Шунахтепа (др.-инд. букв. - «собачий хвост»), в древнеиндийской мифологии
мудрец и знаток жертвоприношений. Однажды царь Харишчандра просил Варуну
даровать ему сына, которого он по обету принесёт Варуне в жертву. Когда
же сын (по имени Рохита) родился, царь всё время откладывал
срок жертвоприношения. Подросши, Рохита скрылся в лесах, где вёл подвижническую
жизнь. За невыполнение обета Варуна наслал на царя водянку. Несколько раз
Рохита пытался вернуться к отцу, чтобы помочь ему, но Индра
не позволял ему сделать это. Встретив однажды в лесу брахмана Аджигарту
(букв. «голодающий», в «Рамаяне» - Ричика), Рохита попросил его отдать
ему одного из троих сыновей, чтобы принести в жертву Варуне. За это брахману,
томившемуся голодом, было обещано сто коров. К жертвоприношению был назначен
средний сын брахмана - Шунахтепа, которого привязали к жертвенному столбу.
Однако жрец отказался совершить заклание, и сделать это должен был сам
Аджигарта, отец Шунахтепа. «Они хотят заклать меня, будто я не человек»,
- сетовал Шунахтепа. Потом по совету риши Вишвамитры он воззвал
с мольбой о помощи к Ушас, путы
с него спали, и он был освобождён (одновременно и Харишчандра излечился
от водянки).
Отзывы
Читайте также:
Никодим
Никодим, в христианском предании тайный ученик Иисуса
Христа из числа фарисеев и «начальников иудейских». Он ночью приходит
к Иисусу, и тот учит его (Ио. 3, 1-21); открыто заступается за Христа перед
фарисеями (7, 50-51); вместе с Иосифом Аримафейским он участвует в снятии
с креста тела Иисуса и положении во гроб (19, 39-42). Часто изображается
в сцене оплакивания Христа.
Именем Никодима названо апокрифическое Евангелие («Евангелие Никодима»,
нач. 5 ... подробнее
Тянь-юй юаньшуай
Тянь-юй юаньшуай («главнокомандующий Тянь-юй»), в поздней китайской
народной мифологии сын зелёного дракона (см. Цин-лун).
Родился в поле во время сильного дождя, поэтому и был назван Тянь-юй (тянь,
«поле», юй, «дождь»). По преданию, бессмертный даос Цы-цзи чжэньжэнь
(«истинный человек милосердная помощь»), преследовавший бежавшего зелёного
дракона, вредящего людям, в поле настиг его жену - красавицу Пан. Цы-цзи
чжэньжэнь своим волшебным мечом вызвал неистовый гром и я ... подробнее
Ифигения
Ифигения,
в греческой мифологии дочь Агамемнона
и Клитеместры. Когда греческий флот,
направлявшийся под Трою, задержался
в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра, жрец Калхант
объявил, что богиня Артемида
гневается на греков за оскорбление, нанесённое ей Агамемноном, и требует
принести ей в жертву Ифигению. Уступая настойчивым требованиям ахейского
войска и главным образом Одиссея и Менелая,
Агамемнон вызвал Ифигению в Авлиду под предлогом её бракосочетания с Ах ... подробнее
Спентодата
Спентодата [авест. «созданный (дарованный) благочестием», т. е. богиней
Спента Армайти, землёй, следовательно, сын земли], в иранской мифологии
один из наиболее древних персонажей. Упомянут уже в «Фарвардин-яште» (103).
Поздние формы имени - Спанддат, Исфендиад и Исфандияр. В силу своего происхождения
Спентодата неуязвим для обычного оружия. [В «Шахнаме» неуязвимость Спентодата-Исфандияра
- следствие заклятия, произнесённого Зардуштом (Заратуштрой),
а по более поздней версии её обеспечило про ... подробнее
Мафусаил
Мафусаил, в ветхозаветных преданиях один из патриархов,
праотцев человечества (Быт. 5, 21-27), прославившийся своим долголетием
(«мафусаилов век»): он прожил 969 лет. Рассказывается, что Мафусаил сражался
со злыми духами шеддим (ср. аккад. шеду);
народная этимология его имени - «умерщвляющий мечом». Мафусаил доходил
до «пределов земли», чтобы узнать от своего отца Еноха о предстоящем потопе
и о спасении Ноя, внука Мафусаила (книга Еноха
111-112, ... подробнее