Щелкан - персонаж русского эпоса. Но в отличие от Идолища
или Соловья-разбойника, Щелкан --
персонаж исторической песни, которая относится, скорее всего, к середине
XIII века. В его образе нет фантастических черт, нет ничего от мифологического
чудовища:
Щелкан — ханский представитель на Руси, баскак, занимающийся взиманием
дани в Золотую Орду. Он действует в исторических обстоятельствах татарского
ига. Песня о Щелкане — единственная, в сущности, песня, где воссоздана
картина ига: царь Азвяк Таврулович раздает своим родственникам рус-ские
города. Один из них — Щелкан — отправляется собирать дань:
С князей брал по сту рублев, С бояр по пятидесят, С крестьян по пяти рублев; У которого денег нет, У того дитя возьмет; У которого дитя нет, У того жену возьмет; У которого жены-то нет, Того самого головой возьмет.
В другом варианте:
Черт-от с улицы брал по куриие, Со избы брал он по петуху, Со бела двора он по добру коню, У кого коня нет, дак и жену возьмет, У кого жены нет, самого в полон возьмет. Где ли Щелкан побывал, Как будто Щелкан головней покатил.
По возвращении Щелкан просит царя «пожаловать» его «Тверью богатою».
Царь готов сделать это, но предлагает страшное условие:
— Гой еси. шурин мой Щелкан Дюдентевич! Заколи-тка ты сына своего, Сына любимого: Крови ты чашу нацеди, Выпей ты крови тоя, Крови горячия. И тогда я тебя пожалую Тверью старою, Тверью богатою...
Может быть, песня нарушает правдоподобие обстоятельств? Но этот эпизод
раскрывает народное восприятие ордынских порядков — кровавый характер завоевания
власти, получения ханского расположения и т. п. Щелкан без всяких колебаний
выполняет условие царя и получает во владение Тверь. Согласно одной версии
песни. Щелкана за его преступление проклинает его сестра:
— Да чтобы тебе, брателку, Да туда-то уехати, Да назад не приехати, Да остыть бы те, брателко, Да на востром копье, На булатном на ножичке.
Этим грозным пожеланием данная версия завершается.
Но есть версия, в которой как бы осуществляется проклятие сестры. Щелкан
садится судьей в Твери.
А. немного он судьею сидел: И вдовы-то бесчестити, Красны девицы позорити, Надо всеми надругатися, Над домами насмехатися.
В действиях Щелкана как бы осуществля-ются угрозы, которые в былинах
сулили Киев} татарские цари, но которых им не удавалось претворить в жизнь
из-за богатырей. В исторической песне с насильником расправляются не богатыри,
а горожане, но представителями их выступают «два удалых Борисовича»: они
словно бы замещают богатырей. «Мужики-богатые» жалуются им на Щелкана,
Борисовичи идут к татарскому баскаку с подарками тот принимает их, но «чести
им не воздал « зачванился, загорденился ».
— И они с ним раздарили: Один ухватил за волосы, А другой за ноги, И тут его разорвали, Тут смерть ему случилася.
Такая расправа — не в духе былинного эпоса. В песне нет поединка: с
насильником расправляются самым унизительным для него образом. Исследователи
находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают
в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к
народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло
это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая
опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни
на ком не сыскалося».
Тем самым финал песни говорит о том, что народ имеет право на суд над
насильниками и что кары с татарской стороны последовать не может.
А песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом,
вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе,
с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой —
его обреченность.
Отзывы
Читайте также:
Иисус Навин
Иисус Навин (предполагается тождество имени
Иисус с именем Ja?uia, известным по дипломатической переписке из египетского
архива Эль-Амарны 14 в. до н. э.; Nun - патронимическая форма от ... подробнее
Ликаон
Ликаон, в греческой мифологии:
1) аркадский царь, сын Пеласга. Ликаон
и его 50 сыновей отличались иечестивостью, слухи о которой дошли до Зевса.
Желая проверить справедливость этих обвинений, ... подробнее
Хайк
Хайк, Гайк (по народной этимологии, «исполин»), в армянской мифологии
герой, первопредок - эпоним армян. Согласно древним представлениям, Хайк
- астральный герой (в переводе Библии на армянский ... подробнее
Шакьямуни
Будда
Шакьямуни [санскр. sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен
также как Сиддхартха
(собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний
земной будда, ... подробнее
Гарпалика
Гарпалика, в греческой мифологии:
1) знаменитая фракийская воительница, дочь царя племени. Рано потеряла
мать и была воспитана отцом Гарпаликом, который обучил её
верховой езде и блестящему ... подробнее