Хельги

Источник: http://myfhology.narod.ru

Хельги (др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаического образа Хельги), Он - отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной дочерью; этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» - три песни о Хельги («Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Песнь о Хельги, сыне Хьерварда»), причём во второй и первой песни Хельги - сын не Хьерварда, а Сигмунда, т. е. брат Сигурда (результат втягивания Хельги в цикл вёльсунгов - нибелунгов). Таким образом, в эддических песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько Хельги, которые в «Старшей Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о Хельги - фрагменты более древних песней).
В центре внимания эддических песней о Хельги - его воинские подвиги (их главные мотивы - родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется покровительством валькирий - богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению Е. М. Мелетинского, на происхождение сказаний о Хельги из богатырской сказки: детство героя (по одной версии, раннее возмужание, по другой - запоздалое), ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое даёт ему дух-хранитель (у Хельги - это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах); героическое добывание невесты. Хельги гибнет в бою с «кровными» врагами (по одной из песней, убийца Хельги - сын убитого им конунга Хродмара, по другой - брат Сигрун); вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун.
О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о Хельги предполагает, что он - культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном Тацитом («Германия», 39); возлюбленная Хельги - жрица, руководящая жертвоприношениями, а убийство Хельги, совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной [две песни о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Хельги и Сигрун) родились вновь»] отражает, возможно, представления об эйнхериях - павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв. 
 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Лазарь

1) Лазарь (от евр.«бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о ...
подробнее

Пура

    Яяти (др.-инд.), мифический царь индийской древности, сын Нахуши. От своей жены Деваяни и её служанки Шармиштхи Яяти. имел пятерых сыновей, в т. ч. Яду - родоначальника племени ядавов, в ...
подробнее

Хирон

см. астероид Хирон Хирон -  в греческой мифологии кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры, втайне от Реи сочетавшихся в браке. Хирон родился полуконём-получеловеком, так как Кронос, ...
подробнее

Ахалья

            Ахалья - в индийской мифологии супруга риши Гаутамы. По одному из мифов, однажды в отсутствие Гаутамы царь богов Индра явился в его обитель и соблазнил Ахалью, приняв облик её мужа ...
подробнее

Калипсо

Калипсо "могучая богиня", "богиня богинь", "так, что скрывает" - нимфа-гиада, дочь титанаАтланта и океанидыПлейоны (по другой версии, дочь Гелиоса и Персеиды). Гомер относит ее к старшему ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru