Хельги (др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской
мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее
архаического образа Хельги), Он - отец легендарного конунга из династии
Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной
дочерью; этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника».
В «Старшей Эдде» - три песни о Хельги («Первая песнь о Хельги,
убийце Хундинга», «Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Песнь о Хельги,
сыне Хьерварда»), причём во второй и первой песни Хельги - сын не Хьерварда,
а Сигмунда, т. е. брат Сигурда (результат
втягивания Хельги в цикл вёльсунгов - нибелунгов). Таким образом, в эддических
песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько Хельги, которые в «Старшей
Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и
расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о Хельги
- фрагменты более древних песней).
В центре внимания эддических песней о Хельги - его воинские подвиги
(их главные мотивы - родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется
покровительством валькирий - богатырских дев-воительниц, из их числа и
его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению Е.
М. Мелетинского, на происхождение сказаний о Хельги из богатырской сказки:
детство героя (по одной версии, раннее возмужание, по другой - запоздалое),
ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое даёт ему дух-хранитель
(у Хельги - это валькирия,
которая затем и защищает героя в битвах); героическое добывание невесты.
Хельги гибнет в бою с «кровными» врагами (по одной из песней, убийца Хельги
- сын убитого им конунга Хродмара, по другой - брат Сигрун); вслед за героем
гибнет и его возлюбленная Сигрун.
О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о Хельги предполагает,
что он - культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном
Тацитом («Германия», 39); возлюбленная Хельги - жрица, руководящая жертвоприношениями,
а убийство Хельги, совершаемое копьём Одина,
символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы.
Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной [две песни
о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Хельги и Сигрун) родились
вновь»] отражает, возможно, представления об эйнхериях -
павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых
битв.
Отзывы
Читайте также:
Али
Али - в мусульманской традиции мифологизированный образ двоюродного брата
и приёмного сына Мухаммада, женатого на
его дочери Фатиме. Исторический
Али был убит в 661. Начало его ... подробнее
Падмасамбхава
Падмасамбхава (санскр. «возникший из лотоса»),
Падмапжунба (тибет.), персонаж в буддийской мифологии Тибета.
В основе образа Падмасамбхавы — по-видимому, реальный человек, который ... подробнее
Мирина
Мирина, в греческой мифологии одна из амазонок,
одержавшая во главе своего войска множество побед. Она завоевала царство
атлантов, сражалась с горгонами.
Мирина завоевала Ливию, опустошала Аравию ... подробнее
Субхути
Субхути - в буддийской мифологии ученик Шакьямуни.
В основе образа Субхути, по-видимому, реальное историческое лицо. Субхути
упоминается в текстах всех основных направлений буддизма, но в ... подробнее
Нис
Нис, в греческой мифологии:
1) царь Мегары, сын Пандиона. Ему приписывается
постройка Нисеи - гавани Мегары. На голове Ниса рос пурпурный (вариант:
золотой) волос, от которого зависела его жизнь... подробнее