Щелкан

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
Щелкан - персонаж русского эпоса. Но в отличие от Идолища или Соловья-разбойника, Щелкан -- персонаж исторической песни, которая относится, скорее всего, к середине XIII века. В его образе нет фантастических черт, нет ничего от мифологического чудовища:
Щелкан — ханский представитель на Руси, баскак, занимающийся взиманием дани в Золотую Орду. Он действует в исторических обстоятельствах татарского ига. Песня о Щелкане — единственная, в сущности, песня, где воссоздана картина ига: царь Азвяк Таврулович раздает своим родственникам рус-ские города. Один из них — Щелкан — отправляется собирать дань:

С князей брал по сту рублев,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублев;
У которого денег нет,
У того дитя возьмет;
У которого дитя нет,
У того жену возьмет;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.

В другом варианте:

Черт-от с улицы брал по куриие, 
Со избы брал он по петуху, 
Со бела двора он по добру коню, 
У кого коня нет, дак и жену возьмет, 
У кого жены нет,
самого в полон возьмет. 
Где ли Щелкан побывал, 
Как будто Щелкан головней покатил.

По возвращении Щелкан просит царя «пожаловать» его «Тверью богатою». Царь готов сделать это, но предлагает страшное условие:

— Гой еси. шурин мой Щелкан Дюдентевич!
Заколи-тка ты сына своего, 
Сына любимого:
Крови ты чашу нацеди, 
Выпей ты крови тоя, Крови горячия. 
И тогда я тебя пожалую Тверью старою, 
Тверью богатою...

Может быть, песня нарушает правдоподобие обстоятельств? Но этот эпизод раскрывает народное восприятие ордынских порядков — кровавый характер завоевания власти, получения ханского расположения и т. п. Щелкан без всяких колебаний выполняет условие царя и получает во владение Тверь. Согласно одной версии песни. Щелкана за его преступление проклинает его сестра:

— Да чтобы тебе, брателку,
Да туда-то уехати,
Да назад не приехати,
Да остыть бы те, брателко,
Да на востром копье,
На булатном на ножичке.

Этим грозным пожеланием данная версия завершается.
Но есть версия, в которой как бы осуществляется проклятие сестры. Щелкан садится судьей в Твери.

А. немного он судьею сидел:
И вдовы-то бесчестити, 
Красны девицы позорити, 
Надо всеми надругатися, 
Над домами насмехатися.

В действиях Щелкана как бы осуществля-ются угрозы, которые в былинах сулили Киев} татарские цари, но которых им не удавалось претворить в жизнь из-за богатырей. В исторической песне с насильником расправляются не богатыри, а горожане, но представителями их выступают «два удалых Борисовича»: они словно бы замещают богатырей. «Мужики-богатые» жалуются им на Щелкана, Борисовичи идут к татарскому баскаку с подарками тот принимает их, но «чести им не воздал « зачванился, загорденился ».

— И они с ним раздарили:
Один ухватил за волосы, 
А другой за ноги, 
И тут его разорвали, 
Тут смерть ему случилася.

Такая расправа — не в духе былинного эпоса. В песне нет поединка: с насильником расправляются самым унизительным для него образом. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося».
Тем самым финал песни говорит о том, что народ имеет право на суд над насильниками и что кары с татарской стороны последовать не может.
  А песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом, вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе,
с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой — его обреченность.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Галатея

Галатея, в греческой мифологии:  1) морское божество, нереида - дочь Нерея . В неё влюблён страшный сицилийский циклоп Полифем, а она, отвергая его, сама влюблена в Акида-Ациса (сына лесного ...
подробнее

Грид

Грид, в скандинавской мифологии великанша, мать бога Видара (сына Одина). В истории борьбы Тора с великаном Гейррёдом (изложение мифа см. в ст. Тор) она выступает в роли чудесной помощницы Тора, ...
подробнее

Гордий

Гордий, в греческой мифологии парь Фригии, отец Мидаса. Сначала Гордий был простым земледельцем, однажды во время пахоты орёл сел на ярмо его быков. Это было истолковано как знамение, предвещающее ...
подробнее

Гхатокох

Гхатокох, в мифологии народа качари на северо-востоке Индии (тибето-бирманская группа) прародитель народа. Сам Гхатокох происходит от божества по имени Бхим, сошедшего на землю и здесь вступившего  ...
подробнее

Горации

Горации (Horatii), в римской мифологии три брата-близнеца, сразившиеся во время войны с Альба-Лонгой при царе Тулле Гостилии с тремя Куриациями, своими двоюродными братьями из Альба-Лонги, чтобы ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru