Хоу-цзи
(условно «государь просо», «государь зерно»), в древнекитайской мифологии
культурный герой, божественный прародитель чжоуского племени.
В наиболее архаических версиях преданий о Хоу-цзи рассказывается, что
его мать — девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле,
наступила на след великана,
зачала и родила Хоу-цзи (возможно, что след великана в первобытном мышлении
ассоциировался со следами представителей верхнего небесного мира или его
владыки, ср. рождение культурного героя Фу-си).
Согласно преданиям, ещё в детские годы Хоу-цзи любил, играя, сажать
коноплю и бобы. Став взрослым, он начал возделывать землю и собирать богатые
урожаи. Государь Яо пригласил Хоу-цзи на должность управителя земледелия.
По другим версиям, Хоу-цзи прославился при государях Шуне и Юе. Это явное
свидетельство того, что присоединение преданий о Хоу-цзи — прародителе
чжоусцев к рассказам о правлении идеальных государей племен ся и инь есть
явления более поздней исторической мифологии. При этой историзации, например,
исчезло и зафиксированное в «Шицзине» («Книге песен») и «Шань хай цзине»
(«Книге
гор и морей») представление о том, что Хоу-цзи получил семена злаков
из верхнего, небесного мира. По песням «Ши цзина» можно сделать вывод,
что в период засухи чжоусцы обращались к Х.-ц. с молениями так же, как
и к Верховному владыке — Шан-ди.
Трудясь над посевами злаков, Хоу-цзи умер у горы и был погребен на равнине
Дугуан неподалеку от небесной лестницы Цзяньму, по которой божества спускались
на землю.
Образ Хоу-цзи, по своей сути культурного героя, научившего людей сеять
злаки, близок образу Шэнъ-нуна. По всей
вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а об-раз Хоу-цзи
сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому
земледелию. В древних легендах искусными земледельцами называются также
сын Хоу-цзи по имени Буку, брат Хоу-цзи — Тай-си и сын Тай-си — Шу-цзюнь,
который предложил использовать быков для пахоты. В этих преданиях, по-видимому,
отразились представления о целом роде земледельцев, образовавшемся среди
чжоуского племени.
Отзывы
Читайте также:
Мирина
Мирина, в греческой мифологии одна из амазонок,
одержавшая во главе своего войска множество побед. Она завоевала царство
атлантов, сражалась с горгонами.
Мирина завоевала Ливию, опустошала Аравию ... подробнее
Пандавы
Пандавы (др.-инд. pandavas), главные герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата»,
пять сыновей царя Панду: Юдхиштхира,
Бхима,
Арджуна,
Накула
и Сахадева. Панду лишь номинально считался
отцом ... подробнее
Котхаджи
Котхаджи,
в поздней корейской мифологии лучник. Согласно преданию, записанному в
«Самгук юса», в конце 9 в. из корейского государства Силла в Китай было
отправлено посольство, которое застал шторм ... подробнее
Алоады
Алоады - в греческой мифологии два брата От и Эфиальт,
сыновья
Ифимедии
и Посейдона (или
внуки Посейдона — дети его сына Алоея). Славились непомерной силой
и гигантским ростом, ... подробнее
Эпопей
Эпопей
, в греческой мифологии:
1) царь Сикиона, сын Алоэя (вариант: Посейдона
и Канаки; внук Гелиоса.
Эпопей приютил бежавшую от гнева отца фиванского царя НиктеяАнтиопу
- мать детей Зевса, ... подробнее