Швинторог, в литовской мифологии и легендарной истории культурный герой,
князь, основатель особой погребальной традиции. Согласно русским летописям
и «Хронике» М. Стрыйковского, Швинторог стал править в 13 в. по смерти
отца Утенуса в Великом княжестве Литовском, Жемайтском и Русском. Перед
смертью он попросил своего сына Скирмонта сжечь его на мысу, где река Вильня
(Вильна) впадает в Велью (Вилию), в долине, называемой с тех пор Швинтороговой
(Swintoroh и др. от литов. «священный», и «рог, мыс, нос»). Так должны
были хоронить и других литовских князей. Скирмонт приказывает срубить лес
в долине и вместе со своими жрецами приносит в жертву богам домашних животных.
На большом костре сжигают Швинторога с его оружием, конём, соколом, охотничьими
собаками, любимым слугой. В костёр бросают рысьи и медвежьи когти, чтобы
Швинторог смог в судный день подняться на крутую гору, на которой будет
восседать бог. Предание о Швинтороге служит связующим звеном между мифологизированной
историей Литвы и её князей, потомков легендарного римлянина Палемона (родственник
Нерона, который со своими спутниками прибыл к устью Немана и дал начало
родословию литовских князей; ср. связь трупосожжения в легендах о Швинтороге
с языческой римской традицией), и предысторией, где впервые выступают князья
с бесспорно литовскими именами, а со Скирмонтом связываются уже реальные
исторические события. Возможно, что источником имени Швинторога было название
места впадения Вильни в Велью (ср. литов. топоним Sventragis и т. п.).
В Швинтороговой долине горел вечный огонь и находилось капище Перкунаса,
атрибутом которого был рог (ср. рогатого Перкунаса, его рогатый скот, топонимы
типа Perkfinragis, «рог Перкунаса», и т. п.). Есть основания предположить
связь Швинторога, как основателя земной традиции, внизу (в долине) и Перкунаса
вверху (на горе или на небе), уподобление Швинторога Перкунасу или служение
громовержцу. Сокол, конь и собака, сожжённые вместе с Швинторогом, по-видимому,
- классификаторы трёх зон космоса
(небо - земля - преисподняя), которые стали доступны Швинторогу после смерти.
Отзывы
Читайте также:
Содон
Содон («ямсовый мальчик»), персонаж поздней корейской мифологии, неправомерно
отождествляемый в «Самгук юса» с предпоследним правителем государства Пэкче
Муваном. Согласно «Самгук юса», мать Содона была вдовой, вступившей в связь
с драконом Южного пруда (Намджи).
В детстве Содон жил в бедности. Копал яме (батат) и продавал его. Услышав,
что у государя Силла Чинпхёна третья дочь Сонхва - красавица, Содон влюбляется
в неё. Использовав детскую песенку, п ... подробнее
Канака
Канака, в греческой мифологии дочь Эола (внука
Девкалиона)
и Энареты (вариант: дочь бога ветров Эола). Канака — одна
из жен бога Посейдона,
родившая ему пятерых сыновей: Гоплея, Нирея, Эпопея, Алоэя и Триопа. Согласно
другому мифу, Канака влюбилась в своего родного брата Макарея
и вступила с ним в преступную связь; рождённый от нечестивого брака ребёнок
был убит Эолом, он же приказал дочери покончить с собой. В мифе нашёл отражение
запрет кровнородственных браков
... подробнее
Галиррофий
Галиррофий в греческой мифологии сын Посейдона
и нимфы Эвриты.
Был послан отцом срубить священную оливу
Афины, но топор, которым
он начал рубить дерево, вырвался из рук Галиррофия и смертельно его ранил.
В мифе отражена борьба культов Посейдона и Афины в Аттике (ср. изображение
на западном фронтоне храма Парфенона спора Афины с Посейдоном за обладание
землёй Аттики). По другому варианту мифа, Галиррофий покушался на честь
Алкиппы
(дочь Ареса и Агравлы)
и Арес убил его. Посейдон обратился к ареопагу ... подробнее
Кай Кубад
Кай Кубад (фарси), Кави Кавата (авест.), в иранской мифологии
и легендарной истории иранский царь, основатель династии Кейянидов.
Согласно «Шахнаме», призван на пустующий после смерти Гаршаспа престол
Залем и Рустамом, который разыскал Кай Кубада
у горы Албурз. В его царствование после разгрома туранского войска Афрасиаба
и установления границы между Ираном и Тураном по Джайхуну (Амударье) ненадолго
восстанавливается мир. подробнее
Чакраватин
Чакраватин, чакравартин (санскр. cakravartin, букв. «тот, который поворачивает
колесо»), в буддийской мифологии идеальный царь, устанавливающий во всём
мире царство справедливости. Чакраватины рождаются в кальпе,
когда будды не появляются в мире.
Они, как и будды, имеют махапуруша-лакшаны, и их рождение сопровождается
теми же чудесами, что и рождение будд. Каждый Чакраватин имеет т. н. семь
сокровищ: колесо, летающее по воздуху, при помощи которого Чакраватин и
его войско мог ... подробнее