян). Хайку посвящена поэма А. Багратуни «Хайк-богатырь».
 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Баубо

           Баубо - в греческой мифологии жительница Элевсина, которая вместе с мужем не только радушно приняла у себя в доме Деметру, горестно искавшую дочь, и угостила её кикеоном (напитком), но и развеселила богиню не совсем пристойной болтовнёй и жестами (ср. историю служанки Ямбы, развеселившей Деметру в доме царя Келея в Элевсине и ставшую близкой к таинствам Деметры; В некоторых мифах Баубо считается  матерью   Триптолема, любимца Деметры (хотя чаще он — сын элев ...
подробнее

Эвмолп

Эвмолп, Евмолп, в греческой мифологии фракийский царь, сын Посейдона и Хионы (Paus. I 38, 2; Apollod. Ill 15, 4), пришедший на помощь Элевсину в войне с Афинами. Эвмолп остался в Элевсине и считался основателем элевсинских мистерий (в историческое время в Элевсине существовал жреческий род Эвмолпидов). По версии Гигина, Эвмолп был убит афинянами в этой войне, после чего Посейдон потребовал от Зевса убить молнией их царя Эрехфея ...
подробнее

Мафусаил

Мафусаил, в ветхозаветных преданиях один из патриархов, праотцев человечества (Быт. 5, 21-27), прославившийся своим долголетием («мафусаилов век»): он прожил 969 лет. Рассказывается, что Мафусаил сражался со злыми духами шеддим (ср. аккад. шеду); народная этимология его имени - «умерщвляющий мечом». Мафусаил доходил до «пределов земли», чтобы узнать от своего отца Еноха о предстоящем потопе и о спасении Ноя, внука Мафусаила (книга Еноха 111-112, ...
подробнее

Дор

Дор, Дорос, в греческой мифологии сын Эллина и нимфы Орсеиды, брат Ксуфа и Эола; получил от отца землю «против Пелопоннеса», жители которой были названы его именем — дорийцы (Apollod. I 7, 3). По другой версии мифа, Дор — сын Аполлона и Фтии, убитый (вместе с братьями Лаодоком и Полипойтом) Этолом, сыном Эндимиона, в борьбе за землю, названную потом Этолией.    
подробнее

Прет

Прет, в греческой мифологии царь Тиринфа в Арголиде, сын Абанта, брат-близнец Акрисия, отец Претид (Лисиппы, Ифианассы и Ифинои) и Мегапента (Apol-lod. II 2, 1-2). Прет и Акрисий враждовали уже в чреве матери (вариант: Акрисий возненавидел брата после того, как тот соблазнил его дочь Данаю, II 4, 1). После смерти отца братья стали бороться за царскую власть в Арголиде. В этой борьбе Прет потерпел поражение и бежал к ликийскому царю Иобату (вариант: к А ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru