Хоу-цзи

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
Хоу-цзи (условно «государь просо», «государь зерно»), в древнекитайской мифологии культурный герой, божественный прародитель чжоуского племени.
В наиболее архаических версиях преданий о Хоу-цзи рассказывается, что его мать — девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле, наступила на след великана, зачала и родила Хоу-цзи (возможно, что след великана в первобытном мышлении ассоциировался со следами представителей верхнего небесного мира или его владыки, ср. рождение культурного героя Фу-си).
Согласно преданиям, ещё в детские годы Хоу-цзи любил, играя, сажать коноплю и бобы. Став взрослым, он начал возделывать землю и собирать богатые урожаи. Государь Яо пригласил Хоу-цзи на должность управителя земледелия. По другим версиям, Хоу-цзи прославился при государях Шуне и Юе. Это явное свидетельство того, что присоединение преданий о Хоу-цзи — прародителе чжоусцев к рассказам о правлении идеальных государей племен ся и инь есть явления более поздней исторической мифологии. При этой историзации, например, исчезло и зафиксированное в «Шицзине» («Книге песен») и «Шань хай цзине» («Книге гор и морей») представление о том, что Хоу-цзи получил семена злаков из верхнего, небесного мира. По песням «Ши цзина» можно сделать вывод, что в период засухи чжоусцы обращались к Х.-ц. с молениями так же, как и к Верховному владыке — Шан-ди. Трудясь над посевами злаков, Хоу-цзи умер у горы и был погребен на равнине Дугуан неподалеку от небесной лестницы Цзяньму, по которой божества спускались на землю.
Образ Хоу-цзи, по своей сути культурного героя, научившего людей сеять злаки, близок образу Шэнъ-нуна. По всей вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а об-раз Хоу-цзи сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому земледелию. В древних легендах искусными земледельцами называются также сын Хоу-цзи по имени Буку, брат Хоу-цзи — Тай-си и сын Тай-си — Шу-цзюнь, который предложил использовать быков для пахоты. В этих преданиях, по-видимому, отразились представления о целом роде земледельцев, образовавшемся среди чжоуского племени.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Дидона

Дидона (Dido), Элисса, в римской мифологии царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракла Акербаса или Сихея, которого убил брат Дидоны Пигмалион, чтобы захватить его ...
подробнее

Немрут

Немрут, в армянской мифологии иноземный царь, вторгшийся в Армению. Чтобы возвеличить себя, Немрут воздвиг на вершине горы великолепный дворец необычайной высоты. Решив убить бога, чтобы занять его ...
подробнее

Цзянь-ди

 Цзянь-ди, в древнекитайской мифологии мать первопредка иньцев Се. Цзянь-ди была второй женой мифического государя Ди-ку. Согласно преданию, зафиксированному в «Люй-ши чунь-цю» («Вёсны и Осени ...
подробнее

Цан-дзе

   Цан-цзе, в древнекитайской мифологии культурный герой, сподвижник Хуан-ди (по другим версиям, Фу-си, Шэнъ-нуна). Имел четыре глаза (на древних рельефах и средневековых гравюрах по два глаза ...
подробнее

Эвриал

Эвриал, в греческой мифологии:  1) сын Мекистея, правнук Бианта, участник Троянской войны. Прибыл под Трою на аргосских кораблях под предводительством Диомеда. Искусный кулачный боец (Нош. П...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru