Эней,
в греческой и римской мифологиях сын Анхиса
и Афродиты (рим. Венеры).
Рождённый богиней на горе Ида или на берегу Симоента, Эней до пяти лет
воспитывался у горных нимф. Сначала
он не принимал участия в обороне Трои
и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом
из родных мест. Имя Энея называется в «Илиаде» среди славнейших троянских
героев, он участвует во многих важных сражениях, хотя в решающих встречах
с Диомедом и Ахиллом Эней терпит поражение
и избегает гибели только благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона
и Посейдона (V 297-317,
432-448; XX 79-352); настроенный обычно враждебно к троянцам, Посейдон
спасает Энея, т. к. тому предназначено судьбой сохранить царский род Дардана
(XX 302- 308; Hymn. Horn. IV 196-199). Этот мотив получил развитие в киклической
поэме «Разорение Илиона», где было изображено, как Эней, увидев зловещее
предзнаменование в гибели Лаокоона, ушел
из Трои ещё до нападения ахейцев; он, по-видимому продолжал царствовать
в предгорьях Иды, либо на восточном берегу Геллеспонта, близ города Дардан.
В более поздних источниках появился мотив бегства Энея из разоренной Трои.
Один из таких вариантов проник не позже рубежа 6-5 вв. до и. э. к этрускам
и лег в основу мифа о переселении Энея в Италию и основании им Рима. Эта
версия, вобравшая в себя в течение нескольких столетий дополнительные эпизоды
и местные италийские легенды, стала господствующей к середине 1 в. до н.
э. и получила окончательную обработку у Вергилия в «Энеиде».
По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться с проникшими
в город ахейцами, но получил от богов приказ оставить Трою вместе с престарелым
Анхисом и малолетним сыном Асканием (Юлом);
жена Энея Креуса по воле тех же богов исчезла
в самом начале пути из Трои. Захватив с собой священные изображения троянских
богов, Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски
новой родины. По пути он попадает во Фракию и Македонию, на Крит и остров
Делос, в Лаконию и Аркадию, на острова Ионийского моря и в Эпир, где встречает
Андромаху,
вышедшую замуж за Елена. Дважды Эней заносит
в Сицилию, где умирает Анхис и Эней устраивает на его могиле погребальные
игры. Страшная буря, обрушившись на корабли героя, уничтожает большую их
часть, а самого Энея забрасывает в Карфаген. Здесь его гостеприимно встречает
царица Дидона, любовь которой надолго задерживает
Энея в Карфагене. Когда, наконец, по велению богов он отправляется дальше
в путь, он достигает италийского города Кумы и, совершая с помощью местной
пророчицы - кумской сивиллы нисхождение
в царство мёртвых, получает предсказание о своей судьбе и будущем своих
потомков. Дальнейший путь ведет Энея в Лаций, где местный царь Латин
готов отдать Энею руку своей дочери Лавинии
и предоставить место для основания нового города, но для этого Энею приходится
вступить в тяжелую борьбу с Турном - вождем
местного племени рутулов, также претендующим на руку Лавинии. Эней побеждает
в поединке Турна, и троянские божества получают новое пристанище на италийской
земле, которая становится преемницей славы троянцев. Если на эолийском
побережье М. Азии в 8-7 вв. до н. э. генеалогия Энея, сына Афродиты, возводившего
к тому же своё происхождение со стороны отца к самому Зевсу, отражала династические
претензии знатного рода Энеадов (намеки на соперничество между родом Приама
и родом Энея встречаются в «Илиаде», XIII 459-461; XX 302-307), то в Риме
последних десятилетий 1 в. до н. э. имя Энея приобрело особую популярность
в связи с тем, что потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители
рода Юлиев (в т. ч. Юлий Цезарь и Август). Поскольку между
традиционными датами падения Трои (1184 до н. э.) и основания Рима (754
до н. э.) возникал промежуток в несколько столетий, это последнее событие
стали приписывать не Энею, а его далёким потомкам, завершающим список царей
Альба-Лонги,
который якобы был заложен Асканием.
Отзывы
Читайте также:
Дох
Дох, в кетской мифологии первый великий шаман,
культурный герой, установивший основные законы. Один из участников сотворения
мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары,
нырнувшей на дно моря и доставшей тину со дна. Связь Доха с гагарой (видимо,
первоначально тотемическая) обнаруживается и в кетском и югском (сымском)
предании о сыне Доха, который, падая с неба на землю, обернулся гагарой;
хотя он и кричал людям, бившим его камнями, что он человек, но люди ( ... подробнее
Шао-хао
Шао-хао
[букв, «младший безбрежный (как небо)»], древнекитайской мифологии мифический
правитель, по некоторым историзованным версиям, внук или правнук
Хуан-ди,
наследовавший его престол. Согласно преданиям, мать Шао-хао по имени Нюй-цзе
зачала его после того, как увидала во сне огромную звезду,
опустившуюся на землю; по другой версии, мать Шао-хао по имени Хуан-э
была небесной ткачихой, которая ткала по ночам, а днём плавала на плоту
по водным просторам (видимо, соединявшим небо ... подробнее
Эвридика
Эвридика,
в греческой мифологии:
1) жена фракийского певца Орфея. Однажды,
когда Эвридика с подругами-нимфами
водила хороводы в лесу, её ужалила змея
и Эвридика умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в аид.
Звуками своей лиры он укротил Кербера
и растрогал Аида и Персефону,
которые разрешили Орфею вывести Эвридику на землю при условии, что он не
взглянет на неё прежде, чем придёт в свой дом. Орфей нарушил запрет и навсегда
потерял Эвридику. (Apollod. ... подробнее
Субхути
Субхути - в буддийской мифологии ученик Шакьямуни.
В основе образа Субхути, по-видимому, реальное историческое лицо. Субхути
упоминается в текстах всех основных направлений буддизма, но в «Типитаке»
он занимает второстепенное место по сравнению с такими учениками Шакьямуни,
как Ананда, Шарипутра
и Маудгальяяна. Тем не менее уже там
его считают первым среди «живущих в уединении» (отшельников-аскетов). В
махаяне, особенно в сутрах цикла «Праджняпарамиты», Субхути - один из главных
учеников Шакь ... подробнее
Несс
Несс, в греческой мифологии один из кентавров,
известный своим коварством. После битвы Геракла
с кентаврами жил у реки Эвен, перевозил за плату путников. Когда переправлялся
через реку Геракл, Несс, перевозивший молодую жену Геракла Деяниру,
покусился на её честь. Она закричала, и Геракл, переплывший реку вплавь,
пронзил Несса стрелой. Умирающий кентавр, желая отомстить Гераклу, посоветовал
Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь
Геракла (впоследствии Деян ... подробнее