Эдип - в греческой мифологии сын фиванского царя Лая
и Иокасты. Так как Лаю была предсказана
Аполлоном смерть от
руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон,
проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка
от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился
над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался
на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу,
назвавшему мальчика Эдипом («с опухшими ногами») и воспитавшему его как
родного сына. Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший
житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески
успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться
в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул
вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться
на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной,
Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке
трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении
слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым
скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего,
его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты
Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб
от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку
обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс.
В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские
граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный
свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников,
после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище
и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное Эдипу
в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20
лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо
детей: Полиник, Этеокл,
Антигона, Йемена. Только
по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой
и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая,
Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить,
чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза
золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был
изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря
на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит
до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где
ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его
Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих
столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне,
в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно
на родину брат Иокасты Креонт получает суровый
отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся
к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает
обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель
в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки
подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту
своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной
кончине: Эдипа поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло,
остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью
передать своему наследнику. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям
Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Другие источники сохранили более
ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают
Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его
к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена
местного царя, занятая стиркой белья (Schol. Eur. Phoen. 26-28, Hyg. Fab.
66, 67). Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним
пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдип
находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т.
е. люди, не знающие о месте его рождения. Существенно различаются и обстоятельства
его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип
отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого
он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает
его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс
и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой
мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство
показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу
прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе
некогда подброшенного сына (Schol. Eur. Phoen. 1760). В этой связи особое
значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается
мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после
гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом
в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается
Эдип и побеждает чудовище в сражении. Состязание со Сфинкс в умственных
способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно,
не раньше 7 в. до н. э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого
рода загадок и фольклорных головоломок.
Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания
о происхождении детей Эдипа. Согласно «Одиссее» (XI 271-280), боги скоро
открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать
(у Гомера она зовется Эпикастон) повесилась, а Эдип
продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями.
Вторую жену Эдипа аттический автор нач. б в. до н. э. Ферекид (frg. 48)
называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых
выше.
Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший
фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том
же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный
соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын
не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении
зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение
с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован
в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном,
его не узнанным сыном от Кирки; вариантом
того же мотива можно считать смерть Акрисия
от руки его внука Персея, выросшего на
чужбине.
В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного
младенца вдали от места рождения, что в конечном счёте приводит к тому
же результату; обычному в таких случаях посмертному «узнаванию» отца в
упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой
в Эдипе убийцы её первого мужа.
Отзывы
Читайте также:
Мороз
Морозко (Мороз) Персонаж сказочного и обрядового фольклора.
Представление о Морозко в русском фольклоре отличается разнообразием
вариантов. В сказках это величественный старик, живущий в ... подробнее
Ментор
Ментор, в греческой мифологии:
1) отец Имбрия; в облике Ментора Аполлон
побуждал к сражению Гектора
2) сын итакийца Алкима, друг Одиссея,
принявший попечение над Телемахом и другими ... подробнее
Горации
Горации (Horatii), в римской мифологии три брата-близнеца, сразившиеся
во время войны с Альба-Лонгой при царе Тулле Гостилии с тремя Куриациями,
своими двоюродными братьями из Альба-Лонги, чтобы ... подробнее
Хважарпыс
Хважарпыс (от хуаже, «рододендрон», и арпыс, «молодец»), герой абхазского
нартского эпоса. Хважарпыс стал женихом Гунды
- красавицы, единственной сестры ста братьев-нартов,
после того как одолел ... подробнее
Алкафой
Алкафой - в греческой мифологии сын царя Пелопа
и Гипподамии, брат Атрея
и Фиеста. Когда сын мегарского царя Мегарея
был растерзан львом, отец обещал выдать свою дочь за того, кто ... подробнее