Цзян-тайгун, Цзян Цзы-я, Люй Шан, Люй Ван,
Тайгун Ван, тайгун, в древнекитайских мифологических преданиях мудрый советник.
По популярной версии легенды, князь Вэнь-ван (основатель династии
Чжоу) однажды, собираясь на охоту, обратился к астрологу
с просьбой совершить гадание - удачной ли будет охота. Ответ был таков:
«Когда ты будешь охотиться на южном берегу реки Вэй, получишь крупную добычу.
Это будет не дракон, не тигр
и не медведь... Небо подарит тебе наставника». По другому варианту, Небесный
государь явился Вэнь-вану во сне и сказал, что дарует ему советника. Вэнь-ван
отправился к реке Вэй и встретил там старца, удившего рыбу.
Вэнь-ван побеседовал с ним и воскликнул: «Вы действительно тот самый человек,
появление которого предрекал мой отец, я давно уже вас жду». Он усадил
мудреца в свою колесницу, сам сел на место кучера и повёз к себе, дал ему
титул тайгун («великий князь») и прозвище Ван («долгожданный» или «смотрящий
вдаль»). Согласно древнему апокрифическому преданию, Цзян-тайгун, сев в
колесницу, повелел Вэнь-вану самому впрячься и везти её. Тот осилил лишь
800 шагов, что вызвало горестный вздох мудреца, разъяснившего Вэнь-вану,
что сколько он сделал шагов, столько лет и будет править его династия.
По одной из легенд, Вэнь-ван сперва назначил Цзян-тайгуня правителем небольшого
городка Гуаньтань, где он сделал покорным даже ветер. Тогда князь назначил
Цзян-тайгуня главнокомандующим войсками (Гань Бао, 4 в. н.
э.) и стал одерживать над иньцами одну победу за другой. Образ Цзян-тайгуня
чрезвычайно популярен и в средневековых мифологических сказаниях, связанных
с фантастической эпопеей 16 в. «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов»).
Там Цзян-тайгуну отведена особая роль бога богов, который по приказу Верховного
Небесного владыки назначает всех богов и духов на соответствующие должности.
По поздним народным легендам, Цзян-тайгун не позаботился только о себе
самом и, когда явился в Небесный дворец с просьбой к Юй-ди,
то оказалось, что вакансий уже нет, и государь повелел Цзян-тайгуню сидеть
не на троне, а на уголке глинобитной стены. В народных же верованиях Цзян-тайгун,
помогший некогда своему князю разгромить последнего правителя династии
Инь тирана Чжоу Синя и завоевать всю страну, превратился в могущественнейшего
мага, заклинателя злых духов. На народных картинах его изображали часто
в виде старца верхом на сказочном монстре с желтым знаменем, творящим чудеса
по его воле, и скипетром жуй (исполнение желаний) в руках.
Надпись на картине свидетельствовала о его мощи и бесстрашии и о повелении
злым духам убираться прочь. Поскольку Вэнь-ван встретил Цзян-тайгуня когда
тот удил рыбу, то Цзян-тайгуня китайские рыбаки почитали также своим богом-покровителем.
Отзывы
Читайте также:
Ио
см. Ио (спутник Юпитера)
Ио, в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха.
Возлюбленная Зевса. Опасаясь
гнева ревнивой Геры, Зевс
превратил Ио в белоснежную тёлку,
но Гера потребовала её ... подробнее
Серден
Серден, в мон-кхмерской мифологии культурный герой ма, срэ и других
народов на юге Вьетнама. Научившись от солнца,
спустившегося на землю, изготовлять топоры, лесные ножи, арбалеты, он ... подробнее
Пелоп
Пелоп, Пелопс, в греческой мифологии герой, сын Тантала.
Убив Пелопа, Тантал пригласил богов на пир и подал им угощение, приготовленное
из тела Пелопа. Разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую ... подробнее
Канака
Канака, в греческой мифологии дочь Эола (внука
Девкалиона)
и Энареты (вариант: дочь бога ветров Эола). Канака — одна
из жен бога Посейдона,
родившая ему пятерых сыновей: Гоплея, Нирея, Эпопея, ... подробнее
Деянира
Деянира, в греческой мифологии дочь Ойнея, царя Калидона (вариант:
бога Диониса - Apollod.
I 8, 1) и Алфеи, сестра Мелеагра,
супруга Геракла. В юности Деянира научилась
владеть оружием и ... подробнее