Хоу-цзи
(условно «государь просо», «государь зерно»), в древнекитайской мифологии
культурный герой, божественный прародитель чжоуского племени.
В наиболее архаических версиях преданий о Хоу-цзи рассказывается, что
его мать — девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле,
наступила на след великана,
зачала и родила Хоу-цзи (возможно, что след великана в первобытном мышлении
ассоциировался со следами представителей верхнего небесного мира или его
владыки, ср. рождение культурного героя Фу-си).
Согласно преданиям, ещё в детские годы Хоу-цзи любил, играя, сажать
коноплю и бобы. Став взрослым, он начал возделывать землю и собирать богатые
урожаи. Государь Яо пригласил Хоу-цзи на должность управителя земледелия.
По другим версиям, Хоу-цзи прославился при государях Шуне и Юе. Это явное
свидетельство того, что присоединение преданий о Хоу-цзи — прародителе
чжоусцев к рассказам о правлении идеальных государей племен ся и инь есть
явления более поздней исторической мифологии. При этой историзации, например,
исчезло и зафиксированное в «Шицзине» («Книге песен») и «Шань хай цзине»
(«Книге
гор и морей») представление о том, что Хоу-цзи получил семена злаков
из верхнего, небесного мира. По песням «Ши цзина» можно сделать вывод,
что в период засухи чжоусцы обращались к Х.-ц. с молениями так же, как
и к Верховному владыке — Шан-ди.
Трудясь над посевами злаков, Хоу-цзи умер у горы и был погребен на равнине
Дугуан неподалеку от небесной лестницы Цзяньму, по которой божества спускались
на землю.
Образ Хоу-цзи, по своей сути культурного героя, научившего людей сеять
злаки, близок образу Шэнъ-нуна. По всей
вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а об-раз Хоу-цзи
сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому
земледелию. В древних легендах искусными земледельцами называются также
сын Хоу-цзи по имени Буку, брат Хоу-цзи — Тай-си и сын Тай-си — Шу-цзюнь,
который предложил использовать быков для пахоты. В этих преданиях, по-видимому,
отразились представления о целом роде земледельцев, образовавшемся среди
чжоуского племени.
Отзывы
Читайте также:
Урызмаг
Урызмаг, Уразмёг, герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат
Хамыца. Отцом Урызмага был Ахсартаг,
матерью - Дзерасса. Когда Урызмаг возмужал, он женился на красавице Эльде
из рода Алагата. Вскоре подросла сестра Урызмага Сатана,
которая решила выйти замуж за него, ей удалось хитростью добиться этого.
У них появилось 17 сыновей, из которых 16 погибло от руки Урызмага; семнадцатый,
отданный на воспитание к Донбеттыру, также был убит. Урызмаг - постоянный ... подробнее
Семела
Семела,
в греческой мифологии фиванская царевна, дочь Кадма
и Гармонии. Полюбивший
Семелу Зевс спускался к
ней с Олимпа под покровом ночи.
Охваченная ревностью, Гера
внушила Семеле мысль попросить Зевса явиться к ней во всём своём божественном
величии. Тот, представ перед ней в сверкании молний, испепелил огнём смертную
Семелу и её спальню. Недоношенного Семелой шестимесячного ребёнка Зевс
выхватил из пламени и зашил в своё бедро (Hes. Theog. 940-942;
Eur. B ... подробнее
Ино
Ино, в греческой мифологии одна из дочерей Кадма,
вторая супруга беотийского царя Афаманта,
мачеха Геллы и Фрикса (пыталась
их погубить, поэтому они бежали от её преследований в Колхиду).
Ино вместе с Афамантом взяла на воспитание младенца Диониса,
сына своей погибшей сестры Семелы, и всюду
провозглашала его божественность. За это ревнивая Гера
наслала безумие на супругов: Афамант убил одного из своих сыновей, а Ино,
спасая другого сына Меликерта, бросилась
с ним в море, где была превращена в благ ... подробнее
Пирифой
Пирифой, Пиритой, в греческой мифологии царь
лапифов, сын Иксиона
и Дии (Apollod. I 8, 2; вариант:
Зевса
и Дии, Нот. II. II 741). С именем Пирифоя связан ряд мифов. На свадьбе
Пирифоя и Гипподамии произошла битва
лапифов с кентаврами. Полипойт,
сын от брака Пирифоя и Гипподамии, один из претендентов на руку
Елены.
Пирифой - участник калидонской охоты, куда прибыл вместе
с Тесеем. Дружба с Тесеем была неразрывной.
Пирифой помог Тесею пох ... подробнее
Арен
Арен, в корейской мифологии женский персонаж из мифа о Пак Хёккосе, основателе
древнего корейского государства Силла. Рассказ об Арен сохранился в разных
версиях в «Самгук саги» и «Самгук юса». Согласно «Самгук саги», Арен появилась
на свет из правого бока (рёбер?) дракона,
спустившегося в колодец Арен на пятом году правления Пак Хёккосе (53 до
н. э.). Девочку взяла на воспитание пожилая женщина и дала ей имя по названию
колодца. По более развёрнутой ... подробнее