Будда
Шакьямуни [санскр. sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен
также как Сиддхартха
(собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний
земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское
вероучение. В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются
разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд): бхагават
(«благословенный»), татхагата («так ушедший»), сугата («в добре ушедший»),
джина («победитель») и т. д. В основе мифологического образа Шакьямуни,
несомненно, лежит реальный человек, основатель буддизма, который жил в
Северной Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. (по мнению большинства учёных,
в 566-476 или в 563-473 до н. э.). Его жизнеописание начало наполняться
мифическим содержанием, по-видимому, уже при жизни; в последующие столетия
мифологизация его образа возрастала вплоть до появления на рубеже нашей
эры канонического образа, зафиксированного в буддийских канонических текстах.
Ни в одном каноническом тексте легенда о Шакьямуни не излагается полностью.
«Махапаринирвана-сутра», напр., содержит только сведения о последних месяцах
его жизни и о смерти, в «Дхармачакраправартанасутре» описывается его первая
проповедь, так что первым произведением, где жизнь Шакьямуни описывается
с рождения до смерти, является «Буддхачарита» [«Жизнь Будды» Ашвагхоши
(1 в. н. э.)]. Вместе с тем эта легенда в основных чертах одинакова во
всех течениях буддизма, хотя жизнь Гаутамы и принято разделять на периоды,
число которых в разных традициях различно. В тибетской традиции, например,
выделяют 12 этапов: принятие решения родиться в мире людей; схождение с
неба тушита; вхождение в лоно матери; рождение; накопление мирских знаний;
жизнь в удовольствиях; уход из дворца; аскетические упражнения; победа
над Марой; достижение состояния
будды; проповедь дхармы; вхождение в нирвану.
Общебуддийское содержание легенды таково: в течение многих кальп Шакьямуни
перерождался в качестве бодхисатвы, принимая облик всевозможных
существ. Накопив за это время нужные свойства для достижения состояния
будды, он провёл предпоследнее своё рождение в небе тушита. Поскольку мир
людей погрузился в мрак неведения, боги просили Шакьямуни родиться в облике
человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Бодхисатва
согласился на это и выбрал местом своего рождения маленькую страну племени
шакьев в Северной Индии, а родителями - царя Шуддходану и
царевну Майядеву. В это время Майядеве приснилось, что в
её лоно вошёл белый слон. Этот сон был истолкован как знак того, что она
станет матерью великого человека. Шакьямуни родился в роще Лумбини близ
столицы шакьев Капилавасту. Он имел все махапурушалакшаны, и учёные-брахманы
предсказали, что он станет или буддой, или чакраватином. Отец предпочитал
второе: он дал сыну всестороннее светское образование и делал всё, что
мог, чтобы Шакьямуни видел только положительные стороны жизни. Царевич
жил в специально построенном для него дворце, в наслаждениях и удовольствиях.
Он женился на своей кузине Яшодхаре, и, казалось, что всё идёт к исполнению
мечты отца.
Но однажды Шакьямуни увидел в городе четыре знамения. Первые три (старик,
больной, труп) показали ему неустойчивость сансары, а последнее
(монах) показало ему путь к освобождению. Он решился на бегство и после
рождения своего сына Рахулы покинул дворец и присоединился к аскетам. Через
несколько лет он понял, что их методы (особенно крайний аскетизм) не ведут
к спасению. Шакьямуни сидел у подножия дерева бодхи и решил
не вставать прежде чем достигнет совершенства. Несмотря на искушения Мары,
на 49-й день (в возрасте 35 лет) Гаутама достиг бодхи и стал буддой. Первую
проповедь он произнёс в парке Ришипатана близ Варанаси для пяти бывших
своих товарищей-аскетов, которые и стали его первыми учениками. Скоро вокруг
Шакьямуни собралась большая сангха и лучшие его ученики {Шарипутра,
Маудгальяяна,
Кашьяпа,
Субхути и др.) достигли состояния архата. Преодолев угрозу заговора Девадатты,
Шакьямуни в возрасте 80 лет ушёл в полную нирвану.
В махаяне и ваджраяне образ Шакьямуни имеет некоторые специфические
черты. Так, например, считается, что в мире явилось лишь его нирманакая
(см. Трикая), в то время как самбхо-гакая осталось в небесах.
В зависимости от умственных способностей слушателей Шакьямуни проповедовал
разные по сложности дхармы. Индо-тибетская махаянская традиция считает,
что он совершил три т. н. «поворота колеса дхармы» («дхармачакраправартана»).
На первом этапе он проповедовал хинаяну, затем - праджняпарамиту, и наконец
- виджнянаваду (последние две составляют махаяну).
Отзывы
Читайте также:
Марсий
Марсий,
в греческой мифологии сатир или
силен, сын Эагра, родом из Фригии. Древнее божество круга Кибелы,
вытесненное Аполлоном.
По мифу, Марсий подобрал флейту, брошенную Афиной
(богиня бросила ... подробнее
Ифит
Ифит, в греческой мифологии один из аргонавтов,
сын эхалийского царя Эврита, брат Иолы.
Когда Эврит заподозрил Геракла в краже стада
быков (на самом деле быков увёл Автолик),
тот, чтобы доказать ... подробнее
Эвридика
Эвридика,
в греческой мифологии:
1) жена фракийского певца Орфея. Однажды,
когда Эвридика с подругами-нимфами
водила хороводы в лесу, её ужалила змея
и Эвридика умерла. Чтобы вернуть любимую ... подробнее
Эврибия
Эврибия - в греческой мифологии:
1) Дочь Понта и Геи,
Мать Астрея, Палланта
и Перса.
2) Дочь Теспия, родившая от Геракла
сына Полилая.
подробнее
Пигмалион
Пигмалион - герой греческих мифов. Жил
одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своём уединении
Пигмалион сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился
в ... подробнее