Хуан-ди («жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в
древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Хуан-ди как «жёлтый
государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического
сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь»,
«августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ,
Ду Эр-вэя). Вместе с тем Хуан-ди считался олицетворением магических сил
земли, отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения,
что Хуан-ди связан с тотемами медведя
(Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона»
(Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха»,
«драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро,
культ Хуан-ди первоначально сложился у рода Чэнь, где Хуан-ди почитался
в качестве драконо-подобного божества грома. В различных описаниях Хуан-ди
в сочинениях рубежа н. э. есть черты, роднящие его с драконом, как одним
из основных тотемов предков китайцев.
Считается, что родовой фамилией Хуан-ди была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань
(от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован
один из подвигов Хуан-ди - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако,
видят здесь связь с астральными представлениями о Хуан-ди как о созвездии,
напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Хуан-ди
был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Хуан-ди был
высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный
рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Хуан-ди
может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной
для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Хуан-ди, возможно,
указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой
шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся
к 6 в. до н. э., Хуан-ди- один из пяти богов, правителей сторон света -
божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь
произошла контаминация образа первопредка Хуан-ди. с образом безымянного
верховного владыки Шан-ди.
Одновременно земная столица Хуан-ди как верховного божества стала локализоваться
в священных горах Куньлунь.
Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья
и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы,
мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось,
что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция
связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна
по определению лекарственных свойств растений
и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего
Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Хуан-ди о внутреннем»). Согласно
мифологическим преданиям, сподвижник Хуан-ди по имени Цан-цзе
изобрёл иероглифическую письменность, а Жун
Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Хуан-ди первый установил
различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.).
Хуан-ди был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех
правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях,
все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди
(по некоторым версиям, брат Хуан-ди) не пожелал подчиниться. Тогда Хуан-ди.
собрал тигров, барсов, медведей
и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Хуан-ди вышел
победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война
между дождём, водой и огнём (Хуан-ди - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю»
- «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие
мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался
лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого
Хуан-ди победил в битве при Чжолу и казнил.
Хуан-ди никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для
посевов, прокладывал дороги. Хуан-ди женился на Лэй-цзу,
которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо
и Чан-и. Всего от разных жён у Хуан-ди было 25 сыновей, 14
из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Хуан-ди
почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто
бы с 2698 по 2598 до н. э. С Хуан-ди как с первого «реального» правителя
начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам,
Хуан-ди жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь)
и феникс (фэнхуан) - знак мудрого
правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические суждения»)
Ван Чуна, 1 в. н. э.], Х.-д. в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань
и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон.
Хуан-ди ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским
версиям, Хуан-ди постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе.
Сподвижники Хуан-ди стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься,
но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Хуан-ди погребён
на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле
погребена лишь одежда Хуан-ди, которая осталась после того, как он, сделавшись
бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу,
1 в. н. э.). В средние века даосы почитали Хуан-ди как одного из зачинателей
своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе
Хуан-ди чтили как божество планеты Земля
(или Сатурн), как бога - покровителя
портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов
медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).
Отзывы
Читайте также:
Пуруравас
Пуруравас, в индуист-ской мифологии первый царь Лунной династии,
сын Илы и Будхи. Миф о Пуруравасе и Урваши,
являющийся вариантом мотива любви смертного к богине, отражен в «Ригведе»
(X 95), ... подробнее
Авгий
Авгий - в греческой мифологии царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса
(варианты: Посейдона,
Эпея,
Форбанта) и Гирмины. Авгий
владел подаренными ему отцом бесчисленными стадами... подробнее
Бхиригу
Бхиригу (др.-инд. «пылать», «сиять»), в ведийской и индуистской мифологии
мудрец, один из семи великих риши. В «Ригведе» имя Бхиригу употребляется
во множественном числе и означает ... подробнее
Лавиния
Лавиния (Lavinia), в римской мифологии дочь царя Латина
и Аматы. По желанию Аматы была помолвлена
со своим двоюродным братом Турном. Однако, повинуясь предсказанию
оракула, отец решил отдать её в ... подробнее
Бунг
БУНГ, в мифологии народов ма и срэ (мон-кхмерская группа), а также у соседних индонезийских по языку народов на юге Вьетнама культурный герой. Он сын двух первых обитателей земли, ... подробнее