Щелкан

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
Щелкан - персонаж русского эпоса. Но в отличие от Идолища или Соловья-разбойника, Щелкан -- персонаж исторической песни, которая относится, скорее всего, к середине XIII века. В его образе нет фантастических черт, нет ничего от мифологического чудовища:
Щелкан — ханский представитель на Руси, баскак, занимающийся взиманием дани в Золотую Орду. Он действует в исторических обстоятельствах татарского ига. Песня о Щелкане — единственная, в сущности, песня, где воссоздана картина ига: царь Азвяк Таврулович раздает своим родственникам рус-ские города. Один из них — Щелкан — отправляется собирать дань:

С князей брал по сту рублев,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублев;
У которого денег нет,
У того дитя возьмет;
У которого дитя нет,
У того жену возьмет;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.

В другом варианте:

Черт-от с улицы брал по куриие, 
Со избы брал он по петуху, 
Со бела двора он по добру коню, 
У кого коня нет, дак и жену возьмет, 
У кого жены нет,
самого в полон возьмет. 
Где ли Щелкан побывал, 
Как будто Щелкан головней покатил.

По возвращении Щелкан просит царя «пожаловать» его «Тверью богатою». Царь готов сделать это, но предлагает страшное условие:

— Гой еси. шурин мой Щелкан Дюдентевич!
Заколи-тка ты сына своего, 
Сына любимого:
Крови ты чашу нацеди, 
Выпей ты крови тоя, Крови горячия. 
И тогда я тебя пожалую Тверью старою, 
Тверью богатою...

Может быть, песня нарушает правдоподобие обстоятельств? Но этот эпизод раскрывает народное восприятие ордынских порядков — кровавый характер завоевания власти, получения ханского расположения и т. п. Щелкан без всяких колебаний выполняет условие царя и получает во владение Тверь. Согласно одной версии песни. Щелкана за его преступление проклинает его сестра:

— Да чтобы тебе, брателку,
Да туда-то уехати,
Да назад не приехати,
Да остыть бы те, брателко,
Да на востром копье,
На булатном на ножичке.

Этим грозным пожеланием данная версия завершается.
Но есть версия, в которой как бы осуществляется проклятие сестры. Щелкан садится судьей в Твери.

А. немного он судьею сидел:
И вдовы-то бесчестити, 
Красны девицы позорити, 
Надо всеми надругатися, 
Над домами насмехатися.

В действиях Щелкана как бы осуществля-ются угрозы, которые в былинах сулили Киев} татарские цари, но которых им не удавалось претворить в жизнь из-за богатырей. В исторической песне с насильником расправляются не богатыри, а горожане, но представителями их выступают «два удалых Борисовича»: они словно бы замещают богатырей. «Мужики-богатые» жалуются им на Щелкана, Борисовичи идут к татарскому баскаку с подарками тот принимает их, но «чести им не воздал « зачванился, загорденился ».

— И они с ним раздарили:
Один ухватил за волосы, 
А другой за ноги, 
И тут его разорвали, 
Тут смерть ему случилася.

Такая расправа — не в духе былинного эпоса. В песне нет поединка: с насильником расправляются самым унизительным для него образом. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося».
Тем самым финал песни говорит о том, что народ имеет право на суд над насильниками и что кары с татарской стороны последовать не может.
  А песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом, вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе,
с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой — его обреченность.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Койотобыль

Койотобыль («медведь»), в кетской мифологии сын мужчины и медведицы, нашедшей своего будущего мужа мёртвым в старой берлоге и оживившей его. Койотбыль является персонажем, обратным по отношению к ...
подробнее

Нестор

Нестор, в греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Единственный из двенадцати сыновей Heлея, уцелевший после войны пилосцев с Гераклом. В источниках это объясняется большей частью тем, что ...
подробнее

Амимона

           Амимона - в греческой мифологии одна из пятидесяти дочерей аргосского царя Даная. Посейдон, разгневавшись на аргоссцев, объявивших свою землю принадлежащей не ему, а Гере, лишил ...
подробнее

Тиндарей

Тиндарей, в греческой мифологии царь Спарты, супруг Леды. Его отцом называют спартанского царя Ойбала или мессенского героя Периера, матерью - наяду Батию или дочь Персея Горгофону (Paus. Ill I, ...
подробнее

Агамед

                Агамед - в греческой мифологии беотийский герой, сын орхоменского царя Эргина, знаменитый строитель, соорудивший вместе с братом Трофонием Дельфийский храм, святилище ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru