Христофор

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Христофор (греч, букв. «христоносец», лат. Christophorus, Christoferus), в христианских преданиях мученик, пострадавший ок. 250 в Ликии при императоре Деции; последующая традиция подвергает его образ сильной мифологизирующей стилизации. Согласно преданию, Христофор был выходцем из земли хананейской и отличался гигантским ростом и могучим телосложением. Первоначально звался Репрев (греч. ср. лат. Reprobus, «отверженный», «осуждённый», «дурной»); будучи крещён антиохийским епископом - мучеником Вавилой, получил имя Христофор. Некоторые источники (напр., поэма Вальтера Шпейерского, 10 в.) указывают на чудесные обстоятельства его крещения, ниспосланного с небес и произошедшего при посредстве источённой облаком влаги; оно сопровождалось знамением: сухой посох Христофора расцвел (ср. ветхозаветное предание о жезле Аарона, Чис. 17). Его проповедническая деятельность, отмеченная чудесами (напр., ангел прикасается к устам Христофора, и он, не знавший дотоле по-гречески, проповедует жителям Ликии на этом языке; ср. священную глоссолалию апостолов, Деян. 2, 4-12), навлекает на него ненависть императора Деция, гонителя христиан. Подвергнув Христофора ужасным пыткам, Деций приказывает обезглавить мученика, чьё тело уже пронзили многочисленные стрелы. Позднейшие западные версии, в которых преследователь Христофора выступает под именем Дагнус, повествуют о том, как приобщение крови святого исцеляет императора от внезапной слепоты и обращает его на путь истинной веры.
Древние предания (как восточные, так и западные) говорят о Христофоре как псоглавце. Многие версии называют его уроженцем страны кинокефалов и антропофагов (иногда отождествляемой с Ханааном); при этом предполагается, что, приняв крещение, он вместе с новым именем обретает и человеческий облик. Другие источники объясняют его псоглавость чудом, которое бог совершил по его молитве и дабы сделать проповедь его убедительной для язычников (ср. позднюю кипрскую легенду, согласно которой Христофор испросил себе собачью голову, дабы не прельщать своей красотой поселянок). Православная иконографическая традиция удерживает образ Христофора-Кинокефала ещё на протяжении многих веков (впрочем, наряду с этим типом, византийская иконография знает и антропоморфный тип Христофора-воина). Напротив, для западной иконографии определяющими становятся мотивы, получившие распространение благодаря «Золотой легенде» Иакова Ворагинского.
Согласно версии, представленной в «Золотой легенде», Христофор, простодушный великан и храбрец, ищет самого могущественного и великого властелина, чтобы поступить к нему на службу. Но он покидает службу у царя, который боится дьявола, и предлагает свои услуги последнему; обнаружив же, что дьявол трепещет при виде креста, вступает на путь служения Иисусу Христу (поиски того, кто сильнее всех, начинающиеся с ничтожно малого и постепенно приводящие к богу, - распространённый фольклорный мотив; ср. легенду об Аврааме). По совету некоего отшельника берётся переносить путников через речной поток, желая послужить этим богу. Однажды его просит переправить через реку ребёнок. Дойдя до середины брода, Христофор ощущает на своих плечах невыносимую тяжесть, ему представляется, что он несёт не младенца, а целый мир. Ребёнок, оказывающийся Христом, объясняет ему, что он держит не только весь мир, но и того, кто сотворил этот мир (в основании легенды лежат два уравновешивающих друг друга парадокса: могущественнейший властелин, которому служит Христофор, оказывается младенцем, воплощением слабости и беззащитности; с другой стороны, этот младенец весомее и значительнее всей вселенной).
Начиная с 12 в. этот сюжет оказывает огромное влияние на западную иконографию, неизменно изображающую Христофора с младенцем Христом в момент переправы через реку (рельеф капители колонны в церкви святого Христофора в Рио May, Португалия, 12 в.; миниатюра в Псалтири 12 в. из Вестминстерского аббатства, Лондон, Британский музей; картины К. Массиса, Христофор Босха, Пинтуриккьо; гравюры А. Дюрера, И. Аммана и др.), и отчасти на православную. С именем Христофора, покровителя путников, моряков, врачебного искусства и пр., связано следующее поверье: достаточно увидеть его изображение, чтобы в этот день не подвергнуться внезапной смерти. В 16 и 17 вв. чеканились монеты с изображением Христофора (дукат и талер), также служившие амулетами. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка - герой русского эпоса. Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных лет» под 992 годом. Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть б ...
подробнее

Йионг

 Йионг, в мифологии и фольклоре народа банар (мон-кхмерская группа) во Вьетнаме эпический богатырь. Предполагают, что имя Йионг связано с именем мифологического героя вьетов Зяунга; в сюжетах преданий об этих героях имеется сходство. Йионг победил чудесного тигра и женился на лаосской красавице. Его победоносная война с врагами лаосцев принимает вид борьбы за похищенную жену - мотив, характерный для ранних эпических памятников. Йионг сражался с врагами с помощью волшебных средств не только на земле, ...
подробнее

Амфиктион

              Амфиктион - в греческой мифологии сын Девкалиона и Пирры, женатый на дочери царя Аттики Краная. Вначале Амфиктион царствовал в Фермопилах, а потом сверг своего тестя и в течение двенадцати лет   правил   Афинами. В правление Амфиктиона Афины посетил Дионис и некоторое время гостил в его доме. Существует легенда, что именно Амфиктион посвятил город богине Афине и дал ему имя — Афины (до этого он назывался Краная). Впоследс ...
подробнее

Омфала

     Омфала, в греческой мифологии царица Лидии, вдова Тмола (сына Тантала), к которой по приказанию дельфийского оракула в наказание за убийство Ифита был отдан в рабство Геракл на год(вариант: на три года; Apollod. II 6, 2-3; Hyg. Fab. 32). По прихоти Омфалы Геракла наряжали в женские одежды, и он вместе со служанками прял шерсть и выполнял домашние работы, сама же Омфала облачалась в львиную шкуру и носила палицу героя. ...
подробнее

Хэбуру

   Хэбуру, Пуру, в корейской мифологии правитель страны Пуё. Имеется несколько версий мифа. Хэбуру считается сыном Тангуна рожденным от дочери божества Западной реки и будто бы приходится единокровным братом Чумону. Позже Хэбуру стал правителем Северного Пуё. До старости Хэбуру бездетен. Он молил духов гор и рек о наследнике. Однажды Хэбуру подъехал к озеру Конён и увидел на берегу большой камень, источавший слезы. Когда перевернули камень, под ним нашли дитя, похожее на лягушонка, которое отлив ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru