Швинторог

Источник: http://myfhology.narod.ru

Швинторог, в литовской мифологии и легендарной истории культурный герой, князь, основатель особой погребальной традиции. Согласно русским летописям и «Хронике» М. Стрыйковского, Швинторог стал править в 13 в. по смерти отца Утенуса в Великом княжестве Литовском, Жемайтском и Русском. Перед смертью он попросил своего сына Скирмонта сжечь его на мысу, где река Вильня (Вильна) впадает в Велью (Вилию), в долине, называемой с тех пор Швинтороговой (Swintoroh и др. от литов. «священный», и «рог, мыс, нос»). Так должны были хоронить и других литовских князей. Скирмонт приказывает срубить лес в долине и вместе со своими жрецами приносит в жертву богам домашних животных. На большом костре сжигают Швинторога с его оружием, конём, соколом, охотничьими собаками, любимым слугой. В костёр бросают рысьи и медвежьи когти, чтобы Швинторог смог в судный день подняться на крутую гору, на которой будет восседать бог. Предание о Швинтороге служит связующим звеном между мифологизированной историей Литвы и её князей, потомков легендарного римлянина Палемона (родственник Нерона, который со своими спутниками прибыл к устью Немана и дал начало родословию литовских князей; ср. связь трупосожжения в легендах о Швинтороге с языческой римской традицией), и предысторией, где впервые выступают князья с бесспорно литовскими именами, а со Скирмонтом связываются уже реальные исторические события. Возможно, что источником имени Швинторога было название места впадения Вильни в Велью (ср. литов. топоним Sventragis и т. п.). В Швинтороговой долине горел вечный огонь и находилось капище Перкунаса, атрибутом которого был рог (ср. рогатого Перкунаса, его рогатый скот, топонимы типа Perkfinragis, «рог Перкунаса», и т. п.). Есть основания предположить связь Швинторога, как основателя земной традиции, внизу (в долине) и Перкунаса вверху (на горе или на небе), уподобление Швинторога Перкунасу или служение громовержцу. Сокол, конь и собака, сожжённые вместе с Швинторогом, по-видимому, - классификаторы трёх зон космоса (небо - земля - преисподняя), которые стали доступны Швинторогу после смерти.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Авдотья Рязаночка

            Авдотья Рязаночка - Образ Авдотьи Рязаночки — несомненно, вымышленный, не имеющий летописного прототипа, встречается он в исторической песне, сложенной, повидимому, в середине XIII ...
подробнее

Трита

Трита, Фрита (авест. букв. «третий»), в иранской мифологии третий человек, приготовивший напиток хаому («Ясна» 9, 10, «Видевдат» 20,2). О Трите рассказывает Заратуштре сам Хаома (божество этого ...
подробнее

Бакероро и Итубори

             Бакароро и Итубори, в мифологии индейцев бороро братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, Бакароро и Итубори дети от женщины и ягуара. Вскоре после рождения они убили сокола, ...
подробнее

Гулльвейг

Гулльвейг (др.-исл. Gullveig, повидимому, «сила золота»), в скандинавской мифологии злая колдунья — Хейд (др.-исл. Heiur, «ведьма») знающая сейдр (колдовство ванов и посланная ванами во вред ...
подробнее

Рем

       Ромул (Romulus), в римской мифологии основатель и эпоним Рима. О происхождении Ромул и его брата-близнеца Рема существовали различные версии: они - сыновья или внуки Энея; сыновья дочери ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru