Будда
Шакьямуни [санскр. sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен
также как Сиддхартха
(собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний
земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское
вероучение. В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются
разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд): бхагават
(«благословенный»), татхагата («так ушедший»), сугата («в добре ушедший»),
джина («победитель») и т. д. В основе мифологического образа Шакьямуни,
несомненно, лежит реальный человек, основатель буддизма, который жил в
Северной Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. (по мнению большинства учёных,
в 566-476 или в 563-473 до н. э.). Его жизнеописание начало наполняться
мифическим содержанием, по-видимому, уже при жизни; в последующие столетия
мифологизация его образа возрастала вплоть до появления на рубеже нашей
эры канонического образа, зафиксированного в буддийских канонических текстах.
Ни в одном каноническом тексте легенда о Шакьямуни не излагается полностью.
«Махапаринирвана-сутра», напр., содержит только сведения о последних месяцах
его жизни и о смерти, в «Дхармачакраправартанасутре» описывается его первая
проповедь, так что первым произведением, где жизнь Шакьямуни описывается
с рождения до смерти, является «Буддхачарита» [«Жизнь Будды» Ашвагхоши
(1 в. н. э.)]. Вместе с тем эта легенда в основных чертах одинакова во
всех течениях буддизма, хотя жизнь Гаутамы и принято разделять на периоды,
число которых в разных традициях различно. В тибетской традиции, например,
выделяют 12 этапов: принятие решения родиться в мире людей; схождение с
неба тушита; вхождение в лоно матери; рождение; накопление мирских знаний;
жизнь в удовольствиях; уход из дворца; аскетические упражнения; победа
над Марой; достижение состояния
будды; проповедь дхармы; вхождение в нирвану.
Общебуддийское содержание легенды таково: в течение многих кальп Шакьямуни
перерождался в качестве бодхисатвы, принимая облик всевозможных
существ. Накопив за это время нужные свойства для достижения состояния
будды, он провёл предпоследнее своё рождение в небе тушита. Поскольку мир
людей погрузился в мрак неведения, боги просили Шакьямуни родиться в облике
человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Бодхисатва
согласился на это и выбрал местом своего рождения маленькую страну племени
шакьев в Северной Индии, а родителями - царя Шуддходану и
царевну Майядеву. В это время Майядеве приснилось, что в
её лоно вошёл белый слон. Этот сон был истолкован как знак того, что она
станет матерью великого человека. Шакьямуни родился в роще Лумбини близ
столицы шакьев Капилавасту. Он имел все махапурушалакшаны, и учёные-брахманы
предсказали, что он станет или буддой, или чакраватином. Отец предпочитал
второе: он дал сыну всестороннее светское образование и делал всё, что
мог, чтобы Шакьямуни видел только положительные стороны жизни. Царевич
жил в специально построенном для него дворце, в наслаждениях и удовольствиях.
Он женился на своей кузине Яшодхаре, и, казалось, что всё идёт к исполнению
мечты отца.
Но однажды Шакьямуни увидел в городе четыре знамения. Первые три (старик,
больной, труп) показали ему неустойчивость сансары, а последнее
(монах) показало ему путь к освобождению. Он решился на бегство и после
рождения своего сына Рахулы покинул дворец и присоединился к аскетам. Через
несколько лет он понял, что их методы (особенно крайний аскетизм) не ведут
к спасению. Шакьямуни сидел у подножия дерева бодхи и решил
не вставать прежде чем достигнет совершенства. Несмотря на искушения Мары,
на 49-й день (в возрасте 35 лет) Гаутама достиг бодхи и стал буддой. Первую
проповедь он произнёс в парке Ришипатана близ Варанаси для пяти бывших
своих товарищей-аскетов, которые и стали его первыми учениками. Скоро вокруг
Шакьямуни собралась большая сангха и лучшие его ученики {Шарипутра,
Маудгальяяна,
Кашьяпа,
Субхути и др.) достигли состояния архата. Преодолев угрозу заговора Девадатты,
Шакьямуни в возрасте 80 лет ушёл в полную нирвану.
В махаяне и ваджраяне образ Шакьямуни имеет некоторые специфические
черты. Так, например, считается, что в мире явилось лишь его нирманакая
(см. Трикая), в то время как самбхо-гакая осталось в небесах.
В зависимости от умственных способностей слушателей Шакьямуни проповедовал
разные по сложности дхармы. Индо-тибетская махаянская традиция считает,
что он совершил три т. н. «поворота колеса дхармы» («дхармачакраправартана»).
На первом этапе он проповедовал хинаяну, затем - праджняпарамиту, и наконец
- виджнянаваду (последние две составляют махаяну).
Отзывы
Читайте также:
Гераклиды
Гераклиды, в греческой мифологии потомки Геракла
и Деяниры. После гибели Геракла и самоубийства
Деяниры царь Микен Эврисфей стал преследовать
детей Геракла - сыновей Гилла, Ктесиппа, Глена,
Онита и дочь Макарию. Спасаясь от гибели,
Гераклиды вместе с племянником Геракла Иолаем
и матерью Геракла Алкменой бежали в Трахину
к царю Кеику. Однако Эврисфей потребовал выдачи
Гераклидов, и они вынуждены были искать спасения в Марафоне в храме Зевса
(вариант: в Афинах у алтаря Милосердия, A ... подробнее
Ээт
Ээт,
в греческой мифологии царь страны Эа (позднее отождествлённой с Колхидой),
сын Гелиоса и Персеиды
(вариант: Персы, брат Кирки,
Пасифаи
и Перса, отец Медеи,
Халкиопы и Апсирта (Hes. Theog. 956 след.;
Apollod. I 9, 23). Когда Фрикс
на златорунном баране прибыл к Ээту, тот приютил его и дал в жёны Халкиопу.
Фрикс принёс в жертву барана,
а золотое руно повесил
на дереве в роще, охраняемой драконом.
В поисках золото ... подробнее
Этана
Этана (шумер., аккад.), герой шумеро-аккадского предания, легендарный
правитель города Киша. Согласно «царскому списку» (ок. 21 в. до н. э.),
тексту, содержащему как мифические, так и исторические данные, Этана -
12-й правитель династии Киша, правившей «после потопа», «пастырь, который
поднимался на небо и устроил все страны», по другой традиции - первый царь.
Аккадское сказание, дошедшее в версиях начала, середины, конца 2-го тыс.
и начала 1-го тыс. ... подробнее
Ланьеин и Амонг
Ланьеин и Амонг, в мифологии каренов в Бирме (тибето-бирманская группа)
брат и сестра, первоначальная пара людей. Много сотен или тысяч лет они
жили в местности Эла. Сеткья сын небесного духа, дал им магический барабан.
Когда в него стучали, убега ли хищные звери и исполнялись желания. Однажды
Амонг рассердилась на Ланьеина и коварно по советовала ему сменить на барабане
шкуру, после чего он потерял свою силу. Ланьеин и Амонг перестали доверять
друг другу и в конце концов расстались. Амонг ушла в местнос ... подробнее
Хануман
Хануман - в индуистской мифолгии обезьяна, имеющая божественнное
происхождение. Хануман был сыном бога ветра Ваю
и обезьяны. Прославился как мудрый советник царя обезьян Сугривы
и верный друг Рамы. Благодаря мудрости
и храбрости Ханумана, Рама одолевает сопротивление ракшасов
на острове Ланка и освобождает
свою жену Ситу. подробнее