Цвицв («стружка»), один из центральных героев поздних сказаний абхазской
версии нартского эпоса; сын нарта Куна и сестры
ацанов (карликов) Зилхи, воспитанник Сатаней-Гуаши (в отдельных
вариантах Цвицв - самый младший брат нартов,
иногда - старший брат). Оскорблённая мужем Зилха разрезала своё чрево и
извлекла из него недоношенного ребёнка, это и был Цвицв; оставив его в
семье нартов, она вернулась к родным. Нарты назвали его Цвицв потому, что
он с детства целыми днями сидел у очага и строгал палочки. Прикидываясь
в дневное время никчёмным дураком, Цвицв ночами выезжал на коне, тайно
сопровождал нартов в их походах, оказывая им помощь в самые трудные моменты;
храбрейшие из нартов, в т. ч. и Сасрыква, были обязаны Цвицву многими своими
победами. Чтобы скрыть от нартов героические деяния, Цвицв окрашивал своё
лицо, волосы, одежду, коня с одной стороны в белый цвет, с другой - в чёрный
(отсюда его прозвище Бжейкуа-Бжашла, «получёрный-полуседой»).
Главнейший из его подвигов - взятие крепости Баталакла (по другим вариантам
- Гвинтвинт), которую тщетно осаждал Сасрыква. По одним вариантам, нарты
зарядили неузнанным ими Цвицв пушку (или пустили его в качестве стрелы
из лука) и выстрелили в крепостную стену. Пробив стену, Цвицв попадает
в глубокую яму, заблаговременно вырытую защитниками крепости. По другим
вариантам, нарты перебрасывают Цвицва, покрытого густым слоем пихтовой
смолы, через крепостную стену. Он выбирается из засады с помощью меча
(или чудесного ножа, который был подарен ему в начале его
жизненного пути матерью). Брёвна, которыми защитники крепости забрасывали
Цвицва в яме, ударившись об остриё меча, переламывались надвое, а камни
отлетали в сторону. Подымаясь по этим камням и брёвнам всё выше, Цвицв
выбрался наверх, расправился с врагами и открыл ворота крепости нартам.
Уступив все захваченные богатства нартам и оставшись неизвестным, Цвицв
вернулся домой.
Типологически Цвицв близок адыгскому Патразу и осетинскому
Батрадзу.
Отзывы
Читайте также:
Трос
Трос, Трой, в греческой мифологии внук Дардана,
сын Эрихтония, основатель и первый
царь Трои. От брака с Каллироей,
дочерью Скамандра, имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда
(Apollod. Ill 12, 1-3; по другой версии мифа, основателем Трои был сын
Троса Ил, от имени которого другое название Трои - Илион).
подробнее
Прет
Прет, в греческой мифологии царь Тиринфа в Арголиде, сын Абанта,
брат-близнец Акрисия, отец Претид (Лисиппы,
Ифианассы и Ифинои) и Мегапента (Apol-lod. II 2, 1-2). Прет и Акрисий враждовали
уже в чреве матери (вариант: Акрисий возненавидел брата после того, как
тот соблазнил его дочь Данаю, II 4, 1).
После смерти отца братья стали бороться за царскую власть в Арголиде. В
этой борьбе Прет потерпел поражение и бежал к ликийскому царю Иобату
(вариант: к А ... подробнее
Нахуша
Нахуша (санскр. Nahusa), мифический древнеиндийский царь, сын Аюса,
внук Пурураваса и отец Яяти.
Легенда о Нахуше, возвеличивающая брахманов, несколько раз с небольшими
вариациями рассказана в «Махабхарате» и пуранах. Нахуша прославился аскетическими
подвигами, и когда Индра после
победы над Вритрой искупал грех
убийства брахмана, Нахуша занял на небе его место царя богов. Однако в
своём высокомерии Нахуша не только возжелал жену Индры Шачи,
но и принуждал святых риши ... подробнее
Хрейдмар
Хреидмар (др.-исл. Hreidmar), в скандинавской мифологии хозяин двора, у
которого заночевали боги Один,
Хёнир и Локи, «могущественный
человек, изрядно сведущий в колдовстве» («Младшая Эдда»); отец Отра, Регина
и Фафнира, получивший выкуп
от Локи. подробнее
Анхис
АНХИС - в греческой и римской мифологиях отец Энея. Когда Анхис пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась пленённая его красотой Афродита, выдавшая себя за дочь фригийского царя Отрея. Сблизившись с Анхисом, богиня открыла ему, что родит от него славного героя Энея, но запретила разглашать тайну их брака. Однако Анхис во время пирушки с друзьями нарушил запрет и был за это сражён молнией Зевса (по древнейшему варианту, очевидно, насмерть, т. к. «Илиада», ... подробнее