Хетель и Хильда, Хедин и Хильд ( др.-исл.
«мехом одетый воин»; средневерхненем. Hilde, др.-исл. Hildr, «битва», Hildr
- имя валькирии), персонажи
германо-скандинавского мифо-эпического сказания. Оно известно из немецкого
эпоса «Кудрун» (нач. 13 в.), исландской скальдической поэзии («Песнь в
честь Рагнара Кожаные Штаны» скальда Браги), «Младшей Эдды», «Деяний датчан»
Саксона Грамматика и некоторых других источников.
Конунги Хёгни и Хедин побратались после того,
как испытали силы друг друга и сочли себя в равной мере могучими. В отсутствие
Хёгни Хедин похищает его дочь Хильд с её согласия. Отец отправляется в
погоню и настигает беглецов на острове. Хильд предпринимает попытку примирить
мужчин (больше для видимости), но не достигает успеха. В схватке гибнут
и Хедин, и Хёгни, а вместе с ними и все их дружинники. Однако на следующую
ночь Хильд с помощью колдовства пробуждает всех погибших, и они возобновляют
бой, длящийся до утра. И эта борьба будет происходить еженощно, вплоть
до конца света.
По толкованию немецкого учёного Ф. Р. Шредера, сказание связано с широко
распространённым обычаем похищения невесты. Он считает, что героический
эпос возник на основе мифа и реконструирует этот миф. Хёгни (Хаген) - один
из древнейших персонажей германских героических сказаний, в мифе фигурировал
в качестве демона смерти. Он похитил Хильд, первоначально являвшуюся богиней
плодородия, а юный бог Хедин её освободил. Хедин воспитан Одином. Мотивы
побратимства Хёгни и Хедина, равно как и возобновляющейся битвы погибших
воинов. Шредер считает вторичными, привнесёнными в германский (первоначальный)
эпос на скандинавском севере. Хьяднинги, отряд Хедина, - боевой мужской
союз, стоявший под властью и покровительством Одина.
Но Один выступает и на стороне демона Хёгни, даруя сражающимся одновременно
и непобедимость, и гибель. Героический эпос о Хетель и Хильде возник, по
Шрёдеру, путём перетолкования мифа: миф и культ оптимистичны (бог Хедин
побеждает демона - похитителя Хильд и освобождает деву), тогда как героические
эпические песни проникнуты мрачным трагизмом (погибают и Хедин, и Хаген,
а демонизированная Хильд пробуждает павших бойцов к новой битве). В отличие
от Шрёдера, другой немецкий учёный К. фон Зе полагает, что в скандинавской
версии произошла «последующая мифологизация» германских героических сказаний.
Отзывы
Читайте также:
Кунье
Кунье,
герой поздней корейской мифологии. В основе образа Кунье — мятежник
периода политической раздробленности Кореи в 10 в. Рождение героя сопровождалось
чудесным событием: над домом, где ... подробнее
Симон маг
Симон маг (лат. Simon, от евр. chimon, «бог услышал»), Симон волхв,
в христианских преданиях самарийский чародей,
антагонист апостола
Петра. Согласно «Деяниям апостолов» (8, 9-24),
Симон маг, ... подробнее
Куллерво
Куллерво, в финской и карельской мифологии герой-мститель. Согласно
карельским и финским рунам, род Куллерво, сына Каллервы (Калевы),
был истреблён братом Каллервы Унтамо; уцелел один лишь ... подробнее
Пелей
Пелей, в греческой мифологии сын Эака,
отец Ахилла. Убив нечаянно своего сводного
брата Фока, Пелей должен был бежать с острова
Эгина и нашёл приют во Фтии у царя Эвритиона, который ... подробнее
Милэ
Милэ (кит. транскрипция санскр. имени Майтрея,
кор. Мирык, япон. Мироку), один из самых популярных святых в дальневосточном
буддизме. Милэ- носитель грядущего благого начала, процветания, ... подробнее