Эрхий-мерген («стрелок Большой палец»), Тарбаган-мерген («стрелок-сурок»);
в мифологии монголов и ойратов, иногда также тувинцев и алтайцев чудесный
охотник-лучник, культурный герой. Он сбивает выстрелом лишние
солнца, которых первоначально
было несколько: два, три, четыре и т. д.; не попав в последнее, превращается
в степного сурка - тарбагана. В вариантах мифа, где отсутствует объяснение
выстрела необходимостью уничтожить лишние солнца, мишенью Эрхий-мергена
является единственное солнце. Мир спасает вмешательство бога. Он прерывает
разрушительную деятельность Эрхий-мергена сразу (отрубает ему палец, превращает
в тарбагана) или обманным путем: предлагает герою, решившему стрелять по
солнцу и луне, сначала для пробы попасть в созвездие Мичит, а сам тайком
убирает из созвездия одну звезду; когда же Эрхий-мерген метким выстрелом
сбивает одну из звёзд, бог незаметно возвращает на её место спрятанную
ранее и убеждает стрелка, что тот промахнулся. Согласно другим сюжетам,
замечательный стрелок был обращён в тарбагана за то, что дерзнул состязаться
в стрельбе с богом и проиграл, но и поныне он продолжает это состязание;
его подземные стрелы (чума) страшнее небесных. Поэтому в него нельзя стрелять
из лука: он утащит стрелу в нору и станет оборотнем
(монг. оролон). Иногда снимается и космический масштаб события: герой стреляет
не в светило, а в птицу, обычно
- в ласточку, но промахивается,
задев стрелой лишь кончик её хвоста, с тех пор оставшийся расщеплённым
(ср. китайский миф, когда выстрелы стрелка и в солнце, и в птицу совпадают,
поскольку солнце представляется золотым вороном).
Сам он зарывается в землю, превратившись в тарбагана (часто - во исполнение
заклятия, наложенного на себя перед выстрелом). Этот сюжет, вероятно, отразился
в предании о наказании Чингисханом
брата - меткого стрелка Хасара за неудачный выстрел в птицу;
в бурятской версии стрелок Тас-Хара (искажение имени Хасар) за это был
по горло зарыт в землю. Ср. миф индейцев прерий, в котором охотник на орла
прячется в яму, подобно росомахе, идентифицируясь с ней - «оппозиция хтонического
охотника и небесной добычи» (Леви-Строс); тарбаган же и росомаха, очевидно,
относятся к одному классу мифологических персонажей. Хтонический характер
образа Эрхий-мергена обнаруживается и в том, что в ряде мифов он брат Хан-Харангуя,
хтонического богатыря, противостоящего небу.
Отзывы
Читайте также:
Муса
Муса, в мусульманской мифологии пророк. Соответствует
библейскому Моисею. Коранический рассказ о Мусе
(см. 2:48-130; 7:101-160; 10:76-88; 20:8-97; 26:9-67; 28:2-
76; 40:24-56) следует в основном ... подробнее
Лай
Лай, Лаий (Лаюс), в греческой мифологии фиванский царь, сын Лабдака,
отец Эдипа. Лабдак погиб, не успев вырастить
наследника (Лаю было всего год). Власть в Фивах на время перешла в чужие
руки, а ... подробнее
Кипарис
см. Кипарис (растение)
Кипарис в греческой мифологии юноша, сын Телефа,
любимец Аполлона. Овидий
в «Метаморфозах» рассказывает историю о привязанности Кипариса к прекрасному
оленю,
которого ... подробнее
Майтрея
Майтрея
(санскр. maitreya, пали metteyya, «связанный с дружбой»), в буддийской
мифологии бодхисатва и будда
грядущего мирового порядка. Майтрея - единственный бодхисатва, которого
признают все ... подробнее
Исмена
Исмена,
в греческой мифологии сестра Антигоны,
не способная разделить её героическую решимость похоронить брата Полиника
вопреки запрету царя Креонта. Когда Антигону
приводят к царю, Исмена ... подробнее