Швинторог

Источник: http://myfhology.narod.ru

Швинторог, в литовской мифологии и легендарной истории культурный герой, князь, основатель особой погребальной традиции. Согласно русским летописям и «Хронике» М. Стрыйковского, Швинторог стал править в 13 в. по смерти отца Утенуса в Великом княжестве Литовском, Жемайтском и Русском. Перед смертью он попросил своего сына Скирмонта сжечь его на мысу, где река Вильня (Вильна) впадает в Велью (Вилию), в долине, называемой с тех пор Швинтороговой (Swintoroh и др. от литов. «священный», и «рог, мыс, нос»). Так должны были хоронить и других литовских князей. Скирмонт приказывает срубить лес в долине и вместе со своими жрецами приносит в жертву богам домашних животных. На большом костре сжигают Швинторога с его оружием, конём, соколом, охотничьими собаками, любимым слугой. В костёр бросают рысьи и медвежьи когти, чтобы Швинторог смог в судный день подняться на крутую гору, на которой будет восседать бог. Предание о Швинтороге служит связующим звеном между мифологизированной историей Литвы и её князей, потомков легендарного римлянина Палемона (родственник Нерона, который со своими спутниками прибыл к устью Немана и дал начало родословию литовских князей; ср. связь трупосожжения в легендах о Швинтороге с языческой римской традицией), и предысторией, где впервые выступают князья с бесспорно литовскими именами, а со Скирмонтом связываются уже реальные исторические события. Возможно, что источником имени Швинторога было название места впадения Вильни в Велью (ср. литов. топоним Sventragis и т. п.). В Швинтороговой долине горел вечный огонь и находилось капище Перкунаса, атрибутом которого был рог (ср. рогатого Перкунаса, его рогатый скот, топонимы типа Perkfinragis, «рог Перкунаса», и т. п.). Есть основания предположить связь Швинторога, как основателя земной традиции, внизу (в долине) и Перкунаса вверху (на горе или на небе), уподобление Швинторога Перкунасу или служение громовержцу. Сокол, конь и собака, сожжённые вместе с Швинторогом, по-видимому, - классификаторы трёх зон космоса (небо - земля - преисподняя), которые стали доступны Швинторогу после смерти.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Падмасамбхава

      Падмасамбхава (санскр. «возникший из лотоса»), Падмапжунба (тибет.),   персонаж в буддийской мифологии Тибета. В основе образа Падмасамбхавы — по-видимому, реальный человек, который ...
подробнее

Ахалья

            Ахалья - в индийской мифологии супруга риши Гаутамы. По одному из мифов, однажды в отсутствие Гаутамы царь богов Индра явился в его обитель и соблазнил Ахалью, приняв облик её мужа ...
подробнее

Агава

                Агава -  в греческой мифологии  дочь  Кадма  и  Гармонии, мать Пенфея. Когда фиванские женщины, охваченные вакхическим экстазом, справляли празднество в честь Диониса на ...
подробнее

Пуруравас

Пуруравас, в индуист-ской мифологии первый царь Лунной династии, сын Илы и Будхи. Миф о Пуруравасе и Урваши, являющийся вариантом мотива любви смертного к богине, отражен в «Ригведе» (X 95), ...
подробнее

Кабил и Хабил

Кабил и Хабил, в мусульманской мифологии сыновья Адама. Соответствуют библейским Каину и Авелю. Коран излагает историю жертвоприношения двух сыновей Адама, не называя их имён (5:30-34). Тот, чья ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru