Щидургу-хаган

Источник: http://myfhology.narod.ru

Шидургу-хаган, Шитыр тульгун - хан, в монгольской мифологии тангутский государь, волшебник и знаток природных тайн (аналогичен Цогтай-хану). В мифологических сюжетах о Чингисхане    Шидургу-хаган - его антагонист; согласно поздней летописной традиции и устным преданиям, причина конфликта между ними - посягательство Чингисхана, подстрекаемого приближёнными, на жену Шидургу-хагана - Гурбельджин-гоа («ящерица-краса»). Шидургу-хагана трудно победить: он владеет чудесной собакой, предсказывающей будущее и сообщающей о наступлении вражеских войск; границы его государства охраняет старуха-волшебница (её убивает Хасар, брат Чингисхана); Шидургу-хаган неуязвим и может быть убит известным лишь ему способом (с помощью пёстрого шнура, находящегося у него в подошве). Он - оборотень, принимающий в течение дня облик ядовитой жёлто-пёстрой змеи, рыже-пёстрого тигра и затем - прекрасного светловолосого юноши (только в этом облике он и уловим). Чингисхан вступает с ним в шаманский поединок, превращаясь соответственно в птицу Гаруду, во льва, в могучего старца (или в Хормусту}, и побеждает. Подобно Цогтаю, Шидургу-хаган тщетно пытается откупиться своими знаниями о природных тайнах: он поднимает на небосводе звезду Цол-мон, чтобы никогда не было холодно, созвездие Мечин, чтобы не было голода (вариант: предлагает изловить Мечин, чтобы не было холодно, и Цолмон, чтобы не было войны); он готов поделиться умением находить воду в безводной пустыне. И, хотя он обучает добыванию огня, его тем не менее убивают. Перед смертью Шидургу-хаган сообщает, что сохранение ему жизни повредило бы потомству Чингисхана, а его гибель опасна для самого Чингисхана; при этом он предупреждает о необходимости присмотреть за его вдовой. Действительно, доставшись победителю, Гурбельджин-гоа кончает с собой, бросившись в реку (вариант, перед самоубийством Гурбельджин-гоа оскопляет Чингисхана щипцами, что и оказывается причиной его смерти).
Исторический прототип Шидургу-хагана - последний тангутский государь, умерщвлённый по распоряжению Чингисхана после разгрома тангутского государства Си-ся. Перед смертью его нарекли Шидургу («прямодушный, правдивый»). В процессе мифологизации он сближается с тибетским государем Сронцзан Гамбо (7 в.), канонизированным в центральноазиатском буддизме и называемым по-монгольски Шидургу Толген Номун-хан («правдиво предугадывающий царь учения», см. Чойджины); именно под этим именем в его модифицированной форме (Шитыр Тульгун-хан) в основном и известен Шидургу-хаган в устных преданиях, его осмысление способствует всяческому подчёркиванию семантики волхований и волшебства.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Тидей

Тидей -  в греческой мифологии сын Ойнея, царя Этолии, отец Диомеда. Вследствие совершённого им убийства (возможно, невольного) одного из родственников Тидей вынужден бежать из дому. Он находит ...
подробнее

Эвриала

Эвриала - в греческой мифологии: 1) Мать Ориона, родивгая его от бога морей Посейдона.  2) Одна из горгон, обладавшая бессмертием. Ее голова была покрыта чешуей дракона, они имела клыки, как у ...
подробнее

Альбэ

            Альбэ, культурный герой в кетской мифологии,  первый человек правремени и (наряду с Дохом) первый шаман;   преследователь   Хоседэм. В поисках её подземного жилища Альбэ своим ...
подробнее

Пэн-цзу

Пэн-цзу («старец Пэн»), в древнекитайской мифологии знаменитый долгожитель, праправнук мифического государя Чжуань-сюя. Считается, что Пэн-цзу носил фамилию Цзянь и имя Кэн. Он жил уже будто бы во ...
подробнее

Кинир

Кинир, в греческой мифологии кипрский царь, сын Аполлона (вариант: Сандака, Apollod. III 14, 3), родоначальник Кинирадов - потомственных жрецов Афродиты Пафосской, учредивший в городе Пафос культ ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru