Хоу-цзи

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
Хоу-цзи (условно «государь просо», «государь зерно»), в древнекитайской мифологии культурный герой, божественный прародитель чжоуского племени.
В наиболее архаических версиях преданий о Хоу-цзи рассказывается, что его мать — девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле, наступила на след великана, зачала и родила Хоу-цзи (возможно, что след великана в первобытном мышлении ассоциировался со следами представителей верхнего небесного мира или его владыки, ср. рождение культурного героя Фу-си).
Согласно преданиям, ещё в детские годы Хоу-цзи любил, играя, сажать коноплю и бобы. Став взрослым, он начал возделывать землю и собирать богатые урожаи. Государь Яо пригласил Хоу-цзи на должность управителя земледелия. По другим версиям, Хоу-цзи прославился при государях Шуне и Юе. Это явное свидетельство того, что присоединение преданий о Хоу-цзи — прародителе чжоусцев к рассказам о правлении идеальных государей племен ся и инь есть явления более поздней исторической мифологии. При этой историзации, например, исчезло и зафиксированное в «Шицзине» («Книге песен») и «Шань хай цзине» («Книге гор и морей») представление о том, что Хоу-цзи получил семена злаков из верхнего, небесного мира. По песням «Ши цзина» можно сделать вывод, что в период засухи чжоусцы обращались к Х.-ц. с молениями так же, как и к Верховному владыке — Шан-ди. Трудясь над посевами злаков, Хоу-цзи умер у горы и был погребен на равнине Дугуан неподалеку от небесной лестницы Цзяньму, по которой божества спускались на землю.
Образ Хоу-цзи, по своей сути культурного героя, научившего людей сеять злаки, близок образу Шэнъ-нуна. По всей вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а об-раз Хоу-цзи сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому земледелию. В древних легендах искусными земледельцами называются также сын Хоу-цзи по имени Буку, брат Хоу-цзи — Тай-си и сын Тай-си — Шу-цзюнь, который предложил использовать быков для пахоты. В этих преданиях, по-видимому, отразились представления о целом роде земледельцев, образовавшемся среди чжоуского племени.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Сатаней-Гуаша

Сатаней-Гуаша, центральный персонаж абхазского нартского эпоса, прародительница и глава большого нартского семейства; мать ста братьев-нартов и их единственной сестры Гунды-красавицы. В древнейших ...
подробнее

Бавкида

           Бавкида, греч. — жена Филемона; супруги отличились тем, что впустили в дом неизвестных странников, которых никто в их селении не пустил на ночлег, когда они униженно просились. Это ...
подробнее

Эпигоны

Эпигоны (греч. «потомки»), в греческой мифологии сыновья вождей, выступивших в поход против Фив и погибших под стенами этого города (см. Семеро против Фив). Эпигоны отправляются в новый поход на ...
подробнее

Филира

Филира - в греческой мифологии, одна из любимых нимф   Кроноса, мать кентавра    Хирона. Опасаясь ревности своей супруги Реи, Кронос превратил Филиру в кобылу. Филира наряду с Хироном являлась ...
подробнее

Ифигения

Ифигения, в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитеместры. Когда греческий флот, направлявшийся под Трою, задержался в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра, жрец Калхант ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru