Хараппская цивилизация. Приход индоариев. Веды. Система варн.



Древнейшей цивилизацией долины страны была цивилизация долины Инда - хараппская, названная по имени крупнейшего города - Хараппы (другим ее известным центром являлся Мохенджо Даро). Она существовала на протяжении 3 тысячелетия до н.э. Хараппцы строили благоустроенные каменные города, с развитой системой канализации. Видимо, в культурном и экономическом отношении их цивилизация была тесно связана с шумерской.

В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам - современному неиндоевропейскому населению страны, сдвинутому, правда, на юг полуострова. Духовная сфера хараппцев известна не очень хорошо, наиболее ценным источником по мифологии религии являются печати с изображениями различных божеств и животных (например, рогатое божество со скрещенными ногами в окружении зверей, напоминающее шумерских богов и, еще больше, кельтского Цернунна).

Эта цивилизация погибла по не вполне ясным причинам, одной из которых, по-видимому, было вторжение индоариев.

Индоарии, одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, пришли на полуостров с Северо-востока. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского (у них не было городов, и, более того, настоящие города у них начали появляться лишь через сотни лет после завоевания страны) за двумя существенными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы использовали боевые колесницы. Из истории мы знаем, что, это давало серьезные преимущества над неповоротливыми армиями древневосточных государств, будь то Ближний восток, Центральная Азия или Индостан. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием (в частности, знаменитыми боевыми топорами). Все это, вкупе с воинственностью, позволило индоариям стать хозяевами субконтинента.

Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства (все сказанное относится не только к индоариям, но и вообще индоевропейцам той эпохи в целом). Но совершенно иначе дело обстояло в духовной сфере.

Индоариям принадлежат Веды - замечательный памятник древнейшей религиозной литературы. Существуют четыре веды - Ригведа (Книга гимнов), Самаведа (Книга напевов), Яджурведа (Книга жертвоприношений), Атхарваведа (Книга заклинаний). Наиболее знаменита и важна с точки зрения сохранения мифологического наследия Ригведа.

Она представляет собрание гимнов, авторы которых обращаются к многочисленным богам.

Индоарийское общество характеризуется варновой системой, отраженной в ведах. Первоначально существовали три варны - брахманы, кшатрии и вайшьи. Брахманы - жречество олицетворяли религиозно-духовную власть. Кшатрии - военное сословие осуществляли государственно-политическое руководство. Вайшьи - торговцы и земледельцы занимались непосредственно хозяйственно-производственной деятельностью.

Разумеется, это в какой-то мере теоретическая концепция. Из более поздней эпохи мы знаем, что царями становились и брахманы и даже вайшьи, узурпируя тем самым функцию кшатриев. Но все же, данная концепция активно проводилась в общественную жизнь.



Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Махабхарата 2. Скитания Пандавов.

Получив свою долю царства Куру, Пандавы построили новый город, прекрасный как само царство Индры, назвав его Индрапрастха (теперь это Дели). Сам великий зодчий асуров Майя построил там невиданный дворец с золотыми колоннами и стенами из драгоценных камней, окруженный лотосовыми прудами и благоухающими рощами. Затем Юдхиштхира и братья его совершили великое жертвоприношение Раджасуйя. И старший из Пандавов был помазан на царство. Но позавидовал счастью двоюродных братьев злой Дурьодхана. ...
подробнее

Появление Гаруды

Сыновей Дашаратхи спасло только неожиданное появление божественной птицы Гаруды: Волшебным огнем воссиял из потемок пернатый Божественный Гаруда, этот потомок Винаты. И змеи, что стрелами были в руках чародея, Змеиной природе противиться дальше не смея, Проворно из ран ускользнули при виде Супарны. Ведь змей пожирателем издавна слыл Огнезарный! Царь птиц, наклоняясь над мужами в зияющих ранах, Безмолвно коснулся перстами их лиц осиянных. ...
подробнее

Буддизм и джайнизм как мифологии

В своем современном «воплощении» и буддизм, и джайнизм — религиозно-философские системы; религии в них гораздо больше, чем мифологии. Некоторые исследователи конца XIX — начала XX в. даже утверждали, что первоначальный, «канонический» буддизм был совершенно свободен от мифологии; сегодня эта точка зрения опровергнута, но не подлежит сомнению, что ранние буддийские тексты почти не содержат мифологических образов и сюжетов. Джайнская традиция более мифологична, но и в ней главное — этические и философские ...
подробнее

Воспитание пандавов и кауравов

Дхритараштра стал регентом царства, а сыновей Панду воспитывал вместе с их двоюродными братьями кауравами брахман Дрона, лучший знаток оружия. В играх пандавы, среди которых выделялся силой и доблестью Арджуна, часто побеждали своих братьев, и те, в особенности Дурьодхана, испытывали к пандавам зависть, которая постепенно переросла в ненависть.
подробнее

«Еретические праздники»

Разумеется, этими десятью празднествами список индийских народных праздников не исчерпывается. Как уже говорилось, праздников в Индии насчитываются сотни, но далеко не все из них имеют общеиндийское значение. В каждом храме, посвященном какому-либо божеству, отмечаются собственные праздники. «Как правило, каждый индус выбирает для себя несколько религиозных церемоний, в которых принимает участие, а есть и такие, как, например, члены касту баулов, которые ни участвуют ни в одной» (Альбедиль). ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru