Хельги

Источник: http://myfhology.narod.ru

Хельги (др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаического образа Хельги), Он - отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной дочерью; этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» - три песни о Хельги («Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Песнь о Хельги, сыне Хьерварда»), причём во второй и первой песни Хельги - сын не Хьерварда, а Сигмунда, т. е. брат Сигурда (результат втягивания Хельги в цикл вёльсунгов - нибелунгов). Таким образом, в эддических песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько Хельги, которые в «Старшей Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о Хельги - фрагменты более древних песней).
В центре внимания эддических песней о Хельги - его воинские подвиги (их главные мотивы - родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется покровительством валькирий - богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению Е. М. Мелетинского, на происхождение сказаний о Хельги из богатырской сказки: детство героя (по одной версии, раннее возмужание, по другой - запоздалое), ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое даёт ему дух-хранитель (у Хельги - это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах); героическое добывание невесты. Хельги гибнет в бою с «кровными» врагами (по одной из песней, убийца Хельги - сын убитого им конунга Хродмара, по другой - брат Сигрун); вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун.
О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о Хельги предполагает, что он - культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном Тацитом («Германия», 39); возлюбленная Хельги - жрица, руководящая жертвоприношениями, а убийство Хельги, совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной [две песни о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Хельги и Сигрун) родились вновь»] отражает, возможно, представления об эйнхериях - павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв. 
 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Ван хай

Ван Хай (Хай) («князь Хай», «правитель Хай»), в древнекитайской мифологии герой — легендарный правитель племён иньцев. Имя его встречается в древнейших надписях на гадательных костях. В «Шань хай ...
подробнее

Эгиала

Эгиала, в греческой мифологии дочь (или внучка) Адраста, жена Диомеда (Apollod. I 8, 6). В отсутствие Диомеда, который был занят то в войне с Фивами, то в Троянской войне, Эгиала долго хранившая ...
подробнее

Дракула

Дракула - этот пополярный персонаж не обошел стороной и русские сказания, появившись в своеобразном виде. (о европейском Дракуле см. здесь) У Дракулы был исторический прототип — Влад Цепеш, ...
подробнее

Сиф

   Сиф в ветхозаветной традиции третий сын Адама и Евы, от которого происходят все народы. В Библии и послебиблейской иудаистической литературе Сиф появляется только эпизодически, но в ...
подробнее

Беллерофонт

              БЕЛЛЕРОФОНТ - в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского (у Гомера П. VI 152 след. — Коринф идентифицируется с городом Эфира) царя Главка (вариант: ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru