Эсфирь, Eсфирь (евр. Esther,), в иудаистической мифологии героиня,
спасшая свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса
(именуемого в Библии Артаксерксом); главный персонаж Книги Есфири, вошедшей
в иудейский (ветхозаветный) канон, которая читается в праздник пурим. Иудейка
Эсфирь (её имя также было Гадасса), будучи сиротой, жила в Сузах и воспитывалась
родственником Мардохеем (греч., в оригинале: Мордехай). После того как
царь, разгневанный на царицу Астинь (греч. в оригинале: Вашти),
отказавшуюся явиться на званый царский пир, её устранил и приказал собрать
прекрасных девиц со всего царства, его выбор пал на Эсфирь, избранную им
царицей. Через неё Мардохей извещает царя о готовящемся против
него заговоре и тем самым спасает ему жизнь, о чём царь приказывает записать
в памятной книге. Как правоверный иудей, Мардохей отказывается кланяться
царскому любимцу визирю Аману, который этим уязвлён настолько,
что замышляет погубить весь иудейский народ и добивается от царя рассылки
по всем подвластным областям приказа о поголовном его истреблении. Мардохей
взывает о помощи к Эсфири, и та после трёхдневного поста и молитвы незванной
является к царю (за что ей грозит смертная казнь). Однако царь проявляет
к ней милость и обещает исполнить любое её желание, но Эсфирь ограничивается
приглашением его вместе с Аманом к себе на пир. На пиру царь повторяет
своё обещание, но она лишь снова зовёт их к себе назавтра. Аман, исполненный
гордости, решает просить царя повесить Мардохея и готовит виселицу вышиной
в пятьдесят локтей. В эту ночь царю не спится, и он приказывает читать
ему памятную книгу. Прочитав о разоблачении заговора Мардохеем, царь решает
почтить его и наутро приказывает Аману провести его по городу в царском
облачении и верхом на царском коне.
Вечером на пиру Эсфирь открывает своё желание, прося царя пощадить
её вместе с её народом, и объявляет Амана своим врагом. Царь в гневе выходит
в сад, а Аман припадает к ложу Эсфири моля её о заступничестве; увидев
это, вернувшийся царь решает, что тот насилует царицу. Амана вешают на
виселице, уготованной им Мардохею, который занимает его место при дворе
и рассылает по областям письма, отменяющие избиение иудеев, а дни, когда
оно было назначено, объявляются праздником пурим («днем празднества и веселья»).
Приурочение изложенных событий к празднику пурим (неясного происхождения)
объясняется тем, что Аман, выбирая день для истребления иудеев, бросал
жребий - пур (Есф. 9, 17; 9, 24- 26; Ср. 3, 7).
Отзывы
Читайте также:
Коркут
Коркут, Хорхут, в мифологии казахов первый шаман,
покровитель шаманов и певцов, изобретатель струнного инструмента кобыз.
До принятия ислама Коркут - Божество (на что указывает его связь с ... подробнее
Алеша Попович
Из славного Ростова, красна города, Как два ясные сокола вылетывали, Выезжали два могучие богатыри, Что по именю Алешенька Попович млад А со молодом Екимом Ивановичем. Гуляя в ... подробнее
Ахалья
Ахалья - в индийской мифологии супруга риши Гаутамы. По одному
из мифов, однажды в отсутствие Гаутамы царь богов Индра
явился в его обитель и соблазнил Ахалью, приняв облик её мужа ... подробнее
Кай Кубад
Кай Кубад (фарси), Кави Кавата (авест.), в иранской мифологии
и легендарной истории иранский царь, основатель династии Кейянидов.
Согласно «Шахнаме», призван на пустующий после смерти ... подробнее
Атрахасис
АТРАХАСИС (аккад., «превосходящий мудростью»), в аккадской мифологии герой мифа о потопе. Миф известен в старовавилонской (сер. 2 тыс. до н. э.), новоассирийской и поздне-вавилонской (1 ... подробнее