Церковные праздники: календарь и духовное значение

Религиозные традиции

01. Немного про календари, даты и движение Солнца.(Оглавление статьи.)

У славянских язычников-пахарей аграрный календарь был привязан к временам года. Смену времен года определяло положение солнца. Поэтому основные праздники славяне — язычники устраивали во время поворотных точек положения солнца.

Сейчас, из-за смены календарей, несовершенства отсчета дат или причин религиозного характера мы имеем смещение праздников по дням от природных событий. Например, в 2023 году, в России, чучело Масленицы сожгут 26 февраля, т.е. проводят зиму и встретят весну почти за месяц до дня весеннего равноденствия, который наступит 20-21 марта.

В тексте я буду указывать современные даты, а скобках, рядом, даты юлианского календаря, слово «примерно» в дате юлианского календаря я пишу потому, что в юлианском календаре имеется смешение около 1 дня за столетие.

В XXI веке смещение между юлианским и григорианском календаре 13 дней. А в XVII веке было 10 дней.

Календарь года считается по месяцам и условно соответствует лунному календарю, т.е. календарная дата условно зависит от фаз луны. При этом годовое движение солнца по небу имеет четыре поворотных точки положения солнца:

1 зимнее солнцестояние — 21 — 22 декабря ( примерно 1 декабря) , самая длинная ночь в году, языческий новый год, день начала зимы.

Для справки: в язычестве восточные славяне праздновали новый год в день зимнего солнцестояния. После принятия христианства и юлианского календаря, празднование Нового года проводилось 1 марта. В 1492 году (7000 лет от сотворения мира), царь Руси Иван III Великий перенес празднование Нового года на 1 сентября, а в 1699 году (7207 лет от сотворения мира), Петром I, празднование Нового года было перенесено на 1 января.

2 весенние равноденствие — 20-21 марта ( примерно 1 марта), день равен ночи, в язычестве проводы зимы, начало весны.

3 летнее солнцестояние — 21-22 июня ( примерно 1 июня) самый длинный день в году, в язычестве проводы весны, начало лета.

4 осеннее равноденствие — 21-22 сентября ( примерно 1 сентября) день становится равен ночи, лето заканчивается, начинается осень.

Восточных славян, которые занимались земледелием и как основою культуру выращивали зерновые, считали очень важными эти четыре точки солнеца, так как они обозначали смену времен года. Смена времен года задавала время проведения аграрных работ, и определяла время проведения праздников. Например день-ночь зимнего солнцестояния считались концом старого года и началом Нового. Между переломными точками года существовали промежуточные праздники, которые были привязаны к аграрному календарю — праздник начала пахоты, начала полевых работ, праздник сбора урожая и так далее.

Можно предположить, что абсолютно вся обрядность праздников во время язычества восточных славян была привязана к определенным работам аграрного календарного цикла. Потому что задачи важнее, чем выращивание зерновых не существовало. Урожай означал жизнь, неурожай большие проблемы. Существовали отдельные некоторые ритуалы связанные, например, с природными стихийными бедствиями — засухами, заморозками, градом и др.

В течении десятков а может и сотен лет , после Крещения Руси в 988 году, продолжалась традиция празднования языческих праздников. Такие языческие празднования вступали в конфликт с догматами православной веры. Так как языческие традиции окончательно искоренить не получалось, то постепенно эта языческая обрядность изменила свои формы и стала частью христианской обрядности внешне, оставаясь с языческим наполнением. По времени празднована старые языческие праздники смещались таким образом что бы не вступать в противоречие с христианскими правилами. Давайте рассмотрим такие празднования.

Календарные праздники

Это древнерусские праздники, связанные с природным календарём. В эти даты меняется положение Солнца на небосводе. И предки русского народа считали, что, так или иначе, в это время изменяется жизнь каждого человека, живущего на земле. Список главных праздников старинного годового круга:

  • Коляда (день зимнего солнцестояния);
  • Комоедица или Масленица (день весеннего равноденствия);
  • Купала (день летнего солнцестояния);
  • Осенины (день осеннего равноденствия).

Первый зимний праздник

Первый зимний праздник — Коляда. Он отмечается 22—25 декабря. Заканчиваются «тёмные» дни, и появляется «новое» солнце. Оно всё выше поднимается над горизонтом и понемногу увеличивает световой день. На Коляду принято устраивать массовые вечерние гуляния с ряжеными, игрищами и песнями. Раньше в деревнях люди, одетые в странные наряды, заходили в каждый двор. Они пели песни-колядки с пожеланиями благополучной жизни в новом солнечном году, а взамен получали угощения от хозяев дома.

Комоедица или Масленица

Согласно старинному календарю, Масленица приходится на 20—21 марта. Это большой праздник прихода весны. С этого периода день начинает заметно удлиняться, а ночь становится короче. На Комоедицу пекут блины, как символы яркого тёплого Солнца, и водят хороводы. Возносятся просьбы о будущем хорошем урожае. Устраиваются весёлые народные гуляния с играми. А в конце праздника сжигается большая кукла Марена, олицетворяющая зиму, стужу и все пережитые за холодное время невзгоды.

День летнего солнцестояния

Древний праздник Купалы празднуется 23—24 июня каждого года. Начиная с этого дня Солнце начинает обратное движение по небосводу: дни укорачиваются, а ночи становятся длиннее. Чествование самой жизни во всех её проявлениях идёт в эти дни:

  • На Купалу люди благодарят силы природы за всё живое и растущее.
  • Славят стихии огня и воды.
  • Водят хороводы и собирают лекарственные травы.
  • Жгут ритуальные костры и проводят очистительные омовения в речных водах, которые обретают в эти дни целебную силу.

Большинству современных россиян этот праздник знаком как день Ивана Купалы. Вероятно, слово «Иван» прикрепилось к названию языческого праздника с появлением христианства на Руси. День рождения христианского святого Иоанна Предтечи приходится на близкую дату — 24 июня. Возможно, праздник был использован религиозными деятелями для укрепления позиций православия в народной среде через соединение с русскими обрядами и обычаями.

https://youtube.com/watch?v=hDGvDGy1YqA

Праздник урожая

Осенины, пожалуй, — самый малоизвестный старорусский праздник. Он отмечается 21—22 сентября в день осеннего равноденствия. Это праздник урожая, во время которого большая семья или община собирается за богатым столом. Люди угощаются хлебом, испечённым из муки свежего помола, праздничными блюдами из свежих злаков, овощей и фруктов. Воздаются благодарности матери-земле за щедрые осенние дары. Раньше в эти дни зажигали «новый» огонь в печах и постепенно начинали готовиться к зиме под крышей дома.

Христианские праздники

Период формирования христианских праздников и традиций приходится на V-VI века. Самым важным праздником у христиан считается дата Воскресения Иисуса Христа, Пасха, которая отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Согласно общецерковному календарю, христиане празднуют:

  • Рождество (7 января),
  • Крещение (19 января),
  • Сретение (15 февраля),
  • Благовещение (7 апреля),
  • Вербное воскресенье (отмечается за неделю до Пасхи),
  • Вознесение Господне (отмечается на 40-й день после Пасхи),
  • Троицу (отмечается на 50-й день после Пасхи),
  • Преображение Господне (19 августа),
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа),
  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября),
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).

Все христианские духовные традиции опираются на церковные догматы, основной из которых ― уверенность, что после второго пришествия Христа умершие смогут воскреснуть плотью, а те, кто жил на Земле праведно, смогут войти в Царствие Небесное и получить вечную жизнь.

Троица (Пятидесятница)

Троица, также известная как Пятидесятница, отмечается на 50-й день после Пасхи и посвящена событию, когда Святой Дух сошел на апостолов. Этот праздник символизирует рождение Церкви и начало ее миссии по распространению христианства.

Верующие украшают храмы и свои дома зеленью и цветами, особенно березовыми ветками, как символом обновления природы и духовного возрождения.

Традиционное богослужение в день Троицы включает чтение молитв и песнопений, посвященных Святому Духу, а также проведение крестного хода вокруг храма. В этот день верующие также молятся о благополучии своих близких, особенно тех, кто ушел из жизни.

04. Красная горка. (Оглавление статьи.)

Художник Федор Сычков. «Праздник Красная Горка»

Красная горка -праздник весеннего цикла. Празднуется в первое воскресение после пасхи. Празднование весны — языческая обрядность. Празднование включает хороводы и игры, молодежные гуляния, проведение свадеб. Проводили обряд закликания (зазывания) весны ( обряд закликания весны мог проводится во время разных православных праздников — Благовещенья, Егория Вешнего и т.д., в зависимости от местных условий.). В общем случае обряд закликания включал выпечку обрядового печенья и хлеба в виде птиц
— жаворонки ( доп. см. ст.
«Культ печеного хлеба у восточных славян), хороводы с пением обрядовых песен. Часто молодежь встречала восход солнца на высоком месте.

Красная горка традиционный день поминовения мертвых. На красную горку посещали могилы родственников. Приносил на могилы пожертвования еду и напитки. Обрядность Красной горки соответствовала обрядности языческого культа предков.

По одной из версий название Красная горка произошло от обычая встречать восход и вообще праздновать этот праздник на возвышенностях. По другой версии такое название связанно с возжиганием огней на возвышенностях. Красной горкой могли именоваться и места совершения языческих ритуалов.

Главные праздники православной христианской традиции

Пасха считается «торжеством торжеств», когда совершилось наибольшее христианское таинство. Далее следуют двунадесятые праздники. Их всего 12. Три из них являются переходящими. Это значит, что дата проведения торжеств меняется из года в год в зависимости от того, в какой день отмечается Пасха. Это:

  • Вербное воскресенье, или, как его называют по церковному календарю, Вход Господень в Иерусалим;
  • Вознесение Господне;
  • Троица.

Остальные девять всегда отмечаются в один и тот же день, то есть являются непереходящими. Среди них:

  • Рождество Христово;
  • Крещение;
  • Сретение;
  • Благовещенье;
  • Рождество Богородицы;
  • Введение Богородицы во храм;
  • Успение пресвятой Богородицы;
  • Воздвижение креста Господня.

Далее следуют пять великих празднеств, к которым относят:

  • Обрезание Господне;
  • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи);
  • Петра и Павла;
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя;
  • Покрова.

Кроме того, существует множество престольных праздников, которые посвящены разнообразным событиям церковной истории и связаны с жизнью Христа и Богородицы. Также празднуются дни воздвижения храма. Последние праздники имеют местное значение.

Масленица и Пасха

В народном календаре славян на границе зимы и весны был праздник Масленицы, предваряющий Пасху. На масленичную неделю было принято развлекаться, печь блины и ходить в гости. А ещё сжигать чучело Масленицы, чтобы прогнать зиму. Кажется знакомым, не так ли? Современные православные христиане тоже празднуют Масленицу. Только церковью она называется Сырная седмица. В эту неделю запрещено есть мясо, но разрешено употреблять молоко и яйца. Поэтому верующие не отказывают себе в удовольствии напечь блинов и отправиться с ними в гости. Весёлые гуляния на Масленицу, бывшие языческими обрядами, находят место и в жизни современных людей.

Также славянские народы ещё до принятия христианства праздновали Пасху. У южных славян она называлась весенним Юрьевым днём. По традиции Пасху отмечали три дня. В это время красили варёные яйца и пекли пасхальный хлеб. А до конца XIX века на Пасху жгли костры, что было отражением языческих истоков этого праздника. Современная Пасха приурочена к Воскресению Христову и является переходящим праздником. Однако традиция печь куличи и красить яйца в этот день сохранилась.

Еще:

  • Как алкоголь погубил Довлатова
  • Какой фильм космонавты обязательно смотрят перед стартом и почему?
  • Как Екатерина II захватила власть над Российской Империей
  • Какие привычки из СССР, по мнению иностранцев, русские не могут пережить?
  • Банда «Фантомасы»: братья Толстопятовы наводили ужас на Ростов-на-Дону

С какими проблемами столкнулись христианские священники на Руси

С приходом христианства на Русь у народа появились некоторые трудности. Народный славянский календарь не совпадал с календарём от Рождества Христова. Новый церковный календарь стали подгонять под народный. Стали запрещать одни праздники и переносить другие. Так, день Купалы стали называть днём Иоанна Крестителя, а день Триглава стал Троицей. Но от этого стало только хуже.

В народе поднялись бунты, поэтому Ивану III пришлось узаконить двоеверие. Официальным стали считать церковный календарь, а старым пользовались в народе. Получилось так, что языческие и христианские праздники слились. Многие праздники языческих богов, отмечаемые осенью, стали спасами. А, например, весенние сгруппировались вокруг Пасхи. Даты поклонения мелким богам стали одинаковыми с престольными праздниками.

Обряды, ходившие в народе на дохристианские праздники, полностью искоренить не удалось. Священники понимали, что русские, привыкшие отмечать праздники с размахом, не могут быстро перестроиться. Разумеется, монотонные богослужения и молитвы не шли ни в какое сравнение с языческими гуляниями. Поэтому многие элементы древнерусских обычаев включили в православные праздники.

Христианские таинства.

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых под видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак (церковный) и елеосвящение (соборование). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь – крещение, причащение, брак.

Крещение – таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. При крещении человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквах, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание – таинство, целью которого является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом – миррой.

Причащение (евхаристия) – таинство, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими тело и кровь Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся стелесниками Иисуса Христа, участниками божеского естества.

Покаяние (исповедь) – раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения (отпущение грехов) именем Христа. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство – таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно церковному вероучению, священство есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью, делающей его посредником между Богом и людьми. Священство имеет три степени: дьякона, пресвитера и епископа.

Брак – таинство, которое совершается при заключении церковного брака. Будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение таинства брака благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таким образом, сам Бог оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридический или экономический, а нравственный элемент, который тождествен религиозному.

Елеосвящение (соборование) – таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, которые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Православная церковь учит, что елеосвящение исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за елеосвящением исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.

Оцените статью