Щелкан

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
Щелкан - персонаж русского эпоса. Но в отличие от Идолища или Соловья-разбойника, Щелкан -- персонаж исторической песни, которая относится, скорее всего, к середине XIII века. В его образе нет фантастических черт, нет ничего от мифологического чудовища:
Щелкан — ханский представитель на Руси, баскак, занимающийся взиманием дани в Золотую Орду. Он действует в исторических обстоятельствах татарского ига. Песня о Щелкане — единственная, в сущности, песня, где воссоздана картина ига: царь Азвяк Таврулович раздает своим родственникам рус-ские города. Один из них — Щелкан — отправляется собирать дань:

С князей брал по сту рублев,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублев;
У которого денег нет,
У того дитя возьмет;
У которого дитя нет,
У того жену возьмет;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.

В другом варианте:

Черт-от с улицы брал по куриие, 
Со избы брал он по петуху, 
Со бела двора он по добру коню, 
У кого коня нет, дак и жену возьмет, 
У кого жены нет,
самого в полон возьмет. 
Где ли Щелкан побывал, 
Как будто Щелкан головней покатил.

По возвращении Щелкан просит царя «пожаловать» его «Тверью богатою». Царь готов сделать это, но предлагает страшное условие:

— Гой еси. шурин мой Щелкан Дюдентевич!
Заколи-тка ты сына своего, 
Сына любимого:
Крови ты чашу нацеди, 
Выпей ты крови тоя, Крови горячия. 
И тогда я тебя пожалую Тверью старою, 
Тверью богатою...

Может быть, песня нарушает правдоподобие обстоятельств? Но этот эпизод раскрывает народное восприятие ордынских порядков — кровавый характер завоевания власти, получения ханского расположения и т. п. Щелкан без всяких колебаний выполняет условие царя и получает во владение Тверь. Согласно одной версии песни. Щелкана за его преступление проклинает его сестра:

— Да чтобы тебе, брателку,
Да туда-то уехати,
Да назад не приехати,
Да остыть бы те, брателко,
Да на востром копье,
На булатном на ножичке.

Этим грозным пожеланием данная версия завершается.
Но есть версия, в которой как бы осуществляется проклятие сестры. Щелкан садится судьей в Твери.

А. немного он судьею сидел:
И вдовы-то бесчестити, 
Красны девицы позорити, 
Надо всеми надругатися, 
Над домами насмехатися.

В действиях Щелкана как бы осуществля-ются угрозы, которые в былинах сулили Киев} татарские цари, но которых им не удавалось претворить в жизнь из-за богатырей. В исторической песне с насильником расправляются не богатыри, а горожане, но представителями их выступают «два удалых Борисовича»: они словно бы замещают богатырей. «Мужики-богатые» жалуются им на Щелкана, Борисовичи идут к татарскому баскаку с подарками тот принимает их, но «чести им не воздал « зачванился, загорденился ».

— И они с ним раздарили:
Один ухватил за волосы, 
А другой за ноги, 
И тут его разорвали, 
Тут смерть ему случилася.

Такая расправа — не в духе былинного эпоса. В песне нет поединка: с насильником расправляются самым унизительным для него образом. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося».
Тем самым финал песни говорит о том, что народ имеет право на суд над насильниками и что кары с татарской стороны последовать не может.
  А песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом, вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе,
с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой — его обреченность.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Мисен

Мисен (Misenus), в римской традиции сподвижник и трубач Гектара, а после его гибели спутник Энея. его рулевой и трубач. Однажды, когда корабли Энея стояли у берегов Кампании, Мисен стал хвалиться, что он лучший трубач, чем бессмертные боги. Тогда Тритон так затрубил в свою раковину, что сила звука сбросила Мисена в море, и он утонул. Он был похоронен на берегу Кумской гавани на мысе, который стал называться, его именем (этиологический миф). Один из вариантов мифа называет Мисена ...
подробнее

Эгей

Эгей, в греческой мифологии афинский царь, сын Пандиона и отец Тесея. После смерти Пандиона его сыновья отправились походом на Афины, чтобы изгнать оттуда сыновей Метиона, в своё время удаливших из Афин их отца. Верховная власть в Афинах досталась Эгею. Однако он ни от одной из двух жён не имел наследников и, опасаясь своих братьев, отправился к пифии узнать свою судьбу. Загадочные слова оракула были поняты мудрым царём Питфеем, у которого в Трезенах остановился Эгей. Напоив гостя, Питфей уложил его ...
подробнее

Нарцисс

См. Нарцисс (цветок) Нарцисс, , в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы (вариант: Лириоэссы,1). По наиболее распространённой версии мифа, родители Нарцисса вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребёнка и получили ответ, что Нарцисс проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг её ...
подробнее

Флегий

Флегий -  в греческой мифологии сын Ареса, отец Иксиона и Корониды. Хотя в «Илиаде» (XIII 301 след.) племя флегийцев локализуется в Фессалии, большинство поздних источников называют Флегия царём беотийского Орхомена. Флегию приписываются всякого рода нечестивые поступки: попытка ограбить храм Аполлона в Дельфах (Paus. IX 36, 2, за это он, видимо, терпит мучения в аиде, Verg. Aen, VI 618- 620); подгот ...
подробнее

Хельги

Хельги (др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаического образа Хельги), Он - отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной дочерью; этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» - три песни о Хельги («Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru