Хельги

Источник: http://myfhology.narod.ru

Хельги (др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаического образа Хельги), Он - отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной дочерью; этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» - три песни о Хельги («Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Песнь о Хельги, сыне Хьерварда»), причём во второй и первой песни Хельги - сын не Хьерварда, а Сигмунда, т. е. брат Сигурда (результат втягивания Хельги в цикл вёльсунгов - нибелунгов). Таким образом, в эддических песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько Хельги, которые в «Старшей Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о Хельги - фрагменты более древних песней).
В центре внимания эддических песней о Хельги - его воинские подвиги (их главные мотивы - родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется покровительством валькирий - богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению Е. М. Мелетинского, на происхождение сказаний о Хельги из богатырской сказки: детство героя (по одной версии, раннее возмужание, по другой - запоздалое), ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое даёт ему дух-хранитель (у Хельги - это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах); героическое добывание невесты. Хельги гибнет в бою с «кровными» врагами (по одной из песней, убийца Хельги - сын убитого им конунга Хродмара, по другой - брат Сигрун); вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун.
О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о Хельги предполагает, что он - культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном Тацитом («Германия», 39); возлюбленная Хельги - жрица, руководящая жертвоприношениями, а убийство Хельги, совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной [две песни о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Хельги и Сигрун) родились вновь»] отражает, возможно, представления об эйнхериях - павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв. 
 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Эрхий-мерген

Эрхий-мерген («стрелок Большой палец»), Тарбаган-мерген («стрелок-сурок»); в мифологии монголов и ойратов, иногда также тувинцев и алтайцев чудесный охотник-лучник, культурный герой. Он сбивает ...
подробнее

Медонт

Медонт, Meдон, в греческой мифологии:  1) побочный сын Оилея, командовавший отрядами Филоктета под Троей (пока тот находился на Лемносе) (Нот. II. II 716-728); погиб от руки Энея  2) глашатай ...
подробнее

Деянира

     Деянира, в греческой мифологии дочь Ойнея, царя Калидона (вариант: бога Диониса - Apollod. I 8, 1) и Алфеи, сестра Мелеагра, супруга Геракла. В юности Деянира научилась владеть оружием и ...
подробнее

Самуил

Самуил (евр.  «имя бога»?), в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение Самуила у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной, изливала свою ...
подробнее

Пигмалион

     Пигмалион  - герой греческих мифов. Жил одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своём уединении Пигмалион сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru