Чингисхан

Источник: http://myfhology.narod.ru

Чингисхан, персонаж мифологии монгольских народов, восходящий к реальному лицу - полководцу, основателю монгольской империи 13 в. Многие мифологические мотивы и связанные с ним представления бытовали в Центральной Азии задолго до появления реального Чингисхана. Его культ был учреждён его внуком Хубилаем, основателем Юаньской династии. Мифологический Чингисхан вписался в традицию почитания у монголов духов предков (выражавшегося в изготовлении онгонов, в упоминании в призываниях, в жертвоприношениях). Чингисхан был объявлен великим предком рода монгольских каганов (великих ханов), ему было установлено святилище, известное под названием «Восемь белых шатров». Внутри культа Чингисхана существовал культ его сульде - его военного духа (гения), воплощённого в знамени. Особо почитались Цаган сульде («белое знамя»), Хара сульде («чёрное знамя»). Для знамён Чингисхана были построены специальные святилища, разработан ритуал жертвоприношений. Имеется предположение, что Хара сульде и Цаган сульде - вымышленные имена реальных приближённых Чингисхана. С культом Чингисхана связан культ членов его семьи: матери, жён, сыновей и др.
Образ Чингисхана претерпел эволюцию с распространением ламаизма в 16- 18 вв. По преданиям, Чингисхан как грозное, требующее кровавых жертв божество был укрощён панчен-ламой, который запретил кровавое жертвоприношение в его честь, запер гроб с костями божества и ключи от него увёз в Тибет, в монастырь Ташилхумпо. Чингисхан был включен в число охранительных божеств монгольского буддизма. В ряде молитв к нему обращались как к «белому носителю обета». Ламаистская традиция ведёт родословную Чингисхана от мифического индийского царя Маха Самади.
В мифологии монгольских народов с Чингисханом связано несколько фольклорных сюжетов. Он выступает как культурный герой, установивший некоторые свадебные обряды, изобрёвший водку, кумыс и табак; он - покровитель кузнечного дела и т. д. Топонимический фольклорный цикл объясняет происхождение названий местностей, исходя из деятельности реального Чингисхана: Алтай улгий («золотая колыбель») - место его рождения; Тогон Шулун («каменный котёл») и Санага («черпак») именуются так в память забытых воинами Чингисхана вещей. О названии горы Дёш («наковальня») в окрестностях Новоселенгинска (Бурятская АССР) существует легенда: здесь Чингисхан ковал железо, стоя одной ногой на правом, другой - на левом берегу реки Чикой, закаливая в ней свои изделия. Ряд мифов посвящены предполагаемому месту нахождения могилы исторического Чингисхана: на дне специально отведённого русла реки; в одной из пещер общемонгольской святыни - горы Бурхан-халдун и др.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Арджасп

         Арджасп (фарси), в иранской мифологии вождь кочевых туранских племён (в «Авесте» в книге «Яшт» V — Арджадаспа), по более поздним сказаниям, — хионитов (эфталитов), выступающий ...
подробнее

Питфей

Питфей, в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии, брат Фиеста и Атрея; царь Трезен, обладатель вещего дара. Питфей понял смысл ответа оракула царю Эгею, вопрошавшему, будет ли у него ...
подробнее

Антиной

             АНТИНОЙ -  в греческой мифологии предводитель женихов Пенелопы, домогавшихся её руки в отсутствие Одиссея, самый знатный и самый наглый из них. По его совету женихи устроили засаду сыну ...
подробнее

Апсирт

          Апсирт – в греческой мифологии сын колхидского царя Ээта, брат Медеи. Когда Медея бежала с аргонавтами, она взяла с собой брата. Спасаясь от преследования Ээта, Медея убила Апсирта и ...
подробнее

Тянь-юй юаньшуай

Тянь-юй юаньшуай («главнокомандующий Тянь-юй»), в поздней китайской народной мифологии сын зелёного дракона (см. Цин-лун). Родился в поле во время сильного дождя, поэтому и был назван Тянь-юй ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru